Изабелла Вагнер - Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы"
Описание и краткое содержание "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы" читать бесплатно онлайн.
В странах с развитой социальной поддержкой родителям легче изыскивать средства. Я имею в виду, что в европейской системе образования открыт доступ к бесплатному обучению общего профиля. Медицинская страховка в некоторых странах входит в систему обязательного социального страхования, и многие семьи могут сэкономить (выкроить за счет этого деньги на обучение). Очевидно, что среди учащихся-виртуозов трудно найти детей, чьи родители безработные или имеют минимальный заработок.
Однако не все так безоблачно. Кредитоспособность родителей является важным элементом отбора, и если денег нет, скорее всего, ученику откажут. Большинство родителей-новичков испытывают затруднения с оплатой требуемой суммы и приспосабливают свою семейную жизнь под ожидания преподавателя, и здесь дело не только в деньгах. Даже те, кто стоит на нижних ступеньках среднего класса, будут продолжать оплачивать занятия детей, потому что считают образование детей самым главным. Родители мобилизуют все виды ресурсов, сосредоточив внимание на будущей карьере ребенка. И это еще одно объяснение, почему не бросают учебу в основном дети родителей-музыкантов: они знают, каким будет результат, если все получится.
Кредитоспособность родителей является важным элементом отбора, и если денег нет, скорее всего, ученику откажут.
Проанализировать финансовое участие родителей относительно легко – гораздо труднее проанализировать затраты времени. Чтобы обеспечить полноценные занятия ребенка, родители используют один из двух вариантов.
Во-первых, юные скрипачи (это также относится к танцорам, фигуристам, гимнастам и прочим талантам), как правило, посещают специальные школы, где предусмотрено сокращенное время для освоения общеобразовательной программы.[59] Половину дня они проводят в школе, а вторую половину посвящают инструментальной практике. Дважды в неделю или чаще они ходят на уроки скрипки, добавить к этому другие музыкальные уроки (например, фортепьяно). Для того чтобы сэкономить время на проезд, некоторые родители переезжают поближе к учителю или к школе.
Второй вариант предусматривает обучение на дому или дистанционное обучение. Такой вариант очень подходит семьям будущих солистов. Большую часть своего времени дети проводят дома, практикуясь в игре или осваивая общеобразовательные предметы.
Приведу расписание одиннадцатилетней девочки, живущей в пригороде Парижа. В школе она учится дистанционно.
8.30–9.30 – французский язык
9.40–10.40 – скрипичная практика (гаммы, открытые струны, занятие)[60]
10.40–11.10 – перерыв
11.10–12.10 – математика
12.10–13.30 – обед
13.30–14.30 – скрипичная практика (произведения)
14.30–14.45 – перерыв
14.45–15.30 – история (или география, или естествознание)
15.30–16.00 – полдник
16.00–17.00 – скрипка (произведения, чтение с листа)[61]
17.30 – танцы (или теория музыки, или хор)
17.30–21.00 – ужин и свободное время
Учащийся сам планирует свой перерыв. В свободное время можно погулять, почитать книгу, потанцевать или поиграть в компьютерные игры.
Два раза в неделю, скажем в среду и воскресенье, родители отвозят детей на уроки скрипки, которые могут длиться от полутора до двух часов. (При плотном движении много времени занимает дорога.) До начала урока и после него ребенок играет дома. В дни, когда ученик ездит на уроки, он освобождается от общеобразовательных предметов. Суббота – выходной день. В этот день ребенок занимается скрипкой «только» три часа.
Родители детей, занимающихся дистанционно, посвящают своим детям намного больше времени (некоторые профессии позволяют это делать) по сравнению с родителями, чьи дети все же ходят в школу. Но на самом деле встретить учащегося-солиста, посещающего общеобразовательную школу, удается редко.[62] Я знаю только одного такого мальчика сына японской пианистки, живущей в Париже. Каждое утро до школы, начиная с шести утра, он играл на скрипке.
Возвращаясь к финансовому вопросу. Старшие ученики-солисты иногда сами подрабатывают. Мадам Дюпон предоставляла жилье и платила небольшую зарплату двадцатилетнему учащемуся в обмен на то, что он занимался скрипкой с ее двенадцатилетней дочерью.
Интервью с родителями-музыкантами показывают, что их осведомленность о правилах, принятых в мире музыкантов, являются полезным вкладом в обучение ребенка-солиста.[63] Даже тем, кто готов инвестировать время в подготовку карьеры своих детей, трудно изо дня в день заниматься только этим. Некоторые предпринимают необычные меры, чтобы следить за обучением ребенка, как в случае родителей Максима Венгерова. Когда Венгерову было семь лет, его родители могли вернуться домой после вечернего концерта и работать с ним до двух часов ночи.[64]
Но большинство родителей, особенно родителей-музыкантов, лишены такой роскоши, как посвящать ребенку 24 часа в сутки. Как сказал мне скрипач-солист (41 год, женат на концертмейстере, оба работают в национальном оркестре), отсутствие времени стало решающим фактором того, что их первый (из четырех) ребенок перестал заниматься: «Моя дочь играла на скрипке… Она была очень талантлива, но мы оба были слишком заняты своей работой, концертными турами, различными проектами… Жаль, но мы оказались не в состоянии направлять и контролировать ее».
Инструментальная практика
Знаменитый скрипач Джордже Энеску однажды сказал:
«Бедняги! Они похожи на приговоренных, они жертвы… даже святые».
(Schwarz, 1983. Р. 360).[65]Скрипачи используют разные слова, чтобы выразить суть того, чем они занимаются. Так, французские скрипачи используют глагол travailler, чтобы сказать «работать», jouer, чтобы сказать «играть», иногда употребляют s’exercer для «заниматься, готовиться». Польские скрипачи говорят ćwiczyć, что означает «практика», а русские говорят «заниматься». Инструментальная практика подразумевает ежедневную отработку техники, совершенствование текущего репертуара, изучение новых произведений. Практика важна для скрипача точно так же, как и для атлета: даже виртуозы на пике своей карьеры вынуждены практиковаться.
Ежедневная инструментальная практика учащегося-солиста проходит без участия преподавателя, однако всегда присутствуют родители, по крайней мере на ранних этапах.
Трех-пятилеткам учителя советуют заниматься от часа до полутора, шестилеткам – два-три часа. Начиная с восьмилетнего возраста рекомендуемая продолжительность ежедневных занятий составляет четыре и более часов.
Петр Соломонович Столярский требовал, чтобы его ученик «вынимал скрипку из футляра сразу после завтрака и убирал ее обратно в футляр только перед сном. Прочая деятельность, включая общее образование, должна быть сведена к минимуму» (Schwartz, 1983. Р. 458). Учителя русской школы следуют этой модели. Они часто повторяют слова, которые приписывают известному пианисту Артуру Рубинштейну: «Если однажды я прекращу заниматься, в первый день никто этого не услышит. На второй день я сам услышу разницу. На третий день ее услышат все».
Когда в класс приходит новый ученик, учителя, придерживающиеся строгостей русской школы, часто рассказывают историю, которую я впервые услышала, побывав на уроке бывшего преподавателя Гнесинского училища (он занимался с восьмилетним мальчиком):[66]
«Знаете, кем был Никколо Паганини? Самым блестящим виртуозом XIX века. Знаете, почему он был самым лучшим скрипачом своего времени? Говорят, он продал душу дьяволу в обмен на умение извлекать волшебные звуки из инструмента. Но это не так. Никколо в вашем возрасте уже упорно трудился. Каждый день с самого раннего утра отец запирал его в пустой комнате и приказывал ему играть на скрипке. Через час работы Никколо зарабатывал право на завтрак. Затем он снова играл до самого обеда. Если отец считал, что Никколо играл плохо, он не давал ему есть. Мальчик работал весь день, до самого вечера. В этом и заключается большой секрет его превосходной техники.
Ничто не приходит само по себе. Нужно работать над техникой. Поэтому, возвращаясь домой, вы должны заниматься не менее часа. И потом, до следующего урока, нужно заниматься по три часа в день».
Некоторые учителя о необходимости работать говорят непосредственно ученикам, другие в этом вопросе полагаются на родителей. Хотя тут не обходится и без скептицизма. Один преподаватель сказал во время интервью: «Я знаю все эти истории, которые родители рассказывают о своем ребенке: «юное дарование», второй Паганини. Мол, у него все само и сразу получается. Да они просто лгуны! Сочиняют всякие истории, чтобы показать, что их ребенок очень одаренный… На самом деле, чтобы хорошо играть, нужно много заниматься. Другого варианта нет!»
Педагоги утверждают, что родители не должны жалеть ребенка, тем самым они отказывают ему в праве развить исключительный талант. Однажды мне пришлось услышать выговор в адрес родителя восьмилетней девочки: «Ваш ребенок исключительно талантлив! Она пришла на урок, я с ней поработал, а к концу урока она уже довольно хорошо играла. Через три дня… она все растеряла! Наймите репетитора или занимайтесь с ней каждый день сами, не менее чем по два часа. Иначе я не смогу серьезно работать!»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы"
Книги похожие на "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Изабелла Вагнер - Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы"
Отзывы читателей о книге "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы", комментарии и мнения людей о произведении.