» » » » Дмитрий Шульгин - Словарь музыковедческих терминов и понятий


Авторские права

Дмитрий Шульгин - Словарь музыковедческих терминов и понятий

Здесь можно купить и скачать "Дмитрий Шульгин - Словарь музыковедческих терминов и понятий" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Шульгин - Словарь музыковедческих терминов и понятий
Рейтинг:
Название:
Словарь музыковедческих терминов и понятий
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4458-3818-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Словарь музыковедческих терминов и понятий"

Описание и краткое содержание "Словарь музыковедческих терминов и понятий" читать бесплатно онлайн.



Общее число терминов и понятий, введенных в данный «Словарь музыковедческих терминов и понятий» составляет примерно около 1750 единиц. В большинстве своем они относятся к гармоническим средствам, вошедшим в музыкальную практику только c конца XIX века.






Интонируемые формы – «зафиксированные памятью в борьбе за существование и в утилитарных целях первичные отношения тождественных и нетождественных звучаний», являющиеся «откристаллизовавшимися звукосопряжениями» 3.200.

Интонационный мир лада – этот мир сегодня понимается как опосредованное отражение определенных состояний общественного музыкального сознания различных эпох, разных национальных и межнациональных сообществ, отдельных народностей на всех этапах исторической эволюции человеческого общества.

Особенно активным представляется обновление и обогащение ладовой системы в музыке XX века, что обусловлено рядом и достаточно традиционных, и относительно новых факторов, к числу важнейших из которых относятся:

• создание новоинтонационных образований на уровне отношений только традиционных музыкальных средств;

• создание новоинтонационных образований на уровне отношений нетрадиционных звуковых элементов (в частности: звуков и звуковых комплексов электронного происхождения, конкретных и инструментальных шумозвуков, аккордов-соноров);

• создание новоинтонационных образований на уровне отношений традиционных музыкальных средств с нетрадиционными;

• выдвижение на первый выразительно-смысловой (= интонационный) план конструктивных элементов, ранее находившихся в этом отношении на вторых и третьих планах, в том числе: ритмических, тембровых, динамических, артикуляционных и др.;

• создание относительно новых, специфических и разномасштабных выразительно-смысловых единиц на основе различного иностилистического материала – псевдоцитатного и цитатного, – связанного с сочинениями как одного, так и нескольких авторов, в том числе, достаточно резко отличающихся своим стилем, его национальными «корнями» и временем своего рождения;

• возвращение к жизни многих богатейших интонационных пластов относительно далеких от нашего времени музыкальных эпох, включая музыку Средневековья и Возрождения;

• обновление приемов технической организации всех компонентов музыкальной ткани;

• постоянное и прогрессирующее распространение тех или иных явлений современной музыкальной культуры и, в частности, различных новых музыкальных средств и их отношений в широких слоях общества, связанное с нарастающей деятельностью дискоиндустрии, телевидения, кино и радио.

Участие в организации современного интонационно-ладового процесса вышеназванных и других факторов привело к тому, что «общий интонационный процесс» (= панинтонационный, панладовый), «общая ладовая структура» (= панладовая структура) многих сочинений композиторов ХХ–ХХI столетий имеют сложнейшую многоплановую природу, которая представляется как сосуществование большого числа разнокомпонентных (= разноматериальных) ладовых субсистем* (= компонентных субладов*) и, в их числе, ладогармонической субсистемы (= звуколада* или, просто лада), ладоритмической (= ритмолада*), ладофактурной (= фактуролада*), ладотембровой (= тембролада*), ладодинамической (= динамического лада*) и др.

Конструктивные единицы любой из этих компонентно-ладовых субсистем* всегда находятся в комплементарных выразительно-смысловых отношениях друг с другом, являясь, таким образом, неразрывно связанными составляющими собственно интонаций, их субинтонационными единицами. При этом, в отдельных случаях, разные по компонентному материалу группы таких субинтонационных единиц (напр., ритмических, тембровых) способны приковать к себе наибольшее внимание композитора, исполнителя и слушателя, обуславливая тем самым и свою более объективную оценку в качестве ведущего интонационного фактора.

Границы структур разных компонентных субладов* могут совпадать и не совпадать друг с другом как на уровне отдельных этапов становления музыкальной ткани сочинения, так и на всем ее протяжении, что, соответственно, в первом случае, несколько упрощает, либо, во втором случае, напротив, усложняет природу панладового процесса.

В музыке предшествующих столетий и в современной важнейшее место в формировании интонационно-ладовой музыкальной системы принадлежит гармонической ткани. Процесс обновления и обогащения этой составляющей, подобно всем другим компонентно-ладовым субсистемам*, складывается в органичной связи эволюций общественно-музыкального сознания и индивидуального художественного творчества. (Так, в частности, средневековые гармонические лады в конечном итоге – «это отображение сознания феодальной эпохи с ее замкнутостью, застылостью, иерархичностью, принципом авторитарности в системе ценностей; тональные лады мажор и минор – выражение динамизма музыкального сознания европейского, так называемого Нового времени» 93.32, а многообразие современных композиционно-технических решений ладовой системы, ее разнообразнейшая интонационная многоликость, раскрывающаяся как удивительный конгломерат интонационных сфер разных стилей и даже эпох – это своеобразная реакция музыкального искусства на социальную многозначность общественного мышления, контраст его духовных состояний в наше время.)

Одна из важнейших черт ладогармонической системы, прогрессивно развивающаяся на протяжении многих столетий – ее интернациональный характер. Эта черта особенно ярко проявилась в профессиональной музыке нашего времени. Основные ее предпосылки – возникновение и развитие ладогармонической системы в качестве объективного результата исторически закономерного развития разнонационального общественного музыкального сознания, и базирование всех конкретных форм этой системы на одних и тех же объективных закономерностях, вытекающих непосредственно из физической природы музыкального материала.

Интонация (от лат. intono – громко произношу) – 1) «свойственное стихотворной речи повышение голоса к середине стихотворного периода (стиха, двустишия и т. д.) и понижение с паузой в его конце; то совпадая, то не совпадая с синтаксической фразовой интонацией, дает сложный рисунок мелодики стиха»; «манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон <…>». Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски» БЭКМ— 2003; 2.1) в музыке – первичные образно-смысловые элементы, представляющие собой «комплексы музыкальных помыслов, постоянно находящихся в сознании данной общественной среды» 3.267; «<…> осмысление звучания, а не просто констатирование отклонения от нормы (чистая или не чистая подача звука) <…>; «осмысление звучаний, уже сложившихся в систему точно зафиксированных памятью звукоотношений: тонов и тональностей <…> 3.198-199; 2.2) «совокупность просодических элементов речи, таких, как мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.» БЭКМ— 2003; 2.3) «степень точности воссочинения высоты звуков при музыкальном исполнении» Там же; 2.4) интонацию «<…> надо понимать как живую связь звуков, имеющую выразительное, образно-смысловое значение <…>«. Она «является прежде всего мельчайшим, привычным образно-смысловым элементом» 72.123; 2.5) звуковое воплощение музыкальной мысли: от мельчайшего мелодического или гармонического оборота вплоть до целой темы сочинения, его отдельных разделов и частей (см. Интонация генеральная); 2.6) «<…> выразительно-смысловое единство, существующее в невербально-звуковой, непосредственно воздействующей форме, функционирующее при участии опыта музыкально-содержательных и внемузыкальных ассоциативных представлений» Холопова В. Мелодика. М., 1984. С. 17.

«Всякая самая простейшая музыкальная интонация предполагает наличие двух моментов: звукопроявление и отношение этого звукопроявления к последующему. Это последующее звукопроявление вступает с предыдущим в ряд отношений <…>. Всякая музыкальная подача звука, чтобы стать интонацией, не может остаться обособленной: она или результат уже данного соотношения, или же вызывает своим появлением последующий звук, ибо только тогда возникает музыкальное движение со всеми его свойствами» 3.198-199. «Приобретенные в ряду поколений интонационные навыки постепенно притупляются, и связанные с ними ассоциации и семантика <…> обнажают свою условную природу <…>. Столь последовательный процесс «выветривания» и «обновления» мыслим в эпоху сравнительно мало изменяющихся производственных отношений. При резком изменении последних могут выключиться из сознания даже интонации «в полном расцвете их», как несоответствующие новой структуре общества <…>. Впервые найденная интонация – впервые неопределенное сопротивление; это – открытие музыкального движения по данному направлению, это – движение, в котором еще не доминирует инертность и не утерян динамический момент» 3.294-206. «Срок между впервые кем-то сынтонированным (найденным и изобретенным) тем или иным звукоотношением и усвоением его окружающей средой, затем рациональным объяснением его и бесконечным числом повторений данного отношения в музыкальной практике – не поддается точному определению» 3.205.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Словарь музыковедческих терминов и понятий"

Книги похожие на "Словарь музыковедческих терминов и понятий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Шульгин

Дмитрий Шульгин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Шульгин - Словарь музыковедческих терминов и понятий"

Отзывы читателей о книге "Словарь музыковедческих терминов и понятий", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.