» » » Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция


Авторские права

Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Гуманитарный Центр “СпАрт” РГАФК, год 2002. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция
Рейтинг:
Название:
Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция
Издательство:
неизвестно
Год:
2002
ISBN:
5-89022-105-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция"

Описание и краткое содержание "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция" читать бесплатно онлайн.



Основная цель работы ввести читателя в мир социологии физической культуры и спорта: охарактеризовать объекты, изучаемые этой наукой, те проблемы, которые она при этом ставит и пытается решить, т. е. се предмет, место этой науки в системе социологических дисциплин и наук о физической культуре и спорте, ее значение и историю развития По всем этим вопросам приведена обширная библиография отечественных и зарубежных публикаций

Вместе с тем в работе изложена оригинальная авторская концепция социологии физической культуры и спорта, на основе которой дана новая трактовка широкого круга проблем этой науки.

Автор работы около тридцати лет занимается разработкой проблем социологии физической культуры и спорта В течение многих лет он был руководителем научных исследований этих проблем в нашей стране, возглавлял международную группу философов и социологов спорта, был членом Бюро Международного комитета социологии спорта. По его программе и под его руководством проведен ряд международных социологических исследований в области физической культуры и спорта.






М.Е. Кутепов [261] среди ценностей физкультурно-спортивной деятельности выделяет: ценности-объекты для удовлетворения потребности в занятиях физкультурой и спортом, ценности-средства и ценности-условия освоения ценности объекта. К числу первых ценностей он относит: социальное благо (двигательная деятельность с ее эмоциональными моментами; общение с людьми; самоактуализация; полезность другим; обеспечение отдыха и т. д.); моральное добро (социальное признание, авторитет, волевые качества, полезность другим); эстетические характеристики (воспитание чувства прекрасного). Ценности-средства, по мнению М.Е. Кутепова, включают в себя культурное наследие прошлого (культивируемые виды спорта и физических упражнений, формы и методы занятий, комплекс знаний о физкультурно-спортивной деятельности), а ценности-условия – наличие и рациональное использование свободного времени, спортивных сооружений, спортивного инвентаря и т. д.

Стивенсон [552], характеризуя социально-культурные ценности спорта, выделяет 5 его функций: 1) социоэмоциональную функцию, 2) функцию социализации, 3) интегративную функцию, 4) политическую функцию и 5) функцию социальной мобильности.

Педагог из Германии Д. Курц подразделяет ценности (“смысловые образцы”) спорта на 6 групп: 1) телесность, физическая подготовленность, здоровье; 2) эмоции, впечатления; 3) эстетика; 4) активность, самосознание; 4) разрядка, драматизм, приключения; 5) сотрудничество, общность и общение [969].

Социолог спорта из Польши С. Жуковска [1266] выделяет 9 групп ценностей спорта: интеллектуальные, эстетические, социоцентрические (оценка объекта с позиций социальной системы или группы), аллоцентрические (оценка объекта с индивидуальных, а не групповых позиций), престижные, материальные, эмоциональные, а также ценности, связанные с удовольствием и совершенствованием.

Немецкий социолог К. Хайнеманн [904] выделяет шесть различных групп ценностей спорта, выступающих в качестве возможных мотивов включения индивида в занятия спортом: 1) эмоции, переживания, касающиеся тела и физического состояния (“испытать радость от красивых движений”, “лучше почувствовать свое тело”, “вступить в контакт с телом другого человека”); 2) функциональное совершенствование тела и физического состояния (“здоровье”, “физическая подготовленность”, “стать более сильным”, “сохранить свой вес”, “стать более гибким” и т. п.); 3) психические переживания (“получить удовольствие”, “снять стресс”, “улучшить самочувствие”, “почувствовать себя снова молодым” и т. п.); 4) социальные мотивы (“быть вместе с интересными людьми”, “заниматься спортом вместе с друзьями и семьей”, “повысить общественную активность”); 5) мотивы повышения спортивных результатов и победы в соревнованиях (“добиться победы над другими”, “благодаря напряженной тренировке повысить свое спортивное мастерство”, “сравнить себя с другими” и т. п.); 6) экстрафункциональные ценности, не связанные прямо и непосредственно с мотивами, касающимися спорта (“вырваться из четырех стен”, “заполнить чем-то свободное время” и т. п.).

Ряд исследователей выделяет символические ценности спорта [241, 820, 1037, 1136, 1153, 1211, 1227].

В основе позитивной оценки спорта может лежать любая из упомянутых выше ценностей. Основанием для этого могут быть: собственный опыт человека; его знания, интересы, потребности; мнения других людей (определенной социальной группы); обыденные соображения; знания, идеи и принципы, почерпнутые из различных областей науки; общественные традиции, нормы, идеалы, ценностные стереотипы, которые доминируют в определенной социальной среде, и т. д.

В современных условиях все более важное значение приобретает оценка всех социальных процессов, событий, явлений, включая спорт, с позиций гуманизма, его идеалов и ценностей, а также стремление содействовать их более полной и эффективной реализации.

Исходя из вышеизложенного, изобразим схематично структуру спортивной культуры (рис. 1).



Рис. 1. Структура спортивной культуры


Спорт может выполнять разнообразные функции, использоваться для решения различных социально и личностно значимых задач. Он позволяет сознательно, целенаправленно и эффективно укреплять и сохранять здоровье людей, позитивно воздействовать на физические, психические, духовные качества и способности людей, формировать их эстетическую, нравственную культуру, культуру общения, экологическую культуру и т. д. Вместе с тем спорт может использоваться для определенных экономических, политических, националистических и т. п. целей: для достижения материальных благ, славы, для демонстрации превосходства одного человека над другим, одной нации (страны) над другой и т. д. Поэтому отношение индивида, социальной группы и общества в целом к спорту может базироваться на различной системе ценностей. Спорт может привлекать социального субъекта, быть значимым (ценностью) для него различными своими сторонами и аспектами.

Та или иная система ценностей, которую социальный субъект связывает со спортом, т. е. то, что для него является наиболее важным, значимым в спортивных соревнованиях, в процессе подготовки к ним, определяет конкретное содержание, направленность, форму спортивной культуры. Так, например, с профессиональным спортом связана такая разновидность спортивной культуры, в рамках которой основной ценностью спорта является его способность служить средством приобретения материальных благ.

Как отмечалось выше, в современных условиях все более важное значение приобретает такое отношение людей к спорту, при котором его позитивная оценка связывается, осмысливается и обосновывается с позиций гуманизма, ориентируется на нормы и ценности здорового образа жизни, нравственной, эстетической, физической и экологической культуры в их гуманистической интерпретации. Если для спортивной культуры личности характерен именно такой – гуманистический – подход к позитивной оценке спорта она выступает как культура, которую можно назвать или “спортивно-гуманистическая культура личности” (или “гуманистически ориентированная спортивная культура личности”).

Конкретными показателями этой культуры являются: знание, понимание и позитивная оценка социокультурного значения спортивной деятельности, тех гуманистических идеалов и ценностей, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта;

декларативная (провозглашаемая) и реальная (в поведении) ориентация на эти идеалы и ценности (интерес к ним, стремление их реализовать; реальное поведение, соответствующее этим идеалам и ценностям; негативное отношение к спортсменам, поведение которых противоречит этим идеалам и ценностям; негативные чувства и эмоциональные реакции в связи с актами насилия, агрессивности, обмана и другими антигуманными проявлениями в спорте);

качества и способности (умения и навыки) личности, которые позволяют ей эффективно действовать в соответствии с такой ориентацией.

О спортивно-гуманистической культуре, как и о спортивной культуре вообще, можно говорить применительно не только к непосредственным участникам спортивных соревнований – спортсменам, но также к тренерам, организаторам спортивных соревнований, зрителям и т. д., т. е. ко всем лицам, имеющим отношение к спорту, независимо от того, какую роль они выполняют в данной сфере.

Центральный элемент спортивно-гуманистической культуры применительно к спортсменам – такое их поведение в спортивном соревновании, которое предусматривает:

– не пассивное, а активное участие в соревновании, стремление проявить мужество, волю, настойчивость, приложить все свои силы и способности, чтобы показать максимально возможный результат, выложиться “до конца” для победы;

– стремление одержать победу над соперником не для того, чтобы завоевать приз, награду, другие почести, а прежде всего для того, чтобы доказать способность преодолеть самого себя (ср. Платон: “Нет большей победы, чем победа над собой”);

– признание ценности победы над соперниками лишь в том случае, если она достигнута при соблюдении во всех соревновательных ситуациях правил и норм нравственности;

– отказ от желания победить любой ценой, за счет своего здоровья или причинения ущерба здоровью соперникам, посредством обмана, насилия, нечестного судейства и других антигуманных действий;

– стремление действовать по законам красоты и благородства, даже если это не позволяет одержать победу, т. е. в соответствии с девизом “Красота действий и поступков дороже успеха!”.

Анализ всех разновидностей спортивной культуры личности показывает, что структура этой культуры включает в себя:

знания – о спорте, о тех его сторонах, аспектах, функциях, которые учитываются при оценке спорта, о критериях данной оценки, а, значит, о системе связанных со спортом ценностей и норм (информационный “блок” спортивной культуры личности);


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция"

Книги похожие на "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция"

Отзывы читателей о книге "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.