Евгения Викторова - Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"
Описание и краткое содержание "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова" читать бесплатно онлайн.
Всех любишь? Всех прощаешь?» С такими вопросами обращался к своим духовным детям московский протоиерей Валентин Амфитеатров (1836–1908). Любовь к ближнему, по его мнению, была именно тем, чего так не хватало людям накануне надвигавшихся на страну трагических событий. Имя пастыря было хорошо известно в начале ХХ века. Известный праведник того времени, протоиерей Иоанн Кронштадтский, советовал страждущим обращаться к отцу Валентину, чьи духовные советы помогли выбрать правильный путь сотням людей.
Но протоиерей Валентин был известен не только праведной жизнью и ревностным служением, но и своими проповедями. Образованнейший человек своего времени, он знал более десяти иностранных языков, следил за всеми богословскими вопросами. Свои знания пастырь не таил под спудом, а использовал для привлечения людей ко Христу. Слова и беседы протоиерея Валентина касались разных духовных и нравственных тем и не потеряли своей актуальности до сих пор.
Настоящая книга включает в себя собрание проповедей этого замечательного священнослужителя. Проповеди впервые собраны воедино и снабжены научным комментарием.
Однако же, подготовление к празднику не должно оставлять нас в праздности. Каждому из нас необходимо прочесть или прослушать внимательно историю евангельскую о Рождестве Спасителя.
Не говорите, что вы ее знаете и можете рассказать дословно наизусть. Наизусть мы ее расскажем, но редкий из нас ее знает. Евангелие есть та чудная, боговдохновенная книга, которая озаряет вечным и новым светом и новым смыслом человеческую душу. Через эту книгу беседует с нами Спаситель, и Он же открывает ее толкование. Но при чтении Евангелия о Рождестве Иисуса Христа открывается вся великость любви и неизреченной благости Божией к человеку. Зачем родился Спаситель? Зачем Он пришел в мир? Затем, чтобы спасти и помиловать грешный мир, дать грешнику оправдание, поднять падшего, поддержать падающего; указать и пояснить цель человеческого бытия на земле; успокоить тревожную думу человека, которая так часто, как густая туча, облегает душу: зачем я родился? К чему живу? Зачем умру?.. Тому, кто поразмыслит о явлении в мир Господа нашего Иисуса Христа, будет легче ладить с упорными мыслями, легче будет нести бремя, лежащее на каждом из нас. Таким образом для многих из нас, действительно, день Рождества Христова будет днем обновления и перемен к лучшему нашего ропотливого духа. Многими из нас будет услышано и понято ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, даровавшему мир странникам земли»[102].
3Тот, кто готовится к празднику Рождества Христова, разумеется, не обойдет вопроса: «где родился Предвечный Младенец? Кто первый из людей узнал об этом событии?» Он родился в убогом месте и был положен в яслях, а радость о Его рождении сообщена простым бездомным людям. Если раздумается об этой тайне воплощения христианин, как не прийти ему к мысли о значении смирения. Гордость погубила мир, смирение его спасло и спасает. Если каждый из нас будет искренен, то найдет в своей душе ту же причину, отчуждающую нас и от Бога, и от людей, – именно гордость. Не что-либо другое, а этот смертный грех заставляет нас забываться; мы делаемся равнодушны и к Богу и к людям. Мы стараемся только об одном внешнем приличии, а внутри нас жжет адский огонь возношения. Но христианин узнает, что Христос родился не для гордых, и не гордым людям встретить день Его Рождества, день величайшего, неизреченного смирения.
4Думая о бедной обстановке рождения Спасителя, человек невольно перенесет свою мысль на свой дом. Не наполнится ли душа его чувством умиления и благодарности за ниспосланные и дарованные Господом человеку блага? Не страшна человеку покажется бедность, если ее осветил Своим примером Сам Спаситель. Богатый и достаточный человек должен возблагодарить Господа, что Он спас его от такого тяжкого креста, как бедность, которая часто расходует наши телесные силы. Бедный человек может радоваться, что скромное помещение, в котором он живет, напоминает то, в котором родился Бог-Спаситель. Он может надеяться в своем уголке встретить Спасителя, Который обещал у «всех добрых обитель сотворить» (ср. Ин. 14. 23).
Для всего этого, однако же, нужно подготовиться. Иначе и богатый, и бедный дом, одинаково станут похожими на дворец Ирода, где в день Рождества Христова замышлялось убийство Его, где был притон всякого рода страстям. Нечестивые одинаково отвратительны и в богатстве, и в бедности. Истинные же христиане во всех состояниях жизни одинаково прекрасны, когда воодушевлены христианской покорностью Воле Божьей, и благодарностью за то, что имеют, как и за то, что уповают иметь.
5Ничто так не унижает наши всякие праздники, как роскошное их препровождение. Укором роскоши может служить праздник Рождества Христова. Добрые христиане постараются о том лишь, чтобы у них в доме в этот день было все просто, по-христиански, чинно и стройно, но они не превзойдут благую меру. Роскошь в этот день явится насмешкой над Христом, показавшим в Своем рождении именно величие простоты. Истинный христианин действительно озаботится в эти дни об очищении своей души покаянием, о снабжении ее благодатью и жизнью Божественной. Он именно озаботится, чтобы его душа не была одинока; чтобы она в эти дни праздников Рождества Христова не являлась странницей, ищущей своим глазам и своему чреву чувственных развлечений. Лица, стремящиеся, ради праздника, напитать свою чувственность, – в полном смысле живые тени, которым нужно движение куда-нибудь, чтобы не исчезнуть в пустоте.
6Праздник Рождества Христова должен быть встречен с братской любовью ко всем. Постараемся примириться со всеми, ради этого праздника, и простить всем, нас нелюбящим и ненавидящим. Грустно смотреть, как в наше время многие искусились носить личину недоброжелательства, в которой они живут и даже молятся. Для таких людей тяжел будет день Христова Рождества, день мира и примирения всеобщего…
Опытные наставники Церкви оставили нам правило, как готовиться ко встрече праздника Рождества Христова. Между прочим они советуют христианину ежедневно в дни Рождественского поста на вечерней молитве, отходя ко сну, призывать Имя Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, читать или вспоминать библейские места, относящиеся к Рождеству Господа. «Таким образом, – говорит святитель Димитрий Ростовский, – душа наша становится способной воспринять радость о явлении в мир христианства»[103].
Итак, повторяю слова апостола Павла, – «не бывайте несмысленнии, но разумевайте, что есть о нас воля Божия» (Еф. 5. 17). Аминь.
Слово в неделю 31-ю по Пятидесятнице Исцеление Иерихонского слепца
Лк. 18. 35–43
Когда же подходил Он к Иерихону[104], один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
Евангелие, прочитанное сегодня, сообщило величайшее чудо, совершенное Спасителем, Господом нашим Иисусом Христом, во время Его земной жизни.
У большой дороги, ведшей в город Иерихон, сидел нищий. К проезжавшим и проходившим путникам он обращал свою мольбу о вспомоществовании, о милостыне. Этот бедный человек тяготился своим положением; он был слеп. Однако ни беспокровная нужда, ни тяжкий недуг не ожесточили в нем сердечной ясности. Он жил сердцем; сердцем искал Бога, и сердце его вмещало надежду внешнего прозрения. Он ждал исцеления, ждал благодеяния и чуда. Когда наши упования стремятся к ясно сознанной цели, то они бывают постоянны, неотвратимы и тверды. Тем и отличается упование от мечтательности, что мечты легки, как ветер, безрассудны и переменчивы, как грезы сонного видения.
Человек, о котором говорит Евангелие, уповал на прозрение, а не мечтал о прозрении. Ему хотелось только видеть Божий свет, иметь глаза, иметь то, что все имеют. Иметь глаза для него было бы таким счастьем, о котором он просил и молился и днем и ночью; о котором он, не стесняясь ни временем, ни местом, взывал к Господу… «Помилуй, пощади меня!» Просьба этого человека многим казалась странной и докучной. Эти люди унимали его, убеждали молчать, внушали и советовали ему терпеть и покоряться, перестать молиться о невозможном. Но советы людей поверхностной мысли и плоского сердца стóят недорого. Такими советниками от начала мира был полон свет. Но опыт доказывает всегда, что от них не уменьшалась чаша человеческого несчастия и тяжелых недоумений. Евангельский слепец перестал слушать эти лицемерные, на ходу данные наставления. Его сердце несло к Господу вопль и желание о прозрении, и – мольба донеслась. Молитвенный голос слепца услышал Христос и, не прибегая к советам, сказал ему: «Ты хочешь прозреть? Прозри… Твоя вера спасла тебя» (Лк. 18. 42).
1Таким образом, исцеление слепого было плодом усиленной молитвы. Церковь этим примером напоминает всем нам о непременной обязанности быть постоянными в молитве. Без молитвы нельзя спастись. Без молитвы душа умирает, лишается благодати Св. Духа. Молитвенный дух должен витать в нас и над нами во всякое время жизни.
Между тем, часто, в извинение своей холодности к постоянной молитве, мы ссылаемся на разные препятствия, по-видимому от нас не зависящие. Указываем на житейские отношения, на повседневные занятия и заботы, и, наконец, на привычные немощи.
Ни одно из этих извинений не может служить для нас оправданием. Кому помешала жизнь молиться? Вопрос, очевидно, не найдет себе ответа. Человеческая жизнь, разумно сознаваемая и разумно совершаемая, есть сама по себе не что иное, как беспрестанное движение нашей души к Богу. Все годы, дни и часы наши – это есть стремление вперед, приближение души к месту назначения. Всякое действие наше, всякое желание имеет определенный характер и одно направление – подвинуться дальше в область света, оставить за собой вчерашний день, найти в наступающем дне то, чего не было раньше, и с зарей будущего утра начинать новые надежды, осуществляя вчерашние, прежние.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"
Книги похожие на "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгения Викторова - Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова"
Отзывы читателей о книге "Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова", комментарии и мнения людей о произведении.