» » » Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция


Авторские права

Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Гуманитарный Центр “СпАрт” РГАФК, год 2002. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция
Рейтинг:
Название:
Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция
Издательство:
неизвестно
Год:
2002
ISBN:
5-89022-105-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция"

Описание и краткое содержание "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция" читать бесплатно онлайн.



Основная цель работы ввести читателя в мир социологии физической культуры и спорта: охарактеризовать объекты, изучаемые этой наукой, те проблемы, которые она при этом ставит и пытается решить, т. е. се предмет, место этой науки в системе социологических дисциплин и наук о физической культуре и спорте, ее значение и историю развития По всем этим вопросам приведена обширная библиография отечественных и зарубежных публикаций

Вместе с тем в работе изложена оригинальная авторская концепция социологии физической культуры и спорта, на основе которой дана новая трактовка широкого круга проблем этой науки.

Автор работы около тридцати лет занимается разработкой проблем социологии физической культуры и спорта В течение многих лет он был руководителем научных исследований этих проблем в нашей стране, возглавлял международную группу философов и социологов спорта, был членом Бюро Международного комитета социологии спорта. По его программе и под его руководством проведен ряд международных социологических исследований в области физической культуры и спорта.






Все более важное значение в настоящее время приобретает и движение “спорт для всех”. Это движение, проходящее под эгидой ЮНЕСКО, направляет свои усилия на всемерное развитие “массового”, “общедоступного” спорта и его максимально эффективное использование в социально-культурных целях.

В последние годы предпринимаются попытки развить и новые социальные движения, связанные со спортом, например, спортивно-гуманистическое движение, спартианское движение и др. [587, 594, 599, 600, 603, 606–619, 1195, 1199–1203 и др.].

Спортивная культура и субкультура. Понятие “спортивная культура” довольно часто используется в научной литературе, хотя ему даются различные интерпретации. Так, румынская комиссия по терминологии, включив данное понятие в систему понятий, связанных со спортом, дала ему следующее определение: “составная часть (область) мировой культуры, синтезирующая категории, закономерности, учреждения и материальные блага, созданные для интенсивного использования физического упражнения в рамках соревнования, которое преследует идею первенства или рекорда вследствие биологического и духовного совершенствования человека” [397]. Л.И. Лубышева следующим образом характеризует этот элементы культуры: “Спортивная культура – составная часть общей культуры, объединяющая категории, закономерности. Учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физического упражнения в рамках соревновательной деятельности, которая преследует цель первенства и рекорда вследствие физического и духовного совершенствования человека” [301, с. 235]. В. Агеевец и И. Вишневский спорт рассматривают как элемент индивидуальной культуры личности [4]. В научной литературе даются и другие интерпретации понятию спортивной культуры [см.: 23, 39, 623, 674, 876, 877, 890, 979, 989, 1056, 1207 и др.]. Однако при всех этих различиях спортивная культура рассматривается как элемент культуры, связанный со спортом.

На основе изложенной выше концепции культуры это краткое определение можно уточнить прежде всего следующим образом: спортивная культура – позитивное ценностное отношение социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) к спорту и связанная с таким отношением деятельность по производству, потреблению, сохранению, тиражированию и развитию данной ценности.

В соответствии с таким пониманием спортивной культуры она может включать в себя самые разнообразные социальные явления, связанные со спортом: качества и способности человека; определенные формы деятельности; ее средства, механизмы и результаты; определенные типы поведения и связанные с ними идеалы, нормы, правила, санкции; эмоциональные реакции, знания, убеждения, интересы, потребности; социальные институты, отношения, процессы и др. Однако все эти социальные явления становятся элементами спортивной культуры лишь том случае, если: а) для социального субъекта они выступают как ценности (признаются как значимые, важные, имеющие положительное значение), а потому поддерживаются, сохраняются, передаются из поколения в поколение, или б) они обеспечивают и регулируют производство, потребление, функционирование, селекцию, трансляцию, тиражирование, сохранение и развитие ценностей, связанных со спортом.

Если учитывать, что, как было отмечено выше, спорт – это прежде всего спортивные соревнования и подготовка к ним, то можно выделить два элемента спортивной культуры: 1) культуру спортивного соревнования [ср. 495, 987] и 2) культуру подготовки к ним.

Спортивная культура, как и культура вообще, – это культура определенного социального субъекта, которым может быть отдельный человек (индивид), социальная группа или общество в целом. В зависимости от этого правомерно говорить соответственно о спортивной культуре отдельной личности, какой-то социальной группы или общества в целом.

Основу спортивной культуры личности составляет такое позитивное ценностное отношение индивида к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, интериоризованы личностью, стали достоянием ее собственного внутреннего мира. Такая интериоризация личностью связанных со спортом эталонов, ценностей и норм культуры, естественно, предполагает усвоение определенных исходных знаний о том, что такое спорт как особое социальное явление, отличающееся от других.

Вместе с тем следует учитывать, что позитивное ценностное отношение к спорту включает в себя два основных компонента: 1) позитивную оценку спорта и 2) осмысление (обоснование) данной оценки. Эти два компонента ценностного отношения к спорту являются и двумя основными элементами спортивной культуры личности.

Можно выделить несколько уровней (форм) позитивной оценки спорта.

1-й уровеньисходные знания о спорте, позволяющие ориентироваться в мире спорта и давать ему позитивную оценку.

2-й уровеньпредрасположенность (диспозиция, установка) по отношению к спорту. Ее показателями, индикаторами являются: а) позитивное мнение о спорте в виде соответствующих высказываний, суждений о нем; б) интерес к спорту, спортивным соревнованиям, потребность в занятиях спортом, участии в спортивных соревнованиях, желание готовиться к ним (тренироваться) и т. п.

3-й уровеньинформационная и операциональная готовность к этим видам деятельности. Показателями (индикаторами) этой готовности являются определенные знания, умения, навыки, качества, способности (физические качества, двигательные умения и навыки, комплекс психических качеств – интеллект, воля, внимание и др.), позволяющие участвовать в спортивном соревновании и тренировке, понимать их смысл.

4-й уровеньреальное поведение и его проявление в виде определенных форм деятельности (например, участие в соревнованиях, наблюдение за ними), чувств, переживаний, эмоциональных реакций и т. д. (например, чувство удовольствия от занятий спортом, участии в спортивных соревнованиях, от наблюдения за ними и т. п.).

Характер, конкретное содержание, направленность позитивного отношения к спорту, зависят, однако, как было показано выше, не только от наличия позитивной оценки (в тех или иных ее формах и уровнях) данного объекта, но и от осмысления (<обоснования) этой оценки. Данная процедура осуществляется на основе: а) учета в ходе этой оценки определенных сторон, характеристик, функций спорта; б) определения критериев, по которым будет оцениваться их позитивное или негативное значение; в) приписывания спорту определенных ценностей, придания ему определенного (в том числе личностного) смысла. На основе осмысления (обоснования) оценки спорта позитивное отношение к нему приобретает конкретное содержание, конкретную направленность.

Виды ценностей, которые связаны со спортом, а потому в принципе могут быть приписаны спорту в рамках ценностного отношения к нему, крайне многообразны. Так, например, М.А. Арвисто [20, 21] все ценности, связанные со спортом, подразделяет на две группы. В первую группу он включает ценности, связанные с функциональным содержанием спорта (в этом случае в качестве ценности выступает сама деятельность с ее эмоциональными моментами). Ко второй группе он относит все те ценности, средством достижения которых служит спорт. К ним он относит следующие ценности: общение (иметь друзей, быть среди других); красота (наслаждаться красотой зрелищ, спортивной борьбы); физическое “Я” (биологические ценности спорта: здоровье, телосложение, физические качества); материальные ценности (разные льготы со стороны общества); знания; социальное признание; авторитет; секс (быть привлекательным для противоположного пола посредством спорта); самоактуализация (испытание своих сил, стремление к использованию своих способностей); сила воли и смелость; чувство долга (перед коллективом, Родиной и т. п.); полезность другим (чувство своей необходимости для других).

В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева характеризуя ценностный потенциал физической культуры и спорта, указывают на составляющие его интеллектуальные, двигательные, технологические, интенционные, мобилизационные и валеологические ценности. Кроме того, они подразделяют эти ценности на общественные и личностные [42, 296, 301].

М.Я. Виленский [83] выделяет несколько групп ценностей, связанных с физкультурно-спортивной деятельностью. Ценности-цели – раскрывают значение и смысл индивидуальных целей включения в эту деятельность и достижения посредством ее культурной стратегии и тактики жизнедеятельности, успешности реализации профессиональных планов и намерений психического и физического благополучия, сохранения и укрепления здоровья. Ценности-знания определяют упорядоченную систему теоретико-методологических, научно-практических (философских, социологических, психолого-педагогических, медико-биологических) и специальных знаний, касающихся природы физкультурно-спортивной деятельности и умения ее использовать. Ценности-средства – создают основу для достижения ценностей-целей: овладение принципами, средствами, формами, методами, приемами и условиями их использования в физкультурно-спортивной деятельности для развития творческой индивидуальности в самоизменении, самообучении, самовоспитании, свободном самоопределении в рекреативно-восстановительных мероприятиях, в достижении необходимого психоэмоционального состояния, культуры межличностного общения и др. Ценности-отношения – характеризуют отношение субъектов физкультурно-спортивной деятельности к самим себе, к природной и социальной среде, в которой осуществляется эта деятельность и т. д. Ценности-качества – раскрывают значение и смысл развития и коррекции разнообразных качеств и свойств личности, обеспечивающих ей полноценное самовыражение и самореализацию в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах при выполнении физкультурно-спортивной деятельности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция"

Книги похожие на "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция"

Отзывы читателей о книге "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.