Игумения Феофила (Лепешинская) - Плач третьей птицы: земное и небесное в современных монастырях

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Плач третьей птицы: земное и небесное в современных монастырях"
Описание и краткое содержание "Плач третьей птицы: земное и небесное в современных монастырях" читать бесплатно онлайн.
Первое издание этой книги о современном монашестве в России было анонимным. Даже тогда, когда все узнали, увидев обложку второго издания, кто автор «Плача третьей птицы», страсти не утихли. Книгу написала игумения действующего монастыря Русской Православной Церкви Московского Патриархата, знающая о монашестве столько, что у нее всегда есть о чем сказать с иронией или болью, а о чем – промолчать. Это честная, содержательная, пронзительная и откровенная книга о монахах и монастырях, написанная изнутри человеком, пережившим возрождение монашества в России. Сила свидетельства игумении Феофилы – в постоянном обращении к молитвенному очагу, к духовной высоте и сокровенной красоте подлинного монашества. Третье издание дополнено предисловием Олеси Николаевой и разделом с практическими рекомендациями для собравшихся посетить монастырь с теми или иными целями.
88
К. Леонтьев. Записки отшельника. М., 2004. С. 132–133.
89
Свт. Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни. М., 1995. С. 59.
90
Заводят келейников (келейниц), иногда по двое-трое, которые даже исподнее стирают начальству! Понятно, ориентируются на более раннее время, XIX век – тогда окончательно устоялся никем уже не оспариваемый обычай принимать в монастыри с солидным денежным взносом, а которые без взноса, т. е. бедные, обрекались работать для пропитания и услуживать богатым. Еще Иван Грозный возмущался, что в монастырях бояре не состригают боярства, а холопы не преодолевают холопства. Такой вариант христианского равенства и братства совершенно невозможно вообразить в древнем монашестве. Благообразные на поверхностный взгляд времена не случайно завершились чудовищной, в первую очередь для монастырей, катастрофой.
91
Питание в монастыре напрямую зависит от того, посещает ли настоятель(ница) общую трапезу. Велик соблазн как бы по уважительной причине – больной желудок, сердце, печень – сделать для себя исключение в смысле деликатесов, которых на всех не хватит. Если исключение становится правилом, правилом для насельников становятся пшено, картошка в мундире с кислой капустой плюс селедка в рыбный день, чай брандахлыст, заваренный и подслащенный в огромном общем чайнике, как в тюрьме, ужасная пластмассовая или железная посуда и прочая скудость, вызывающая протест, потому что в собственном доме хочется все-таки тепла, красоты и уюта. В греческих монастырях, рассказывают, наличествуют чашечки с блюдцами, полная смена тарелок, вилочки, ложечки всех видов… Правда, целыми днями моют и чистят. Можно, положим, и без уюта, но по общему согласию на скудость, ради подвига и одинаково для всех.
92
На московском подворье Троице-Сергиевой Лавры в лавке вывешены очень качественные черные ткани, завезенные из Австрии, Бельгии, Франции и даже Австралии – от 500 рублей и выше за метр.
В обычных магазинах приходится покупать синтетику, тоже, впрочем, не так дешево: по 180–200 рублей. Нужна еще, за отсутствием в продаже штапеля, тонкая шерсть на мантии, шифон на наметки, кожаные пояса (от 300 рублей)… Откуда же быть нестяжанию?! Пресловутого дешевого мухояра, в который одевались монахи XIX века, теперь не водится.
93
Свящ. Павел Флоренский. Троице-Сергиева Лавра и Россия. В сб.: Христианство и культура. М., 2001. С. 501.
94
П. С. Казанский. История православного монашества на Востоке. М.: Паломник. 2000. Т. 1. С. 319.
95
Св. Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т. 3. С. 219.
96
Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Киев, 1999. С. 82.
97
Слова преподобного Симеона Нового Богослова. М., 1892. С. 72.
98
См.: Архим. Рафаил (Карелин). О духовном делании. М., 2004. С. 10.
99
Диак. Андрей Кураев. Церковь в мире людей. М., 2006. С. 204.
100
Добротолюбие. Указ. изд. Т. 3. С. 106.
101
Лк. 12, 18.
102
Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. М., 2000. С. 256.
103
Прот. Георгий Флоровский. Указ. изд. С. 644.
104
Прп. Симеон Новый Богослов. Указ. изд. С. 72.
105
Как выяснилось из отзывов на книжечку «Дерзай, дщерь!», и самая осторожная критика в адрес представителей противоположного пола вызывает резкий отпор в виде упреков в феминизме или даже православном феминизме, что уж и вовсе нелепо: или мы и пред Богом не равны? Феминизм, может, кто не в курсе, словари определяют как протест против ущемления в правах и прочей дискриминации женщин, а в той книжке никаких претензий на священство или диаконисство отнюдь не водится. Но вот обидчивый пол, похоже, возводит в ранг дискриминации даже невинную оценку отдельных недостатков, присущих мужчинам.
106
М. А. Новоселов. Письма к друзьям. М., 1994.
107
Свт. Филарет Московский. Мысли и изречения. М., 1999. С. 32.
108
Перевод Д. Закса.
109
Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993 (репринт изд. 1892). С. 32.
110
См. интересное, хотя и не бесспорное исследование А. П. Паршева «Почему Россия не Америка». М., 2003.
111
Сельские жители из экономии и жили зимами в тесноте: собирались в одной теплой комнате, потому что дров на отопление всего дома, часто достаточно просторного, никогда не хватало.
112
Е. Романенко. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М.: Молодая гвардия, 2002. С. 36–70.
113
См.: П. Н. Зырянов. Русские монастыри и монашество в XIX и начале ХХ века. М., 1999.
114
См.: Проф. И. Н. Никодимов. Воспоминания о Киево-Печерской Лавре. Киев, 1999.
115
В соответствии с секуляризационной реформой Екатерины II были введены штаты монастырей, предписывающие определенное число монашествующих, с делением на 1, 2 и 3 классы и соответствующим государственным обеспечением. Заштатные монастыри обладали большей свободой, но не получали средств из казны, или, как при императоре Павле, получали, но совсем небольшие, независимо от числа насельников.
116
П. Н. Зырянов. Указ. соч. С. 172, 178.
117
Ю. А. Рябов. Богохранимая страна наша Российская. СПб., 2004. С. 175, 181–182.
118
Дешевизна объясняется, во-первых, климатом (цех ширпотреба где-нибудь в Малайзии возводится из легких металлоконструкций без фундамента и не требует отопления), а во-вторых, техника, технология и организация производства на советских предприятиях, как открылось при сравнении, оставалась на уровне XIX, если не каменного, века.
119
Е. Романенко. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. Указ. изд. С. 36–70.
120
Ибо ни о каком патентовании или авторском праве в православной среде пока вопросов не возникает.
121
Побудивший другого авву Иоанна, игумена Синайского, к написанию «Лествицы».
122
Луг духовный. Репринт. изд. Сергиев посад, 1915. С. 140.
123
До революции монастыри населяли главным образом представители крестьянского сословия.
124
Начало монашества, IV век, солнечный Египет.
125
См.: Древний патерик. С. 96–106.
126
Пресв. Руфин. Жизнь пустынных отцов. М., 1998. С. 116–117.
127
Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. М., 2000. С. 245.
128
Луг духовный. Указ. изд. С. 37.
129
Палестинский патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. С. 197. У нас это невозможно! Уже имеются безобразно разбогатевшие, по разным причинам, монастыри, но наотрез не принято делиться с бедными, деревенскими, трудовыми обителями; просят у мирских, даже, может, бандитов, но и в голову не придет обратиться к собратьям, да ведь и не дадут: «C ума сошла!» – ответил один архимандрит просительнице-игуменье. Отказывают и с мотивировкой: «Мы на братском собрании приняли решение никому не помогать».
130
Житие и чудеса преподобного Сергия Радонежского. Сергиев Посад, 2001. С. 65.
131
Несколько лет назад на Афоне.
132
Преподобный Кирилл Белозерский. В кн.: А. Н. Муравьев. Русская Фиваида на Севере. М., 1999. С. 168.
133
Особенная суровость устава объяснялась, возможно, тем, что преподобный Герасим, иже на Иордане († 475), желал искупить свою былую приверженность к ереси Евтихия.
134
Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 170.
135
Там же. С. 135.
136
Палестинский патерик. С. 205.
137
Прп. Симеон Новый Богослов, прп. Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах. Клин, 2001. С. 171.
138
Житие преподобного Феодора, архимандрита Сикеонского. М., 2005. С. 11.
139
См.: И. И. Соколов. Состояние монашества в Византийской Церкви. СПб., 2003. С. 69–189.
140
И. И. Соколов. С. 195, 210–211.
141
Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. М., 1993. Ч. 2. С. 151.
142
См.: А. М. Муравьев. Русская Фиваида на Севере. М., 1999. С. 108.
143
Сведения В. О. Ключевского. Цит. по: Г. П. Федотов. Собр. соч. М.: Мартис, 2004. Т. 11. С. 233.
144
А. М. Муравьев. С. 72.
145
Цит. по: И. М. Концевич. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. Изд-во Московского Патриархата, 1993. С. 151.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Плач третьей птицы: земное и небесное в современных монастырях"
Книги похожие на "Плач третьей птицы: земное и небесное в современных монастырях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Игумения Феофила (Лепешинская) - Плач третьей птицы: земное и небесное в современных монастырях"
Отзывы читателей о книге "Плач третьей птицы: земное и небесное в современных монастырях", комментарии и мнения людей о произведении.