» » » Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция


Авторские права

Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Гуманитарный Центр “СпАрт” РГАФК, год 2002. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция
Рейтинг:
Название:
Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция
Издательство:
неизвестно
Год:
2002
ISBN:
5-89022-105-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция"

Описание и краткое содержание "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция" читать бесплатно онлайн.



Основная цель работы ввести читателя в мир социологии физической культуры и спорта: охарактеризовать объекты, изучаемые этой наукой, те проблемы, которые она при этом ставит и пытается решить, т. е. се предмет, место этой науки в системе социологических дисциплин и наук о физической культуре и спорте, ее значение и историю развития По всем этим вопросам приведена обширная библиография отечественных и зарубежных публикаций

Вместе с тем в работе изложена оригинальная авторская концепция социологии физической культуры и спорта, на основе которой дана новая трактовка широкого круга проблем этой науки.

Автор работы около тридцати лет занимается разработкой проблем социологии физической культуры и спорта В течение многих лет он был руководителем научных исследований этих проблем в нашей стране, возглавлял международную группу философов и социологов спорта, был членом Бюро Международного комитета социологии спорта. По его программе и под его руководством проведен ряд международных социологических исследований в области физической культуры и спорта.






Центральный элемент спортивно-гуманистической культуры применительно к спортсменам – такое их поведение в спортивном соревновании, которое предусматривает:

– не пассивное, а активное участие в соревновании, стремление проявить мужество, волю, настойчивость, приложить все свои силы и способности, чтобы показать максимально возможный результат, выложиться “до конца” для победы;

– стремление одержать победу над соперником не для того, чтобы завоевать приз, награду, другие почести, а прежде всего для того, чтобы доказать способность преодолеть самого себя (ср. Платон: “Нет большей победы, чем победа над собой”);

– признание ценности победы над соперниками лишь в том случае, если она достигнута при соблюдении во всех соревновательных ситуациях правил и норм нравственности;

– отказ от желания победить любой ценой, за счет своего здоровья или причинения ущерба здоровью соперникам, посредством обмана, насилия, нечестного судейства и других антигуманных действий;

– стремление действовать по законам красоты и благородства, даже если это не позволяет одержать победу, т. е. в соответствии с девизом “Красота действий и поступков дороже успеха!”.

Анализ всех разновидностей спортивной культуры личности показывает, что структура этой культуры включает в себя:

знания – о спорте, о тех его сторонах, аспектах, функциях, которые учитываются при оценке спорта, о критериях данной оценки, а, значит, о системе связанных со спортом ценностей и норм (информационный “блок” спортивной культуры личности);

интересы, потребности, ценностные ориентации, связанные со спортом, его ценностями и нормами (мотивационный “блок” спортивной культуры личности);

способности, умения и навыки, которые предусматривает участие в спортивных соревнованиях, подготовка к ним, а также реализация тех или иных ценностей спорта (операционный “блок” спортивной культуры личности);

связанные со спортом типы, образцы, модели поведения человека и, в более широком плане, стиль (образ) его жизни, система его взаимоотношений с другими людьми (“блок” реального поведения спортивной культуры личности).

Исходя из этого, в структуре спортивной культуры личности можно выделить четыре компонента (“блока”): информационный; мотивационный; операционный; “блок” реального поведения.

С учетом такой структуры спортивной культуры личности можно выделить различные уровни этой культуры.

Прежде всего они связаны с тем, насколько в данной культуре представлены ее компоненты. В этом плане могут быть выделены следующие возможные уровни развития спортивной культуры личности. 1. Уровень гармоничного развития – наличие у личности всех указанных выше компонентов спортивной культуры – соответствующих знаний, интересов, потребностей, способностей, а также адекватного поведения. 2. Уровень одностороннего развития – наличие у личности лишь некоторых из указанных выше компонентов спортивной культуры при отсутствии других. В этом плане довольно часто встречается такое одностороннее развитие спортивной культуры личности, при котором в ее структуре отсутствует самый важный ее компонент – блок реального поведения, т. е. положительное отношение к спорту, а, значит, и сама спортивная культура личности, носит ярко выраженный декларативный характер.

Возможен и другой вариант. В структуре спортивной культуры личности представлен ее мотивационный блок (соответствующие интересы, желания, стремления и т. п.), т. е. личность имеет предрасположенность (установку) к тем видам деятельности, с которыми связана спортивная культура личности. Но при этом у нее отсутствует (либо крайне слабо выражен) информационный и операционный блок, т. е. отсутствует готовность к тем видам деятельности, с которыми связана спортивная культура личности.

Важно учитывать, далее, что возможен различный уровень сформированное™ каждого из компонентов спортивной культуры личности (например, знания могут быть полными, недостаточными, глубокими, поверхностными и т. д.).

В этом плане могут быть выделены, как минимум, следующие возможные уровни развития спортивной культуры личности.

1. Самый низкий уровень – крайне слабое развитие (или даже полное отсутствие) всех компонентов спортивной культуры: специальных знаний, способностей, мотивационно-ценностных ориентаций и т. д.

2. Низкий уровень – слабое развитие большинства (всех) компонентов спортивной культуры (например, мотивации) при достаточно высоком развитии других ее компонентов (например, знаний).

3. Средний уровень – достаточно высокая степень развития большинства основных компонентов спортивной культуры.

4. Высокий уровень – достаточно высокая степень развития всех компонентов спортивной культуры.

4. Оптимальный уровень – оптимальная степень развития всех компонентов спортивной культуры: соответствующих знаний, интересов, потребностей, способностей, а также реального поведения.

Естественно, можно выделить различные варианты спортивной культуры личности, учитывая как гармоничность развития различных ее компонентов, так и степень их развития.

Еще два уровня – активный и пассивный – спортивной культуры личности связаны с активностью или пассивностью индивида в плане формирования этой культуры у других лиц. Активный уровень предполагает активность индивида с целью помочь другим людям расширить и углубить знания о спорте, сформировать у них интерес к занятиям спортом, помочь им стать активными участниками спортивного движения. Пассивный уровень характерен для тех лиц, которые не проявляют такой активности.

Таковы в кратком изложении основные положения концепции спортивной культуры.

В рамках спортивной культуры при определенных социальных условиях складывается особая “спортивная субкультура”, которая включает в себя нормы и ценности, не совпадающие с общекультурными ценностями [подробнее см.: 169–172, 611, 808, 809, 893, 909, 1000, 1034, 1037 и др.].

Спортивное воспитание. Вопрос о необходимости спортивного воспитания детей и молодежи в свое время остро был поставлен основателем современного олимпийского движения Пьером де Кубертеном. Он указывал на то, что это движение “предполагает всеобщее спортивное воспитание, которое доступно всем, отличается мужественностью и рыцарским духом и в совокупности с эстетическими и литературными занятиями является движителем национальной жизни и очагом гражданственности” [цит. по: 166, с. 125]. Понятие “спортивное воспитание” используют и многие современные ученые – В.К. Бальсевич [39], Ф.Р. Имеш [202], И.Г. Келишев [217], В.И. Столяров [609, 623, 640], H. Baeskau [755], L. Bugeja [780], F. Landry [974], D. Michaelidis [1054], J. Parry [1096], J. Schwier [1142], B. Svoboda [1210], De Heer Wim [1241] и др.

Общепризнанно, что спортивное воспитание – это воспитание, связанное со спортом, “составная часть общего воспитания, для которой исходной точкой является спорт” [1241, р. 18]. Поэтому в трактовке спортивного воспитания важное значение имеет понимание не только спорта (см. выше), но и воспитания.

Понятие “воспитание” неоднозначно трактуется в научной литературе. Т.А. Ильина выделяет, например, четыре смысла, которые разные исследователи придают термину “воспитание”. Воспитание понимают:

– в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека социума в целом и всей окружающей действительности;

– в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс;

– в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа;

– в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п. Другими словами, термин в этом случае обозначает участок приложения воспитательных усилий [см. 415, с. 7–8].

В рамках используемой нами системы понятий в трактовке воспитания мы исходим прежде всего из того, что эта педагогическая деятельность является элементом процесса социализации.

Концепция социализации впервые была разработана в работах таких американских социологов, как Ф. Гиддингс, Д. Мид, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Лазарсфельд, Г. Горфинкель, а также в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтера и др. Значительный вклад в разработку этой концепции внести и отечественные ученые – Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, С.С. Батенин, Л.П. Буева, И.С. Кон, Ю.А. Лебедев, Ю.А. Левада, А.Н. Леонтьев, В.Б. Ольшанский, Б.Д. Парыгин, Д.И. Фельдштейн, Л.В. Филиппова и др.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция"

Книги похожие на "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция"

Отзывы читателей о книге "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.