» » » » Виктор Кротов - Навстречу своему лучу. Воспоминания и мысли


Авторские права

Виктор Кротов - Навстречу своему лучу. Воспоминания и мысли

Здесь можно купить и скачать "Виктор Кротов - Навстречу своему лучу. Воспоминания и мысли" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Навстречу своему лучу. Воспоминания и мысли
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Навстречу своему лучу. Воспоминания и мысли"

Описание и краткое содержание "Навстречу своему лучу. Воспоминания и мысли" читать бесплатно онлайн.



Воспоминания охватывают период с середины двадцатого века до нашего времени. В книге много выразительных описаний реалий своего времени. Читатель встретится здесь с многими замечательными людьми, совершит путешествие по временам Советского Союза и перемен общественного строя. Молодёжь встретится с особенностями жизни, о которых ей известно не так много. И каждый найдёт в авторе собеседника, который постарается рассказать много важного о внутреннем мире человека и его возрастном развитии.






До этого уже я помогал маме в пионерлагерях, даже числился помощником вожатого и заменял её, когда она ездила на свидание к отцу. Но теперь я работал самостоятельно, в другом отряде!

Лагерь был расположен в чеховских местах: река Лопасня, живописные леса и луга. Природа замечательная. Но не очень-то у меня получалось любоваться ею.

Мама работала в младшем отряде, у первоклассников. Мне же достался отряд пятиклассников. И – хуже того – пятиклассниц!.. В отряде моей напарницей была взрослая вожатая, и в бытовом отношении она взяла девочек на себя. Но мне часто приходилось на прогулке или в лагере управляться со всем отрядом.

Мальчиков я держал рассказами перед сном (в тихий час и вечером пересказывал прочитанные книги). Они сами остерегали друг друга от чрезмерного озорства («а то Витя рассказывать не будет!»). С девочками было куда труднее – не очень-то я понимал их психологию, а реальных средств воздействия у меня было маловато (или я не владел ещё ими). Апогеем была эпидемия поцелуев взасос. Ничего сексуального тут не было: девчонки видели, что меня это шокирует, вот и разрисовывали друг друга засосными синяками почём зря. Высшим шиком у них считалось «ставить засосы» на виду у меня или у вожатой (которая тоже не очень-то могла их унять).

Но важно то, что мне было у кого учиться. Я приходил к маме в отряд: подсматривать разные её затеи, советоваться о проблемных ситуациях. Постепенно утихло и помешательство моих девиц на засосах. Хотя повергать меня в смущение им удавалось и всякими другими фокусами.

На этом лете закончился мой лагерный опыт. Мама ещё несколько лет продолжала работать в пионерлагерях. Ей помогали уже мои братья.

Чередование ролей

Вот такое любопытное было у меня чередование ролей: то ученик, то преподаватель, то пионер, то воспитатель в пионерлагере, хотя в то же время ученик в смысле педагогики…

Впрочем, если вдуматься, такие перемежающиеся роли свойственны большинству людей. Играешь роль сына, разговаривая с матерью, – а через пять минут ты уже в роли отца, который общается со своей дочерью…

Так что чередование противоположных амплуа не является таким уж диковинным. И особенно полезно сопоставлять их друг с другом, чтобы понимать тех, кто играет роль, отличную в данный момент от роли, которая досталась тебе. И жить своей ролью по-настоящему, а не так, чтобы маска заменяла лицо, а костюм оказался важнее тела. Чтобы роль не становилась двумерным заместителем личности.


В то время я не слишком успешно справлялся с сопоставлением ролей и сведением их в себе воедино. Постепенно, по ходу лет, это становилось легче, и прояснялось главное: ни возрастом, ни доминирующей своей ролью не стоит создавать для себя какие-то психологические преимущества. Наши роли чередуются и уравниваются в правах – как говорится, с точки зрения вечности.

Думаю, что моим подопечным пятиклассницам так же смешно вспоминать лагерную эпидемию засосов, как и мне. Может, кто-то из них даже пошёл в педагогику?..


Чередование ролей в моей жизни тогда только начиналось. Но переживания, связанные с этим, были особенно острыми. Ведь происходило примеривание и освоение новых, взрослых ролей, наполнявших меня гордостью и ответственностью.

Предлагайте новые роли молодым – пусть растут на этом!..

Столовки и пирожки

Мама давала мне деньги на обед, и я к ним относился экономно. Это был основной источник моих доходов, поэтому порой я обедал в дешёвых столовых, но часто сводил обед к паре пирожков.

О, столовки – столовые самообслуживания образца шестидесятых! С отсутствием ножей и клеймом на каждой тарелке: «Общепит». Большим достоинством для меня был бесплатный хлеб на столах, чёрный и белый. Поэтому, взяв даже самое скромное блюдо, можно было наесться досыта.

Кстати, и дома (хотя там хлеб не был бесплатным, но стоил достаточно дёшево) я привык к тому, что хлеб – главный элемент завтрака, обеда и ужина. У меня до сих пор сохранилась привычка есть с хлебом даже кашу и макароны (теперь стараюсь её умерить, чтобы избежать брюшка, но не надеюсь отвыкнуть вовсе).

Положительным для меня свойством столовок являлось и однообразное меню. «Котлеты полтавские» или «печень по-строгановски», салаты из капусты или из моркови, щи или молочный вермишелевый суп, не надо особенно задумываться, это удобно.

Остальное было так привычно, что тоже не вызывало у меня особых огорчений. Подносы, протёртые кое-как дежурной тряпкой. Иной раз и таких, наскоро протёртых подносов не хватало, приходилось брать только что использованные. Противнее были алюминиевые ложки и вилки. Часто они были мокрые, а ощущение лёгкой засаленности было им свойственно органически. Надо ли говорить, что столики были простейшие, с пластмассовой поверхностью, без скатерти? Зато простенький обед обходился копеек в сорок – тогдашних, конечно.


Замена обеда на два пятикопеечных пирожка с повидлом существенно улучшала моё благосостояние. Пирожки, приготовленные в масле, продавали обычно у метро из переносных ящиков. Бывали иногда пирожки с мясом, но я предпочитал сладкие.

Повидло чаще всего случалось яблочное, реже грушевое. Не надо думать, что разные сорта продавали одновременно. Или то, или другое. Помню, как наступило долгое время, когда повсюду в продаже были только пирожки с финиковым повидлом. Наверное, это было связано с политическими симпатиями СССР к странам Африки, с дружеской закупкой фиников.


Можно было заменить обед и на калорийную булочку – круглую, с изюмом, усыпанную орехами, за десять копеек. Иногда я мог позволить себе и лукуллов пир – купить ещё и мороженое. Ну, с мороженым можно было и обычную городскую булку слопать, что за семь копеек. В юном возрасте насущный хлеб всегда вкусен.

Программист третьего разряда

Нашей «производственной» специализацией в школе было программирование. Вместе с аттестатом мне выдали удостоверение программиста третьего разряда, он считался наивысшим. Сразу оговорюсь, что это не имело почти никакого отношения к сегодняшним представлениям о программировании. Впрочем, эти представления на протяжении моей жизни так кардинально изменялись, что приходилось становиться программистом на каждом этапе заново.

Об эволюции компьютерной сферы я позже напишу111, сейчас же расскажу лишь о школьных впечатлениях.

Повезло, что нашей учебно-производственной базой стал Вычислительный центр Академии наук (ВЦАН) на улице Вавилова. До этого вершиной вычислительной техники для меня был арифмометр «Феликс». И вдруг мы, десятиклассники, очутились как в фантастическом мире – на ЭВМ (электронно-вычислительная машина) БЭСМ-2. Расшифровывалось это как Большая электронно-счётная машина второй модели. Точнее, нас привели в зал, где она располагалась. По вычислительным возможностям БЭСМ-2 была, наверное, в миллион раз слабее заурядного современного ноутбука, но тогда… Громадный пульт с десятками разноцветных тумблеров, кнопок и ручек настройки; перед ним панель, где замысловато мигает множество огоньков. По всему залу стоят разнообразные шкафы и установки, где что-то мигает, что-то крутится. Сотрудники в белых халатах…

Программировали мы… На каком языке? – нетерпеливо спросит современный юный программер. Ни на каком. Ещё не было тогда нам известно о языках программирования. Писали мы на специальных бланках последовательность одноадресных команд. То есть в каждой строке был указан числовой код команды (например: взять число из такой-то ячейки в сумматор, или прибавить к сумматору содержимое ячейки с таким-то адресом, или записать содержимое сумматора в ячейку с указанным адресом, или передать управление на команду под таким-то номером) и адрес – номер ячейки, где хранится нужное число. Из этих строк и состояла программа.

Что можно запрограммировать таким образом? Теоретически – что угодно (кто сомневается, пусть прочитает про машину Тьюринга). Правда, «что угодно» было тогда довольно ограниченным. Мы писали программы для итеративных методов приближённых вычислений. Выполнялась программа одну-две минуты, но составление, подготовка и отладка занимали один-два месяца.

Однажды, чтобы к моменту отладки примерно знать результат, я произвёл те же расчеты (только с гораздо меньшим числом итераций-повторений) на механическом арифмометре. Несколько дней трещал на нём очень рьяно, примерную оценку результата получил, но понял, что ЭВМ – это великое дело.

Написав программу, мы сдавали её преподавателю; он относил плоды наших титанических усилий в ВЦ «на набивку». Когда мы приходили туда на практическое занятие, нас ждали… метры киноплёнки. На чёрной целлулоидной ленте были пробиты (отперфорированы) наши команды в виде рядов маленьких прямоугольных отверстий (каждый ряд соответствовал строке на бланке). Чтобы запустить плёночную перфоленту (многослойное кольцо) на вводном устройстве, нужно было склеить её начало с концом, причём с переворотом, как ленту Мёбиуса, – это позволяло прокручивать её многократно. Сначала вводили программу, потом исходные данные, потом запускали программу на выполнение. На панели высвечивался результат. Ряд лампочек означал число в двоичной системе (горит лампочка – 1, не горит – 0). Для удобства лампочки были разбиты на триады, так что можно было считывать результат не в двоичном, а в восьмеричном виде (всё-таки компактнее). До распечаток ещё было далеко.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Навстречу своему лучу. Воспоминания и мысли"

Книги похожие на "Навстречу своему лучу. Воспоминания и мысли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Кротов

Виктор Кротов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Кротов - Навстречу своему лучу. Воспоминания и мысли"

Отзывы читателей о книге "Навстречу своему лучу. Воспоминания и мысли", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.