Степан Тюшкевич - Борьба за огонь. 2-е издание

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Борьба за огонь. 2-е издание"
Описание и краткое содержание "Борьба за огонь. 2-е издание" читать бесплатно онлайн.
Как сделать так, чтобы настоящее было достойно великого прошлого? Как сохранить Огонь Истории и обеспечить будущее России? Этим злободневным вопросам посвящена книга известного философа и историка С. А. Тюшкевича, человека яркой и необычной судьбы. Центральная тема работы — Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Издание рассчитано на широкий круг читателей.
Даже если бы Советский Союз за время своего краткого по историческим меркам существования не совершил бы ничего другого, одно это событие сделало бы память о нем вечной.
Феномен СССР, его рождение и становление, мужание и расцвет, его достижения и подвиги имеют непреходящее историческое значение. Суровая жизненная логика борьбы за Прометеев огонь также предопределила издержки и потери советской эпохи, обусловила совершенные в ту пору ошибки и даже преступления. Признание их неизбежности не есть оправдание зла. Как известно, реальная жизнь сильно отличается от идеальных схем. История — это диалектика утрат и обретений, а социальный прогресс определяется их сложным балансом. Честное признание данного обстоятельства, свободное как от цинизма, так и от прекраснодушных иллюзий, позволяет минимизировать риски, помогает точно видеть и верно понимать, дает возможность развиваться материально и духовно.
Став по итогам Второй мировой войны вторым после США центром силы, Советский Союз предложил человечеству серьезную социально-экономическую и политическую альтернативу, способствовал стабильному послевоенному развитию, не допустил ядерной катастрофы. С ним нельзя было не считаться, его нельзя было не признавать как великую во всех отношениях державу, потому что СССР уверенно нес в себе Прометеев огонь.
После разрушения Советского Союза внутренними врагами, которыми дирижировали внешние силы, общая ситуация в мире существенно изменилась к худшему. Иными стали место и значение постсоветской России в сообществе стран и народов. Уменьшилась и ее роль как носителя Огня. Порой казалось, что прежнее яркое пламя сменилось его даже не слишком искусной имитацией.
Однако Россия сумела выстоять в испытаниях, «сосредоточиться», и Прометеев огонь вспыхнул в ней с новой силой. Тогда в ней опять увидели конкурента и носителя собственного цивилизационного проекта. Сегодня ее недруги предпринимают многочисленные попытки ослабления нашей страны путем социального, политического, экономического и военного давления. Но главной целью, как и в годы холодной войны, стали духовные основы российского общества, нравственные ценности ее народа. Делается все возможное и невозможное, чтобы мы забыли о своей драматической и героической истории, чтобы не могли и думать о великих целях и великих свершениях.
Клевета на Великую Отечественную войну, на совершенный нашим народом Подвиг, на одержанную над фашизмом Победу занимает видное место в этих планах. Для их достижения недоброжелатели России готовы использовать любые средства и пойти на любые союзы. К сожалению, их надежды и расчеты не беспочвенны.
Еще в XIX в. известный русский поэт, философ, дипломат Ф. И. Тютчев заметил в России явление, которое назвал «наиболее прискорбной наклонностью». В письме П. А. Вяземскому (1844 г.) он пояснил, что она выражается в стремлении «…подходить ко всем вопросам с их самой мелочной и гнусной стороны, потребность проникать в хоромы через задний двор. Это в тысячу раз хуже невежества. Ибо в простой здоровой натуре невежество простодушно и забавно, тогда как эта наклонность изобличает и всегда будет изобличать одну лишь злость»2.
Насколько прав оказался наш знаменитый соотечественник, можно судить не только по истории его эпохи, но и по современным реалиям. Казалось бы, прошло столько лет и под влиянием положительных общественных перемен названная наклонность должна была бы существенно ослабеть или даже исчезнуть! Но нет. К сожалению, в российском обществе в наши дни склонность подходить к явлениям с «гнусной стороны» стала повседневным явлением. Причем происходит это тогда, когда наше общество, чтобы выйти из тяжелого системного кризиса, особенно пытливо вглядывается в прошлое.
Проявления «легкости и гнусности» по отношению к героическому и драматическому прошлому нашей Родины многообразны. Одно из них особенно омерзительно. Это смердяковщина, для которой характерны ярко выраженный эгоизм и полное неприятие всего положительного в истории страны и жизни народа. Вспомним: лакею Смердякову — герою романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» — все ненавистно в России: она сама в целом, ее история, обычаи народа, поиски путей к лучшей жизни. Горько жалеет лакей, что Наполеон не победил Россию, что «умная» нация не победила нацию «глупую».
Вот и в сегодняшней России смердяковы считают свой народ неразумным и отсталым, а саму Россию называют «этой» страной. И так же, совсем по-лакейски, современные смердяковы говорят о ненужности Победы Советского Союза над фашистской Германией, полагая, что если бы он не победил в сорок пятом, то «пили бы мы теперь баварское пиво».
Широкое распространение получила и такая форма гнусности по отношению к прошлому, особенно советскому прошлому, как дегероизация. Для этого используются разнообразные нечестные приемы. Весьма прискорбно, что в различных средствах массовой информации, в отдельных научных исторических работах и даже в учебниках намеренно обедненно или искаженно показывается ход военных событий на советско-германском фронте, принижаются успехи Красной Армии, а ее неудачи и поражения выпячиваются, умаляются подвиг советских солдат и полководцев, талант и мастерство инженеров и организаторов производства, героизм и стойкость народа в целом.
Нередко телеканалы показывают передачи, в которых Советскому Союзу приписывается ответственность за развязывание Второй мировой войны, злонамеренно принижается его роль в достижении победы над фашизмом. Публикуются материалы, показываются фильмы, в которых извращаются облик и роль советских полководцев, особенно Верховного главнокомандующего И. В. Сталина. Телепередач, освещающих героические подвиги советских людей в борьбе с фашизмом, прискорбно мало.
Учебники и учебные пособия по истории и обществознанию для школ и высших учебных заведений не дают целостной системы знаний о героическом прошлом России, зачастую ложно трактуют ее военную историю, причем в отрыве от процессов российского государственного строительства, не раскрывают преемственности поколений, воинских традиций. А Великая Отечественная война 1941–1945 гг. освещается преимущественно в мрачных тонах, назойливо подчеркиваются любые промахи, просчеты и недостатки политического и военного руководства.
Псевдоисследователи и «аналитики» ищут в истории, особенно военной, не огонь, не пламя, а пепел. Таким образом, в сознание населения нашей страны настойчиво внедряются образы и понятия, принижающие и оскорбляющие патриотические чувства. Слово «патриот» подобные персонажи считают чуть ли не ругательством.
На многих героев Великой Отечественной войны в наших средствах массовой информации, да и в некоторых исторических изданиях, вылиты ушаты грязи, о них рассказываются разного рода небылицы с таким расчетом, чтобы у российского населения, особенно у молодежи, вызвать неприязнь, враждебность. Чего только не написано о Зое Космодемьянской, об Александре Матросове, о подвиге 28 героев-панфиловцев и других героев. Отдельным публикациям на эту тему приходится не просто удивляться: они вызывают негодование у всякого честного человека.
В последние годы на Западе, да иногда и в самой России звучат призывы к покаянию за послевоенную «оккупацию» Восточной Европы. Великую Отечественную стараются представить как схватку двух тоталитарных режимов, от которой пострадали все прочие государства. Говорят о равной ответственности Гитлера и Сталина за развязывание Второй мировой войны и ее последствия. Фронтовиков, проживающих в странах Балтии, сажают в тюрьмы и выгоняют на улицу. Сносят памятники освободителям и проводят эсэсовские марши. А ведь еще недавно даже представить все это было невозможно.
Наблюдается тенденция замены понятия «подвиг» понятиями «удача», «бизнес» и им подобными, привычными для западно-либерального потребительского общества.
Осуществляя против современной России идеологическую, информационную агрессию, заинтересованные в этом партии, организации и отдельные лица не желают возрождения нашей страны как социального государства, всячески стараются внести сумятицу в историческое сознание, изменить историческую память и духовную жизнь нашего народа.
Разумеется, не все в отечественной истории безупречно. Впрочем, в прошлом любой другой страны есть много всякого разного. Но тем, кто видит лишь негатив советского периода, стоит напомнить слова нашего современника писателя Д. М. Балашова: «От нас, живых, зависит судьба наших детей и нашего племени, от нас и наших решений. Да не скажем никогда, что история идет по путям, ей одной ведомым! История — это наша жизнь, и делаем ее мы. Все скопом, соборно. Всем народом творим и каждый в особину тоже, всею жизнью своею, постоянно и незаметно. Но бывает также у каждого и свой час выбора пути, от коего потом будут зависеть и его судьба малая, и большая судьба России.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Борьба за огонь. 2-е издание"
Книги похожие на "Борьба за огонь. 2-е издание" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Степан Тюшкевич - Борьба за огонь. 2-е издание"
Отзывы читателей о книге "Борьба за огонь. 2-е издание", комментарии и мнения людей о произведении.