» » » » Дмитрий Шульгин - Словарь музыковедческих терминов и понятий


Авторские права

Дмитрий Шульгин - Словарь музыковедческих терминов и понятий

Здесь можно купить и скачать "Дмитрий Шульгин - Словарь музыковедческих терминов и понятий" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Шульгин - Словарь музыковедческих терминов и понятий
Рейтинг:
Название:
Словарь музыковедческих терминов и понятий
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4458-3818-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Словарь музыковедческих терминов и понятий"

Описание и краткое содержание "Словарь музыковедческих терминов и понятий" читать бесплатно онлайн.



Общее число терминов и понятий, введенных в данный «Словарь музыковедческих терминов и понятий» составляет примерно около 1750 единиц. В большинстве своем они относятся к гармоническим средствам, вошедшим в музыкальную практику только c конца XIX века.






Звуковысотные (= высотные) связи (= звуковысотное или, просто, высотное родство) – см. Структурные связи, Звуковые связи.

Звуковысотный фактор – фактор, опирающийся «на объективные свойства звукового родства» и имеющий наибольшее значение при «разделении звуков на главные и подчиненные» 85.214.

Звукоряд – 1) ряд звуков, выстроенных в порядке нарастания или убывания их высоты; 2) «абстрагированная схема лада, понятие отвлеченное, возникающее в процессе логического отстранения качественно-функциональных взаимоотношений тонов и, следовательно, их семантических особенностей» 70.43.

Звукорядного единства принцип – принцип взаимосвязи, объединения музыкальных элементов на основе их звукорядного родства.

Звукорядное родство – родство элементов, связанное с их принадлежностью одному звукоряду. Фактор взаимосвязи, проявляющий себя на протяжении всего музыкального сочинения или его части как в непосредственной форме (музыкальное сочинение или его часть целиком строятся на основе одного звукоряда), так и в опосредованной (элементы одного звукового ряда чередуются с элементами другого звукорядного ряда. См.

Полимодальность, Модальная техника, Полидиатоника, Многосоставные лады, Мутирующие лады, Переменный лад).

Зеркальные компонентные формы * – одновременно складывающиеся компонентные формы (гармонические, ритмические, динамические и др.), графический рельеф которых зеркально-симметричен по отношению друг к другу. В случае, если эти формы связаны с разными голосами (пластами) музыкальной ткани они могут быть как однопараметрными (напр., только гармонические компонентные формы, только динамические компонентные формы), так и разнопараметрными (напр., в одном голосе динамические, а в другом – ритмические компонентные формы). Если эти формы связаны с одним и тем же голосом (слоем) музыкальной ткани, то они всегда разнопараметрные. См. Синхронно-параллельные компонентные формы.

И

Иерархичность созвучий – иерархичность— способность созвучий в их материальных и смысловых отношениях друг с другом к определенному соподчинению, т.е. установлению между собой тех или иных иерархических отношений.

Инверсия серии – форма серии, образующаяся в результате замены восходящих интервалов ее исходного варианта (= примы серии) на нисходящие и наоборот.

Индивидуализация звуковысотных структур – «Первый важнейший импульс индивидуализации <…> – стилистическое ограничение, обусловливаемое всем внутренним обликом композитора, его эстетическими убеждениями и темпераментом, национальностью, всем содержанием его творчества. Первое ограничение в большей или меньшей степени исключает для композитора ряд гармонических (если речь идет о гармонии) средств как принципиально несовместимых с его индивидуальностью <…> Второе ограничение – выбор гармоний в расчете на конкретное сочинение определенного жанра, содержания, характера в рамках данного стиля <…> Индивидуализация гармонии служит тем же целям, что и индивидуализация тематизма – более разнообразному и гибкому воплощению образа средствами гармонии как таковой, более полному выражению личности композитора <…>. Объективная предпосылка индивидуализации гармонии <…> заключается в историческом факте превращения множества диссонирующих созвучий из подчиненных в самостоятельные и присоединения к ним новых, ранее не употреблявшихся <…>. Возникает парадоксальная ситуация. Принципиально все аккорды как средства художественного творчества равноправны <…>. В контексте же положение резко меняется <…>. Говоря первое слово, мы имеем полную свободу выбора звуковых элементов, уже второе слово, координированное с первым, такой свободы не имеет, а все последующее, каким бы оно ни было разнообразным, в качестве продолжения мысли является развитием начальных звуковых элементов. Контекст исключает возможность использования любого аккорда или иного звукосочетания. Это непременное условие для логического становления и развития «мысли», которое одновременно является и одним из важнейших условий индивидуализации звуковысотных структур» 90.152-153, 155, 157-158.

Инициал – см. в Функции модальные.

Интеграция структуры – объединение частей, элементов структуры и их связей как компонентов одного целого.

Интервал (от лат. intervallum – промежуток, расстояние) – 1) промежуток, расстояние между чем-либо; перерыв; 2.1) в музыке – соотношение двух звуков по высоте; 2.2) интервал «есть соотношение тонов звукоряда и есть наименьший интонационный комплекс» 3.223.

«Интервал – точный определитель эмоционально-смыслового качества интонации, а не измеритель, <…> стершийся в своей выразительности (каким. – Д. Ш.) воспринимают его теперь. <…>» 3.223. «Содержание интервала <…> всегда в соотношении, в процессе и в конкретно-исторической обусловленности <…>. «Выразительность каждого интервала мыслится безграничной, неизбывной, но исторически-конкретно, и психологически она ограничена» 3.355. Характерный интервал каждой эпохи выступает «словно интонационный центр, вокруг которого наслаиваются и простейшие, и сложные интонационные связи» 3.345. «Всякий закрепившийся интервал – уже интонируемая форма, ибо это соотношение двух элементов некой системы, пусть самой простейшей, двучленной» 3.200.

Если звуки берутся поочередно, интервал называется мелодическим, если одновременно – гармоническим. Название интервалов связано с латинскими порядковыми числительными, указывающими на количество ступеней входящих в тот или иной интервал. Напр., прима – одна ступень (1), малая и большая секунды – две ступени (2)… чистая октава – восемь (8). Интервалы в пределах октавы называются простыми, интервалы больше октавы называются составными и оцениваются как сумма октавы и простого интервала: нона (секунда плюс октава), децима (терция плюс октава), ундецима (кварта плюс октава), дуодецима (квинта плюс октава), квартдецима (секста плюс октава), квинтдецима (септима плюс октава).

Во внеевропейской народной и профессиональной музыке и современной европейской используются также разнообразные интервалы меньше полутона, а также интервалы, являющиеся больше или меньше простых и сложных интервалов на какую-либо часть полутона (третью, четвертую, пятую и пр. Так называемые: четвертинатоновые, третинатоновые, пятинатовые и пр. интервалы23). Все они общеупотребительных названий в теоретической литературе пока не имеют. См. Интервалов роды.

Интервалы диатонические по существу – см. Диатонические по существу интервалы.

Интервальная группа – 1) группа интервалов; 2) группа интервалов, функционирующая в качестве относительно самостоятельной конструктивной единицы гармонической структуры; то же, что Соинтервалие*.

Интервально-модельные звукоряды – звукоряды, представляющие собой комбинации из двух, трех четырехзвуковых интервальных моделей (сочетаний интервалов, повторяющихся на новой позиции (напр., семь ладов «ограниченной транспозиции» Мессиана); то же, что Симметричные лады.

Интервальные связи (= интервальное родство) – см. в Структурные связи.

Интервальные системы – «организация материала ладов как выразительных и логически-осмысленных звуковых объединений» 93.160. См. Роды интервальных систем.

Интерполяция – прием работы в серийной технике, предполагающий введение между отдельными тонами и их группами какой либо из основных форм серии (примы, ракохода, инверсии, ракохода инверсии) отдельных тонов и их групп, взятых из других ее сегментов, вследствие чего нарушается основной порядок тонов, заложенных в этих ее формах. Различаются: интерполяция однорядная, при которой подобное явление происходит в рамках одной и той же формы серии интерполяция разнорядная (= многорядная), при которой такие переносы осуществляется из одной ее формы в другую (напр., из ракохода в инверсию). При этом, если эти переносы носят взаимный характер или, иначе говоря, осуществляются в порядке взаимного обмена, то такого рода разнорядная интерполяция определяется как интерполяция перекрестная.

Интерполяция перекрестная – см. Интерполяция.

Интонирование – «осмысленное, целеустремленное и данное в некоем содержательном сочетании и взаимосвязи звуковое сочинение мыслимого» 3.264. Интонирование – это динамический процесс, смысл которого всегда «остается одним – через сравнение и выяснение тождества и контраста сознание идет ко все дальнейшему продвижению звуков» 3.199. «Стихийное интонирование – аффективно-эмоциональный тонус, – в сущности глиссандо, т.е. неразличимость отдельных тонов и их связей и отношений» 3.344. Только через интонирование «элементы музыки становятся сочинением искусства, образным мышлением» 3.264.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Словарь музыковедческих терминов и понятий"

Книги похожие на "Словарь музыковедческих терминов и понятий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Шульгин

Дмитрий Шульгин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Шульгин - Словарь музыковедческих терминов и понятий"

Отзывы читателей о книге "Словарь музыковедческих терминов и понятий", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.