Илья Рожков - Информационные системы и технологии в маркетинге. Монография

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Информационные системы и технологии в маркетинге. Монография"
Описание и краткое содержание "Информационные системы и технологии в маркетинге. Монография" читать бесплатно онлайн.
Современная рыночная экономика характеризуется преобладанием знаний и информации над материально-вещественными факторами производства. Информационные технологии рыночного управления предприятиями видоизменяют традиционные маркетинговые подходы. В монографии рассматривается многоаспектное влияние информатизации общества на сферу рыночных отношений. Автором предлагается комплексный взгляд на современный этап развития маркетинга как вида информационной деятельности. Реализован системный подход к определению сущности и современного предназначения маркетинговых информационных систем (МИС). Разработана авторская классификация маркетинговой информации как основы формирования и функционирования МИС. Сформулированы методологические принципы и разработана авторская модель МИС на основе переменных комплекса маркетинга. Существенное внимание в монографии уделено информационным технологиям и программному обеспечению при реализации МИС. Монография рекомендуется для использования в учебном процессе при подготовке специалистов, бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов в области маркетинга, организации и управления инновационной экономикой, а также в научно-исследовательской работе и практике рыночной деятельности.
Рис. 2.1. Циклическая информационная модель маркетинговой деятельности предприятия:
1 – цикл производства и потребления товаров/услуг; 2 – цикл разработки и реализации комплекса маркетинга; 3 – цикл информационного обеспечения маркетинговой деятельности
Амбивалентность маркетинга, отраженная в данной модели, выражается, с одной стороны, в технологиях прогнозирования и определения основных показателей эффективности и результативности рыночной деятельности (категорий маркетинга), а с другой стороны, в искусстве реализации всех элементов комплекса маркетинга. Связь этих двойственных сторон маркетинга может быть осуществлена также посредством коммуникационных технологий МИС. Функции МИС в этом случае заключаются в получении данных о значениях таких показателей, как норма и масса потребительной стоимости, потребительские оценки, удовлетворенность потребителей, конкурентоспособность, качество продукции, маркетинговая рентабельность инвестиций и др. Эти значения необходимы для постоянного возбуждения технологического и творческого потенциала маркетинга в целях оптимизации всех составляющих комплекса маркетинговой деятельности (цикл 2, см. рис. 2.1).
В данной модели может быть выявлена цикличность информационной деятельности (цикл 3, см. рис. 2.1). Маркетинговые мероприятия современных организаций должны сопровождаться получением полной и достоверной маркетинговой информации. Потребляя продукцию и сопоставляя ее с полученной ранее маркетинговой информацией, потребитель дает оценки своей удовлетворенности. Эти оценки служат для корректировки рыночной деятельности организации, направленной на оптимизацию ее маркетинговой стратегии в целях повышения удовлетворенности потребителей.
Более глубокое понимание сущности МИС становится возможным через исследование исторических предпосылок и эволюции подходов к определению понятия маркетинговая информационная система.
2.2. Исторический генезис подходов к определению понятия маркетинговых информационных систем
История существования понятия «маркетинговая информационная система»[34] насчитывает уже более 45 лет. За это время значительно преобразовались социально-экономические отношения, сменилось несколько этапов в эволюции маркетинга, усовершенствовались информационные технологии. К сожалению, в нашей стране вопросам разработки МИС пока уделяется недостаточное внимание. Существует пока лишь одна книга[35], посвященная этой проблематике, и несколько функциональных моделей МИС, опирающихся в основном на зарубежные источники[36]. Хотя, учитывая ужесточение конкуренции, глобализацию экономики, распространение Интернета и социальных сетей в жизнь каждого потребителя, роль информационных систем в маркетинговой деятельности современных предприятий переоценить невозможно. При этом в зарубежной научной литературе и бизнес-практике существует и продолжает появляться множество работ, посвящённых этой проблематике. Исследование исторических подходов к определению понятия «маркетинговая информационная система» является весьма важным для выявления его сущности, отвечающей реалиям современного рынка[37].
В 1966 году Филип Котлер ввел термин «нервный центр маркетинга»[38] и сформулировал представление о том, как фирма может создать отдельную сферу применения своих компьютерных ресурсов, предназначенную для поддержки маркетинговой деятельности[39]. Возникновение же самого термина «маркетинговая информационная система» связывается с именами Дональда Ф. Кокса и Роберта И. Гуда (Donald F. CoxandRobert E. Good), которые в 1967 г. опубликовали статью «Как построить маркетинговую информационную систему»[40] в авторитетном научном издании Harvard Business Review. Авторы так определяли содержание этого понятия: «совокупность процедур и методов планирования и представления информации, необходимой в принятии маркетинговых решений». Д.Ф. Кокс, будучи вице-президентом и директором по планированию компании Coca-Cola, считал уже тогда, что розничные торговцы используют маркетинговые информационные системы, не осознавая это. Они знают, что и когда они продают, и иногда даже тех, кто является их конкурентами. Основная их недоработка, по мнению Д. Ф. Кокса, заключается в отсутствии системного подхода к информационному обеспечению маркетинговой деятельности.
Необходимо отметить, что маркетинговое сообщество обратило внимание на проблемы разработки информационных систем, используемых в маркетинговой деятельности, в период начала бурного развития в США компьютерной индустрии. Известно, что именно в 1966 г. Дуглас Энгельбарт из исследовательского института Стэнфорда, представляет систему, состоящую из буквенной клавиатуры, цифровой клавиатуры, мышки и программы, поддерживающей вывод информации на экран в разных «окнах». В этом же году Роберт Нойс и Гордон Мур основывают корпорацию Intel, которая начинает с создания микрочипов памяти, но постепенно превращается в лидера рынка по производству микропроцессоров.
В это же время начинается интенсивное проникновение информационных технологий в системы управления предприятий. С появлением компьютерных программ для бизнес-приложений, стало очевидно, что коммуникационный разрыв, который существовал между программистами и бизнесменами должен быть преодолен. Представители бизнес-сообщества требовали от программистов окончательного решения своих практических проблем. В этих целях было принято решение разработать обучающий курс, в котором бы объединялись информационные технологии, бизнес и компьютерное программирование. Это направление получило название информационные системы управления[41]. Тогда, главная проблема заключалась в преодолении коммуникационных препятствий и технических проблем между целями и задачами руководителей предприятий и программистов.
С этого периода наблюдался рост заинтересованности маркетологов возможностями применения информационных систем в маркетинговой деятельности. Многие авторы стали предлагать собственные определения маркетинговых информационных систем, представленные в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Сопоставление определений понятия «маркетинговая информационная система», предложенных разными авторами
Самюэль В. Смит, Ричард Х. Брайан, Джеймс И. Стаффорд (Samuel V. Smith, Richard H. Brien, James E. Stafford) в 1968 г. осуществляли дальнейшее развитие трактовок этого понятия путем деления маркетинговой информации на три категории: управленческая, плановая и исследовательская. Под маркетинговой информационной системой они предлагали понимать «структурированный, взаимосвязанный комплекс персонала, оборудования и процедур, предназначенный для создания упорядоченного потока необходимой информации, получаемой фирмой из внешний и внутренних источников, для использования в качестве базы в принятии решений по отдельным направлениям управления маркетингом».
К.П. Уль (К.Р. Uhl), в 1974 г. указал, что определение понятия «маркетинговая информационная система» является трудной задачей, поскольку, не может существовать ни одной МИС, которая будет одинаково подходить под специфические информационные потребности всех организаций[42]. С ним соглашались Д. Джоббер и К. Райнбоу (D. Jobber, C. Rainbow), которые в 1977 г. подчеркнули, что в маркетинговой информационной системе «маркетинговая информация собирается, хранится, анализируется и распространяется среди менеджеров в соответствии с их информационными потребностями на регулярной плановой основе».
В 1982 г. Ван Майрос и Д. Михаэль Ворнер при определении маркетинговой информационной системы отдельное внимание уделили технологиям ее функционирования. Авторы писали, что ее работа основывается на применении «компьютерных программ, статистических процедур и моделей», которые позволяют преобразовать «сырые», необработанные рыночные данные в «информацию, необходимую для менеджера по маркетингу» для обоснования общих предположений или получения основные ответов при управлении рыночной деятельностью.
Как отмечал Р.А. Проктор (R.A. Proctor) в 1991 г., концепция маркетинговых информационных систем существует уже в течение многих лет. Первые из них ориентировались на бумажные носители информации, но с появлением компьютеров с большим объемом памяти, а затем с развитием микрокомпьютеров, маркетинговые информационные системы становятся все более «электронными» [43].
В 1992 г. К.П. Маршалл и С.В. Ламотт (Marshall, K. P. and Lamotte, S. W.), а впоследствии в 1995 г. О’Брайн Т.В., Скоенбахлер Д.Д. и Гордон Г.Л. (O'Brien, T.V., Schoenbachler, D.D. andGordon, G.L.) утверждали, что маркетинговая информационная система должна обеспечивать менеджерам и маркетологам приток полезной, релевантной маркетинговой информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Информационные системы и технологии в маркетинге. Монография"
Книги похожие на "Информационные системы и технологии в маркетинге. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Илья Рожков - Информационные системы и технологии в маркетинге. Монография"
Отзывы читателей о книге "Информационные системы и технологии в маркетинге. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.