Олег Кутафин - Российская автономия

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Российская автономия"
Описание и краткое содержание "Российская автономия" читать бесплатно онлайн.
Автор, основываясь на большом фактическом материале, анализирует особенности автономии в царской, советской и постсоветской России. В работе подчеркивается мысль, что в условиях современной РФ, все субъекты которой являются автономными, нет необходимости в существовании каких-либо других автономий или подчеркивании автономного характера отдельных субъектов РФ в их наименовании. Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, всех, кто хочет получить глубокое знание о конституционном праве России.
М. А. Митюков определял советскую автономию как динамически развивающуюся в соответствии с конкретно-историческими условиями социалистического и коммунистического строительства национально-политическую и правовую систему, выражающую решение национального вопроса в отношении народов, не имевших ранее своей государственности и автономии, на основе права наций на самоопределение и путем осуществления совокупности социально-политических, экономических и социально-культурных мероприятий, проводимых посредством многообразных форм и видов национальной государственности, действующих на началах политического самоуправления, пределы которого устанавливаются в соответствии с волеизъявлением наций (народностей) высшими органами власти Союза ССР и союзных республик.
Он рассматривал автономию как социально-правовую систему, поскольку она представляет чрезвычайно сложную и многогранную общественно-политическую и юридическую категорию. Вместе с тем он подчеркивал, что юридический момент составляет лишь одну из сторон этого явления, в котором выражается единство политического, социального в широком смысле и юридического момента, что лишь в целом дает адекватное представление о советской автономии.
М. А. Митюков полагал, что советская автономия не может рассматриваться лишь как юридическая категория, хотя и правовой, а еще более государственно-правовой момент играет решающую роль в осуществлении ее назначения и функций. По его мнению, советская автономия представляет собой социально-правовую систему, поскольку она во всех аспектах своего проявления, в своих внутренних взаимосвязях представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих и функционирующих в связи с таким социальным явлением, как национальный вопрос. «Правовой характер этой системы, – писал он, – обусловлен тем, что она не может существовать и действовать вне правовых форм вообще, государственно-правовых – в особенности»[233].
М. А. Митюков отмечал, что назначение советской автономии как объективной необходимости для решения национального вопроса в соответствии с интересами социалистической революции обусловливает многообразный характер ее функций. В качестве государственно-правовой функции автономии он рассматривал развитие и закрепление советской государственности в формах, соответствующих национально-бытовым условиям народов, создание действующих на родном языке органов власти, управления и суда. Изменение политических основ общества, создание национальных отрядов рабочего класса и народной интеллигенции, обеспечение руководящего участия трудящихся в осуществлении государственной власти он считал социально-политической функцией автономии, а создание и развитие общественно-политических организаций пролетарского типа, школы, просвещения в целом, печати и других средств духовного развития отсталых народов на родном языке на основе идей научного коммунизма – социально-культурной функцией автономии. Наконец, основной и решающий функцией автономии М. А. Митюков считал хозяйственно-организаторскую функцию, суть которой он видел в обеспечении экономического и социально-культурного равенства народов на основе подъема и непрерывного развития их экономики.
Исследователь подчеркивал, что наличие у советской автономии специфических функций не означает противопоставления их функциям Советского государства. Он полагал, что задачи советской автономии на любом этапе развития государства осуществляются посредством ее специфических функций, являющихся, в свою очередь, одним из частных проявлений функций государства.
М. А. Митюков утверждал: советская автономия, как и любая социально-правовая категория, имеет свое содержание, выражающее ее сущность. Главными компонентами этого содержания он считал назначение советской автономии (разрешение национального вопроса на основе права наций на самоопределение) и ее специфические функции. Именно в них он видел суть советской автономии как социального явления. Такие компоненты советской автономии, как ее государственные установления, многообразные формы и виды, их динамизм и федеративные связи он рассматривал в качестве государственно-правовой формы выражения ее содержания.
В другой своей работе, посвященной истории советской автономии, М. А. Митюков отмечал, что имеющая важное теоретическое значение проблема соотношения права наций на самоопределение и автономию в нашей стране характеризуется двумя этапами: дооктябрьским и октябрьским. В первом из них право наций на самоопределение и автономия выступают как самостоятельные государственно-правовые способы разрешения национального вопроса. «В условиях Советской власти, – писал он, – автономия стала трактоваться не как самостоятельный государственно-правовой способ разрешения национального вопроса, а как одна из форм реализации права наций на самоопределение»[234].
Анализируя все эти соображения, можно сказать, что в советском государствоведении доминирующее положение занимала мысль о том, что советская автономия является государственно-правовой формой разрешения национального вопроса, формой самоопределения наций и народностей.
Вместе с тем в науке советского государственного права общепринятое определение понятия «советская автономия» выработано не было. Большинство авторов, рассматривая советскую автономию как сложное социальное и правовое явление, связывали ее либо с государственным устройством, либо с национальной государственностью или осуществлением национального суверенитета, либо с самоуправлением или особой степенью самостоятельности, а чаще всего с несколькими из этих государственно-правовых категорий.
Однако, учитывая, что любая дефиниция не может охватывать все стороны явления, советские исследователи автономии прежде всего стремились показать ее суть путем перечисления основных признаков содержания понятия «советская автономия».
Б. Л. Железнов и А. М. Каримов, считая, что советская автономия – это политический и правовой институт, не имеющий аналогов в мировой истории, писали: «Если автономия, взятая как формальное государственно-правовое понятие, означает всего лишь самоуправление части в рамках целого, то советская автономия неизмеримо богаче по содержанию. Она включает в себя ряд важных политическо-правовых особенностей, главными из которых являются: национальный состав населения, наличие территории, функционирование на основе советской политической и экономической систем, самоуправление государственно-властного характера, свободная реализация национального суверенитета. Следовательно, советская автономия может быть охарактеризована как самоуправление государственно-властного характера, осуществляемое нацией или народностью на определенной территории в рамках автономной республики или национально-государственного образования (автономная область, автономный округ), входящего в состав суверенной союзной республики, которое при непосредственном участии этого автономного государства или образования определяет его правовое положение, пределы самоуправления и компетенции»[235].
Б. Л. Железнов и А. М. Каримов указывали, что автономия предполагает самоуправление в рамках общей конституции суверенного государства, она предоставляется нациям и народностям, более или менее компактно проживающим на определенной территории, отличающимся особым бытом и известной экономической целостностью. Они подчеркивали, что советская автономия характеризуется, с одной стороны, определенной самостоятельностью в осуществлении государственной власти под руководством и контролем союзной республики, а с другой – возможностью получать от нее помощь для развития экономики, культуры, государственности.
Б. Л. Железнов и А. М. Каримов отмечали, что советская автономия обладает рядом конституционных признаков, отличающих ее как от института административно-территориального устройства, так и от суверенной советской государственности. В отличие от административно-территориальных единиц органы советских автономных государств и национально-государственных образований имеют особые полномочия, позволяющие с необходимой полнотой учитывать специфику прогрессивных национально-бытовых особенностей коренных народов, обеспечивая дальнейшее развитие их национальной культуры, подготовку и преимущественное использование кадров, хорошо знающих язык, быт и обычаи местного населения. При этом автономные единицы выступают как формы государственности всего их населения.
§ 2. Становление и развитие автономии в Советской России и ее формы
Возникшая в результате победы Октябрьской революции 1917 г. Российская Советская Республика являлась унитарным государством. Она была провозглашена в границах дореволюционной Российской империи. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 г.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Российская автономия"
Книги похожие на "Российская автономия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Олег Кутафин - Российская автономия"
Отзывы читателей о книге "Российская автономия", комментарии и мнения людей о произведении.