Александр Балыбердин - Христианство как новая жизнь. Беседы с ищущими Бога
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Христианство как новая жизнь. Беседы с ищущими Бога"
Описание и краткое содержание "Христианство как новая жизнь. Беседы с ищущими Бога" читать бесплатно онлайн.
Как жить в современном мире? Я люблю – что это означает? Какова формула любви? Все ли может наука? Какая культура настоящая? Какая школа нам нужна? Чему может научить семья? Где Бог и как Его найти? Зачем мы собираемся в Церковь? На эти и другие вопросы ответит книга, в которой собраны четыре цикла бесед «Путь волхвов», «Путь любви», «В поисках настоящего» и «Главные вопросы».
Каковы же итоги? Подсчитано, что реформа орфографии привела к некоторой экономии при письме и типографском наборе, так как без буквы «ъ» на конце слов, текст стал… на 1/30 короче104, то есть в тексте, напечатанном 16-м шрифтом на листе форматом А4 удалось сэкономить одну строку. И только. Но при этом советский человек напрочь забыл, что является жителем двух миров и, отказавшись от мира небесного, попал во власть мiра сего.
Отсюда – радикальное обмiрщение жизни советского общества. Правда ученые предпочитают обозначать его другим словом – секуляризация, от позднелатинскогоsaecularis – «светский», «мiрской». Но смысл тот же – для современного «секуляризированного» человека, как и для распявших Христа иудеев, «нет царя кроме кесаря»105 и нет царства, кроме земного.
«Потому и ненавидит вас мiр»
Между тем, миссия Христа состояла именно в том, чтобы помочь человеку преодолеть притяжение земного мiра и вернуться к Богу Отцу в Царство Небесное, для жизни в котором и был создан человек. Как образно, возвышенно и глубоко сказал об этом митрополит Вениамин Федченков (+1961): «Христос пришел звать нас от земли к небу!»106.
С особой силой этот призыв воплощен в Молитве Господней «Отче наш», которой Спаситель учил молиться учеников: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго» (Мф. 6, 9 – 12).
«В этой молитве, – писал владыка Вениамин, – всё отвлекает нас от земли, отрывает от привязанности к ней и от многозаботливости, влечёт к тому же Единому, от Которого – всё. Достаточно бегло просмотреть прошения, и мы увидим, что вся молитва носит надземный характер. А указанные прошения о „земле“ только еще сильнее утверждают нас в том, как мало отводится ей места: всего лишь „хлеб“ – один, да и то только на один всего день. Другие прошения, приводимые выше, ещё сильнее говорят не о привязанности к земле, а, наоборот, о небесном, о Боге». И далее: «Конечно, не всякому из нас это может нравиться; человек может даже протестовать, бунтовать против такого направления христианства – это его дело, его свободный выбор; но использовать Молитву Господню для подобной „заземлённой“ цели, значит идти против очевидной истины»107.
Следует подчеркнуть, что эти слова были произнесены не «кабинетным богословом», а человеком, которому довелось пережить многое.
Митрополит Вениамин (Федченков) родился в 1880 г. в царской России, в семье безземельных бывших крепостных крестьян, тем не менее, смог не только получить высшее богословское образование, но и встретил 1917 г. в должности ректора Тверской духовной семинарии. Принимал участие в Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917 – 1918 гг., на котором было восстановлено патриаршество. В июне 1919 г. был арестован Севастопольской ЧК и после занятия Крыма армией Врангеля присоединился к Белому движению. Владыка Вениамин неоднократно выезжал на фронт, на передовую, бывал под обстрелом противника, объезжал фронт с чудотворной Курско-Коренной иконой Божией Матери. Оставил Россию с Белой армией. За годы вынужденной эмиграции владыка посетил Турцию, Грецию, Болгарию, Югославию, Австрию, Венгрию, Чехословакию, Германию, Францию, Великобританию, Швейцарию, США и Канаду. В январе 1945 г. возвратился в Россию и получил гражданство СССР. Возглавлял ряд епархий. После выхода на покой поселился в Псково-Печерском монастыре, где скончался 4 октября 1961 г. на 82 году жизни.
О том, что мiр желает «заземлить» христианство митрополит Вениамин (Федченков) знал не только по жизни в СССР, где ему пришлось пережить начало «хрущевских» гонений. Он встречал это повсюду. С той разницей, что власти СССР открыто преследовали Церковь Христову, а в других странах вражда мiра против Христа и Его учеников выражалась в других формах.
Потому что источником вражды против Церкви являются не законы и постановления гражданских властей, а разлитая в обществе (мiре) ненависть, о которой Христос говорил ученикам: «Если мiр вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мiра, то мiр любил бы свое; а как вы не от мiра, но Я избрал вас от мiра, потому ненавидит вас мiр» (Ин. 15, 18 – 19). Мiр готов выживать любой ценой и для этого, если потребуется, готов стать белым, красным, коричневым, зеленым, голубым – любым. В том числе пойти на грех. Но христиане не от мiра сего – они всегда выбирают любовь и тем самым обличают мiр в грехе и подрывают его благополучие. Если власти также выбирают любовь – разлитая в мiре ненависть к христианам бурлит, но не выходит из берегов. Но если власти «освобождают свой народ от химеры совести»108 или утверждают, что «нравственно все, что служит делу революции»109, эта ненависть воплощается в открытых гонениях на христиан.
Гонения на христиан в СССР были самыми крупными в XX веке, но не единственными. Тогда же 1930-е гг. волна жестоких гонений прокатилась по католической Мексике. Английский писатель Грем Грин рассказал о них в романе «Сила и слава», одном из самых глубоких и пронзительных произведений о судьбах христиан в XX веке. Вот только несколько заголовков новостей с интернет-портала о жизни христиан в современном мiре: «За последние 8 лет в Колумбии и Мексике убито 47 католических священников», «С нового года в Боливии перестанут преподавать религиозные дисциплины», «В Милане представили кощунственную коллекцию одежду с образами святых», «В Дании детям в детском саду запретили участвовать в Рождественском богослужении», «В Алжире христианин осужден за подстрекательство мусульман ко крещению», «В университете ирландского Корка открылась богохульная выставка, экспонаты которой пародируют христианские святыни», «В Британии открылась первая церковь для атеистов»110. Эти новости представлены Миссионерским центром имени священника Даниила Сысоева, который 20 ноября 2009 г. был убит в одном из московских храмов.
Что это – как не вражда мiра сего против Христа и Его учеников?
В итоге современный человек, кажется, напрочь забыл о том, что он является жителем двух миров. Чтобы убедиться в этом, не надо проводить широкомасштабных исследований, можно просто заглянуть в свой почтовый ящик, достать любую из выходящих многотысячными тиражами бесплатных газет и пролистав ее, попробовать среди тысяч строк найти хотя бы одну о «свышнем мiре». Результат предсказуем.
Как любовь стала «мотивацией к формированию парных связей»
Конечно, небо никуда не делось. Но, глядя на него, современный человек, как правило, видит лишь «слой атмосферы, который в лучах света солнца виден с поверхности земли оттенком синего цвета», как определяет небо «Википедия». Попробуйте намекнуть вашему образованному другу, что вокруг него существует другой, невидимый, нематериальный, но не менее реальный духовный мир, и он так внимательно посмотрит на вас, что сразу захочется сказать: «Шучу, шучу». Иначе дело может закончиться госпитализацией.
Особенно далек от этой мысли человек «рожденный в СССР», которому с детства твердили, что вокруг него существует только один вид объективной реальности – материя111. Следовательно, небо – это всего лишь небо, а любовь – результат «сублимации человеком первобытной сексуальности», характеризующийся особым уровнем гормонов допомина и окситоцина в теле человека, или, говоря языком нейробиологии, «дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей»112. Вот только как с такой «мотивацией» «положить душу свою за други своя» (Ин. 15, 13), что, собственно, Христос и назвал любовью113.
Конечно, Христос не говорил, что мiрской любви не существует. Она существует, и как все материальное, зависит не только от продолжительности действия гармонов, но также от величины зарплаты мужа, окружности талии супруги, количества квадратных метров на одного члена семьи, степени густоты борща, стоимости гардероба, периодичности поездок на море и частоты волос на голове – то есть от времени и пространства. А поскольку все, что зависит от времени и пространства конечно и ограничено, то конечна и ограничена и сама мiрская любовь. Уровень окситоцина снижается, и она заканчивается.
В том-то и дело, что Христос ждет от нас другой любви. Он говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13, 34). Если бы речь шла об обычной мiрской любви, которую люди знали и до Христа, то Он не сказал бы «заповедь новую даю вам». В том и новизна этой заповеди, что Христос говорит о новой любви, которой земной мiр не знает, потому что она не от мiра сего, а от мира Небесного, и дает ее Сам Бог. Это та жертвенная любовь, которой «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Именно эту любовь Христос просит Бога Отца послать Его ученикам: «Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет» (Ин. 17, 26). И мы называем эту любовь Божественной не для того, чтобы придать особый вес обычному человеческому влечению, круто замешенному на гормонах, а чтобы указать на подлинный источник духовной любви – Бога.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Христианство как новая жизнь. Беседы с ищущими Бога"
Книги похожие на "Христианство как новая жизнь. Беседы с ищущими Бога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Балыбердин - Христианство как новая жизнь. Беседы с ищущими Бога"
Отзывы читателей о книге "Христианство как новая жизнь. Беседы с ищущими Бога", комментарии и мнения людей о произведении.