Александр Широкорад - Россия выходит в Мировой океан

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Россия выходит в Мировой океан"
Описание и краткое содержание "Россия выходит в Мировой океан" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена противостоянию русского и британского флотов во второй половине XIX века. Наши парусно-паровые суда – фрегаты, корветы, клипера – не только угрожали коммуникациям «владычицы морей» – Британии, но и открывали неведомые земли, основывали порты и города. Известный историк А. Б. Широкорад рассказывает о дальних океанских походах и кораблекрушениях, о секретах большой политики и тайнах монарших дворов.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся отечественной историей.
Фрегат «Монарх» был введен в строй 12 июня 1869 г. С 1878 г. корабль находился в эскадре Средиземного моря. Забегая вперед, скажу, что после бомбардировки Александрии он был так и оставлен в порту стационером и в море больше не выходил. Как писал британский историк О. Паркс: «Во время угрозы войны с Россией в 1885 г. [„Монарх“] был отозван на Мальту, где на нем поднял флаг Главнокомандующий лорд Джон Хэй, но из-за сильного обрастания крепления трубы ахтерштевня она вскоре отвалилась, корабль потерял ход, его вынесло в море, и несколько дней о его местонахождении было неизвестно. В конце концов, после долгих поисков и тревог он был найден, отбуксирован на Мальту, подремонтирован и отослан в метрополию в сопровождении эскорта. Ремонт в 1885 г. Снова служба в Канале в 1885–1890 гг., затем разоружен для ремонта»[36].
30 января 1867 г. был заложен еще более мощный башенный броненосец с фрегатским вооружением – «Кэптэн» («Капитан»). Он имел самое большое отношение длины к ширине (6: 1) среди больших британских судов в последующие 35 лет. Водоизмещение «Кэптэна» составляло 7787 т, длина 97,5 м, ширина 16,23 м, осадка 7,77 м. Две паровые машины общей мощностью 5400 индикаторных л. с. работали на два неубираемых винта диаметром 5182 мм. На мерной миле «Кэптэн» показал 14,5 узла. По проекту он должен был принимать 600 т угля, но из-за большой перегрузки его грузили меньшим количеством угля.
Фирма «Лэрд» выполнила указание главного конструктора Каупера Кольза увеличить верхний вес без возражений и оснастила «Кэптэн» самыми высокими и тяжелыми мачтами во всем флоте. Нижняя грот-мачта имела высоту от клотика до планширя 29,3 м против наибольших 26,2 м на любом другом британском корабле. Вследствие принятого размещения башен мачты лучше располагались для несения парусов, чем на «Монархе», однако из-за близости грот-мачты к дымовой трубе ее паруса быстро покрывались копотью и сажей. Чтобы избежать загромождения секторов обстрела башенных орудий стоячим такелажем, Кольз применил трехногие мачты. Стоячий такелаж, прикрепленный к навесной палубе, состоял из веревочных лестниц, по которым матросы могли добраться до парусов. Оснащенный таким образом, «Кэптэн» всегда был готов к открытию огня, в то время как «Монарх» требовал на подготовку к бою на близкой дистанции после погони под парусами по меньшей мере полтора часа.
Вооружение «Кэптэна» состояло из четырех 12-дм и двух 7-дм пушек. Его башни были расставлены шире и имели несколько большую высоту, чем башни «Монарха», но были меньше в диаметре и несли стволы 25-тонных орудий всего в 0,76 м от палубы и едва ли в 2,4 м над водой. Хотя палуба захлестывалась волнами даже в умеренную погоду, неудобства от этого внутри башен не ощущалось, и орудия даже могли эффективно использоваться в штормовом море на наветренный борт. После выстрела орудий башня разворачивалась для заряжания, а орудийные порты закрывались.
Окруженные надстройками башенные орудия не имели возможности вести огонь в нос и корму, поэтому на полубаке в 6,33 м над водой было установлено 7-дюймовое орудие, а второе такое же орудие имелось на полуюте, на высоте 5,5 м. Оба орудия стояли безо всякой защиты.
Гидравлические приводы вертикального наведения орудий поднимали и опускали всю систему, то есть станок со стволом, вместо обычного поворота ствола пушки вокруг ее цапф.
27 марта 1869 г. «Кэптэн» был спущен на воду, а 24 февраля 1870 г. он вышел в Портсмут для принятия угля и боезапаса. Пройдя ряд испытаний, «Кэптэн» присоединился к «эскадре Канала» и 4 августа 1870 г. пошел к Гибралтару. На его борту находился и инженер Кольз. 6 сентября на корабль с инспекцией прибыл адмирал. К вечеру засвежело, «Кэптэн» накренился на 13,5°, и вода достигла его палубы. На вопрос адмирала о состоянии корабля Кольз и командир Бургойн с уверенностью ответили, что он в безопасности, после чего адмирал вернулся на свой флагманский корабль.
Погода ухудшилась, и к полуночи поднялся сильный шторм при значительном волнении моря. «Кэптэн», неся взятые на два рифа марсели и фор-стень-стаксель, имел обе вахты на надстройке – матросы пытались спустить марса-реи. Но крен корабля был настолько велик, что этого сделать не удавалось, и в 15 минут пополуночи, когда налетел шквал, «Кэптэн» перевернулся вверх днищем и затонул. Кроме него ни один корабль эскадры не получил серьезных повреждений.
На «Кэптэне» погибли сам Кольз и 472 офицера и матроса – почти вся команда. Спаслось лишь 17 матросов и артиллерист, которым удалось добраться до берега на барказе.
После гибели «Кэптэна» британское Адмиралтейство продолжало постройку как казематных, так и башенных броненосцев, отдавая предпочтение последним. Одним из самых мощных башенных броненосцев первой половины 80-х годов XIX века стал «Инфлексибл» («Несгибаемый»), заложенный в Портсмуте 24 февраля 1874 г. и введенный в строй 18 октября 1881 г. Стандартное водоизмещение его составило 11 880 т, длина 95,5 м, ширина 22,9 м, осадка 8,1 м. Две паровые машины типа компаунд[37] общей мощностью 8407 индикаторных л. с. работали на два винта диаметром 6096 мм. На мерной миле «Инфлексибл» развил скорость 14,75 узла, но при неполной нагрузке. В нормальных же условиях на службе его максимальная скорость составляла в начале 80-х годов 12,8 узла, а к концу XIX века упала до 10,5 узла.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
События в Англии и других странах будут даваться по новому стилю, а в России – по старому, а в отдельных случаях даты будут приводиться в обоих стилях.
2
Хибберт К. Королева Виктория. М.: АСТ; ЛЮКС, 2005. С. 6.
3
Теккерей У. Собрание сочинений. М., 1979. Т. 11. С. 517.
4
Хибберт К. Королева Виктория. С. 140.
5
Хибберт К. Королева Виктория. С. 143–144.
6
Балязин В. Сокровенные истории Дома Романовых. М.: Армада, 1997. С. 391–394.
7
Хибберт К. Королева Виктория. С. 316–317, 318.
8
Хибберт К. Крымская кампания 1854–1855 гг. Трагедия лорда Раглана. М.: Центрполиграф, 2004. С. 35.
9
Речь идет о парусных двух- и трехдечных кораблях, вооруженных 64 – 130-мм пушками. В XVIII в. и первой половине XIX в. в России под кораблями понимали только такие суда. Позже кораблями стали называть и суда других классов – фрегаты, крейсера и др. Класс линейных кораблей был введен в русском флоте в 1907 г. Однако наши некомпетентные историки и беллетристы называют линейными кораблями парусные корабли XVIII–XIX вв.
10
Пароходо-фрегат – большой колесный пароход, вооруженный от 6 до 10 тяжелыми пушками. Чаще всего пушки располагались на открытой палубе, но встречались и пароходо-фрегаты с закрытой батареей.
11
Капер – корабль, снаряженный с разрешения своего правительства частным лицом и укомплектованный вольнонаемной командой для ведения крейсерских действий на море.
12
Татищев С.С. Император Александр Второй. М.: Алгоритм, 1996. Книга I. С. 225.
13
Военная энциклопедия / Под ред. К. И. Величко, В. Ф. Новицкого, А.В. Фон-Шварца и др. В 18 т. Петербург, 1911–1915. Т. 4. С. 570.
14
Татищев С.С. Император Александр Второй. С. 225.
15
Номинальная л. с. – это расчетная мощность машины. Она у первых пароходов была близка к фактической или, как ее тогда называли, индикаторной, но по мере совершенствования машин все больше расходилась с ней.
16
Военная энциклопедия / Под ред. К. И. Величко, В. Ф. Новицкого, А.В. Фон-Шварца. Т. 13. С. 226.
17
В XIX веке Морское ведомство несколько раз переименовывалось в Морское министерство и обратно в ведомство. К тому же в силу инерции в документах того времени встречается одновременно и Морское ведомство, и Морское министерство.
18
Бейдевинд – минимальный, самый острый угол, под которым судно может идти против ветра под парусами.
19
В середине XIX века в России пушкам одного калибра в зависимости от длины ствола давали № 1–4. Наиболее длинные имели № 1.
20
«Выборг» был построен в 1839–1841 гг. как парусный корабль и в 1854 г. оснащен паровой машиной мощностью 450 номинальных л. с.
21
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Россия выходит в Мировой океан"
Книги похожие на "Россия выходит в Мировой океан" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Широкорад - Россия выходит в Мировой океан"
Отзывы читателей о книге "Россия выходит в Мировой океан", комментарии и мнения людей о произведении.