Коллектив авторов - Историческая память и диалог культур. Том 2

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Историческая память и диалог культур. Том 2"
Описание и краткое содержание "Историческая память и диалог культур. Том 2" читать бесплатно онлайн.
Сборник содержит статьи участников Международной молодежной научной школы «Историческая память и диалог культур», состоявшейся в Казани в 2012 г. Адресован научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам.
Без такого огромного, продуманного труда ученых-историков мнение татарстанских ученых о 1000-летии Казани могло быть опровергнуто московскими историками в угоду определенным политическим аспектам. В том, что этого не случилось, бесспорно, большая заслуга Президента РТ М.Ш. Шаймиева и мэра города К.Ш. Исхакова, а также руководства Института истории АН РТ. Что касается организационных мероприятий по подготовке и проведению 1000-летнего юбилея Казани во всероссийском масштабе под председательством Президента России В.В. Путина, то надо прямо заявить, что запустить в действие такой механизм под силу было только самому Президенту РТ М.Ш. Шаймиеву.
В конце августа 2005 г. с большим размахом отпраздновали 1000летие Казани.
Р.В. Ильязова
ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН КАК ИСТОЧНИК ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
Историческая память – вид коллективной памяти, представляющий собой набор, передаваемых из поколения в поколение, исторических сообщений, мифов о событиях прошлого. Однако чем же отличается историческая память от самой исторической науки?Изучение истории направлено на более полное и точное отображение реалий прошлого, историческая память же во многом мифологична и субъективна. Пожалуй, во многом это обусловлено субъективностью самих источников исторической памяти. Экспозиция в музее, памятник, литературное произведение, фильм являются непосредственным объектом воздействия сугубо личностного человеческого фактора, влияющего таким образом на характер представления информации о том или ином событии и впоследствии на эмоциональное восприятие этой информации другими людьми.
Историческая память играет действительно важную роль в самосознании народа, общества, государства. Именно общий опыт: победы и неудачи, – делает общество единым, влияет на эмоциональное восприятие человека, как части целого. Сегодня в условиях глобализации вопрос об исторической памяти стоит как никогда остро. Необходимо разобраться в сути этого явления, а также подумать о том, как создать такую историческую память, которая отражала бы состояние дел прошлого наиболее правдиво. В данной статье речь пойдет о литературе. Точнее об историческом романе, как источнике исторической памяти.
В качестве самостоятельного жанра исторический роман существует довольно давно. Основоположником его на Западе принято считать В. Скотта, в России – А.С. Пушкина. На сегодняшний день исторический роман является одним из популярнейших способов распространения исторических фактов и формирования исторической памяти.
Историзм в литературе, по В.В.Кожинову – художественное освоение конкретно-исторического содержания той или иной эпохи, а также её неповторимого облика и колорита. Проблема историзма приобретает особый характер, когда речь идет об историческом жанре, то есть о романе, поэме, драме и т.д., в которых ставится цель воссоздать человеческую жизнь прошедших времен. В этом случае писатель неизбежно сталкивается с требованиями историзма и сознательно стремиться их осуществить. Но в более скрытом и часто осознанном виде историзм выступает как неотъемлемое свойство любого подлинно художественного произведения, ибо историзм- есть прежде всего способность «схватить» ведущие тенденции общественного развития, проявляющиеся в общенародных событиях и индивидуальных судьбах190. Проблема историзма, заключающаяся в воссоздании прошлого, была поставлена уже в книге Г.Лессинга «Гамбургская драматургия». Элементы такого историзма мы также находим в драмах Ф.Шиллера (трилогия о Валленштейне) и И.Гёте. Большую роль в становлении историзма сыграла литература романтизма, остро поставившая проблемы национального своеобразия исторического развития. Наиболее отчетливо формируется историзм в творчестве В.Скотта. Переход к буржуазному образу жизни, ранее всего сформировавшийся в Англии, дал писателю возможность остро ощутить смену эпох, кардинальное различие социальных отношений, быта, психологии средневековья и нового времени. После Скотта начинается интенсивное развитие действительно исторической литературы; создаются исторические повествования и драмы А.С.Пушкина, П.Мериме, Н.В.Гоголя, У.Теккерея, Г.Флобера, Ш. Де Костера и др., действительно воссоздавших прошлое и в его историческом содержании, и в его неповторимом облике.
Г.М.Ленобль в своих «Дневниках критика» приводит уточнение термина «исторический жанр»: «Пожалуй, правильнее, – пишет он, – было бы другое выражение: «исторические жанры». Ведь художественно-историческая литература – это совокупность многих жанров, совокупность произведений самых различных жанров, которые лишь в одном отношении близки между собой (но зато родственно близки, – потому именно, что все они – произведения художественно-исторической литературы). По другим же линиям они подчас чрезвычайно далеки одно от другого, примыкая к разным, давным-давно существующим, литературным видам и родам. Другие же литературоведы в большинстве своем предлагают внутри жанровую классификацию исторической литературы. Например, Л.Александрова, отмечая, что композиционная функция подлинных исторических событий, их взаимосвязь с художественным вымыслом и домыслом определяет различие между теми или иными историческими произведениями, выделяет следующие разновидности «исторического жанра»: роман, роман-эпопея, историческое повествование, романхроника, художественно-документальная историческая повесть, историко-биографический роман. Таким образом, мы видим, что на деле Александрова, придерживаясь классической традиции жанра: романэпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, вполне солидарна с точкой зрения Г.М. Ленобля.
Все это, казалось бы, хорошо и здорово. Однако история и политика всегда шли бок о бок. Согласитесь, сложно представить поистине авторитетную и влиятельную власть без умения ловко представлять те или иные факты на пользу себе, государству и обществу. Здесь рождается такое явление, как фальсификация исторических фактов, а значит сознательная корректировка исторической памяти. История России пережила множество таких «поворотов» в угоду изменяющимся стандартам и идеологиям, таким образом, претерпев большое количество искажений. В литературе и искусстве, в отличие от науки, грань между допустимым и недопустимым размыта хотя бы в силу обилия художественных приемов, призванных наиболее ярко, возможно, утрированно отразить реалии исторической эпохи. Поэтому, я считаю необходимым подвергать строгой критике всю так называемую «историческую литературу». Заниматься этим должны не кто иные, как профессиональные историки, имеющие вполне реальную возможность сопоставить информацию из учебника, романа и другого продукта литературной деятельности с данными архивных документов.
Изучение романа как жанра отличается особыми трудностями. Это обусловлено, прежде всего, своеобразием самого объекта исследования: роман – единственный еще не вполне сформировавшийся жанр. Роман не имеет такого канона, как другие жанры: исторически действенны только отдельные образцы романа, но не жанровый канон как таковой. В XVIII веке усилиями Филдинга, Виланда и Блакенбурга был сформирован ряд требований к роману:
1) Роман не должен быть «поэтичным» в том смысле, в каком поэтическими являются остальные жанры художественной литературы;
2) Герой романа не должен быть «героичным» ни в эпическом, ни в трагическом смысле слова: он должен объединять в себе как положительные, так и отрицательные черты, как низкие, так и высокие, как смешные, так и серьезные;
3) Герой должен быть показан не как готовый и низменный, а как проходящий путь становления;
4) Роман должен стать для современного мира тем, чем эпопея являлась для древнего мира (эта мысль со всей четкостью была высказана Блакенбургом и затем повторена Гегелем)191.
Что же касается именно исторического романа, то помимо названных требований, я считаю необходимым назвать следующие:
5) Подлинно историческое художественное произведение должно охватывать определяющие моменты в истории тех или иных народов, вскрывать движущие пружины событий;
6) Посредством введения в роман определенных героев автор обязан на их примере показывать влияние описываемых исторических событий на разные массы людей.
Таким образом, задача художника состоит не в том, чтобы сформулировать закономерности исторического развития в ту или иную эпоху, а в том, чтобы запечатлеть тончайшие отражения общего хода истории в поведении и сознании людей. Показать внешнее воздействие исторических событий на человеческие судьбы можно и в простом документальном очерке; роман, ограничивающийся этой задачей, не будет подлинно художественным, ибо искусство призвано воплотить конкретно-историческое содержание в целостном образе человека192.
Писатель и историк по-разному смотрят на художественно-историческое произведение. Для писателя важны красноречивость и убедительность описания событий. Для историка же помимо всего прочего важным критерием оценки романа является подлинность описания реальных исторических фактов, их наименьшая искаженность. Однако все же писатель, взявшийся за создание исторического произведения, должен прекрасно понимать для чего он это делает: для личной наживы путем создания развлекательного чтива, необремененного и толикой реальных фактов, или же для того, чтобы донести до обычных людей правду о прошлом во вполне доступным для них языком.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Историческая память и диалог культур. Том 2"
Книги похожие на "Историческая память и диалог культур. Том 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Историческая память и диалог культур. Том 2"
Отзывы читателей о книге "Историческая память и диалог культур. Том 2", комментарии и мнения людей о произведении.