Олег Кутафин - Российский конституционализм

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Российский конституционализм"
Описание и краткое содержание "Российский конституционализм" читать бесплатно онлайн.
Автор, основываясь на большом фактическом материале, анализирует понятие конституционализма, его становление и развитие в царской и современной России. Рассматривая российское конституционное государство как воплощение идей конституционализма, он анализирует политическую, экономическую, социальную и духовную основы конституционного государства, а также гарантии конституционности Российской Федерации. Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, всех, кто хочет получить представление о конституционализме в России.
В целях развития активности населения и обеспечения его участия в управлении делами местных территорий, на которых оно проживает, создается институт местного самоуправления.
В процессе конституционных реформ вносится существенное изменение в судебную систему страны, приобретающую главную роль в защите интересов личности. Отменяется подотчетность судов Советам, вводится суд присяжных.
Практически весь период конституционных реформ шла работа над проектом новой Конституции РФ. В ней принимали участие не только созданная I Съездом народных депутатов РСФСР Конституционная комиссия, но и различные общественные движения, отдельные группы специалистов, которые разработали и опубликовали свои проекты новой Конституции России.
Надо сказать, что текущая конституционная реформа оставила мало шансов у сторонников прежней, социалистической, модели общественного устройства. Поэтому при разработке конституции речь шла не столько о противостоянии социалистической и какой-то иной модели конституции, сколько о моделях организации власти в новой России и их отражении в проекте новой Конституции РФ.
Тем не менее противостояние либерально-демократического и социалистического все-таки присутствовало. Так, опубликованный для широкого обсуждения в ноябре 1990 г. проект Конституции, подготовленный Конституционной комиссией, был сориентирован в основном на императивы либерально-демократических принципов при некоторых допущениях в ряде моментов социалистического. Подготовленный инициативной группой депутатов «Коммунисты России» так называемый альтернативный проект Конституции базировался в основном на социалистических (коммунистических) императивах, правда, подправленных заявлением о том, чем все-таки можно поступиться, не поступаясь самими принципами.
В печати был опубликован ряд других проектов Конституции различной социально-политической и идеологической ориентации.
24 марта 1993 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин направил Верховному Совету страны послание, известное как «Меморандум». В нем предлагались решения по вопросам российской Конституции.
Ни для кого не секрет, отмечал Президент, что конституционное состояние страны сегодня весьма шаткое, противоречивое: одно и то же решение может быть признано как конституционным, так и неконституционным, а то и вовсе антиконституционным. Конечно, на противоречивом фундаменте не может быть возведена безошибочно рассчитанная правовая постройка. Дело лишь в том, чтобы в настоящий переходный конституционный период, когда легитимность избранных прежде решений требует, как минимум, подтверждения, «право на ошибку не подменялось действиями, в основе которых – неправо». «С учетом того, что борьба властей, по сути своей всегда политическая, приняла теперь юридизированный, даже псевдоюридизированный облик, готов предложить, – подчеркивалось в послании, – проект новой Конституции… Потому что… затяжка с ее принятием смертельно опасна для российской демократии»[193].
Президентский «Меморандум» появился в условиях, когда стремительно и опасно нарастало начавшееся уже давно противостояние Президента и парламента при весьма сдержанных попытках согласования позиций между ними со стороны Конституционного Суда.
Б. Н. Ельцин, говоря об этом противостоянии, считал, что корень всех проблем кроется не в конфликте между исполнительной и законодательной властью, а в глубоком противоречии между народом и «прежней большевистской антинародной системой»[194].
В процессе противостояния законодательной и исполнительной властей в стране заметно усилились тенденции дискредитации Съезда как высшего органа государственной власти страны. «Фронда его ослабевала, – писал И. М. Степанов, – нехотя уступая место налаживанию элементарных контактов с институтами исполнительной власти; шумливая депутатская энергия иссякла, теряя темп даже в вопросах конституционного переустройства государства. Немалую роль в подрыве авторитета нашего парламента сыграли поначалу восторженно встреченные общественностью прямые теле- и радиотрансляции его заседаний со всеми их эскападами мучительно долгих многоречивых бдений»[195].
Наоборот, положение Президента заметно упрочилось благодаря проведенному 25 апреля 1993 г. всероссийскому референдуму с его четырьмя обращенными к населению вопросами: 1) доверяете ли Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину; 2) одобряете ли социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом и Правительством с 1992 г.; 3) считаете ли необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации; 4) считаете ли необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации.
Хотя население оказало доверие не только Президенту и Правительству, но и депутатам, фактически же победил Президент. Своей победой он немедленно воспользовался.
30 апреля 1993 г. в средствах массовой информации был опубликован новый проект Конституции РФ, названный президентским. В результате конституционное реформирование страны прочно перешло от парламента к Президенту.
20 мая 1993 г. для доработки проекта Конституции РФ, представленного Президентом, было созвано Конституционное совещание, сформированное из представителей органов государственной власти, местного самоуправления, политических партий и движений, массовых общественных организаций и религиозных конфессий, товаро-производителей и предпринимателей, ученых.
Настроенное достаточно враждебно в отношении «непримиримой оппозиции», Конституционное совещание тем не менее сначала сделало попытку создать такую модель Конституции, которая включала бы все лучшее из демократически выдержанных конституционно-проектных наработок и могла бы стать проектом, основанным на согласии всех демократических сил. Однако сделать это не удалось. Из проекта были исключены все положения, связанные с остатками «советизмов», убран ряд положений, связанных с основами гражданского общества. Вместе с тем стройную составляющую концепции документа образовали элементы авторитаризма.
Надо сказать, что параллельно с Конституционным совещанием велась работа над проектом Конституции, разработанным Конституционной комиссией. 25 июня 1993 г. Верховный Совет отметил, что основные положения проекта доработаны Конституционной комиссией с учетом проекта, представленного Президентом, и предложений субъектов Федерации[196].
12 июля 1993 г. Конституционное совещание одобрило представленный проект Конституции, направленный в субъекты Федерации. Принятие его конституционным путем, т. е. путем, предусмотренным действовавшей тогда Конституцией, было практически исключено. Поэтому Президент избрал неконституционный путь.
21 сентября 1993 г. были приняты его Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и «Обращение к гражданам России»[197]. Они содержали ряд упреков в адрес Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.
Съезд и Верховный Совет обвинялись в том, что они противодействуют осуществлению социально-экономических реформ, устроили обструкцию Президенту, предпринимают систематические усилия узурпировать не только исполнительную, но даже судебную функцию. Отмечалось немало недостатков в парламентской деятельности Верховного Совета, чем дискредитируется сам принцип парламентаризма.
«В сложившихся условиях, – говорилось в Указе, – единственным соответствующим принципу народовластия средством прекращения противостояния Съезда, Верховного Совета, с одной стороны, Президента и Правительства – с другой, а также преодоления паралича государственной власти являются выборы нового Парламента Российской Федерации». Такие выборы, отмечалось в документах, не являются досрочными выборами Съезда народных депутатов, Верховного Совета и не нарушают волю народа, выраженную на референдуме 25 апреля 1993 г. Необходимость выборов, по мнению Президента, диктовалась также и тем, что Российская Федерация – это новое государство, пришедшее на смену РСФСР и ставшее международно признанным продолжением Союза ССР.
Президент признал необходимым прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. До начала работы нового двухпалатного парламента – Федерального Собрания РФ – и принятия им на себя соответствующих полномочий предлагалось руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства РФ.
В Указе говорилось, что Конституция РФ, законодательство Российской Федерации и ее субъектов продолжают действовать в части, не противоречащей Указу. Временно до принятия новой Конституции РФ и закона о выборах в Федеральное Собрание РФ и проведения на этой основе новых выборов было введено в действие Положение «О федеральных органах власти на переходный период», подготовленное на основе одобренного Конституционным совещанием проекта Конституции. Новым парламентом Российской Федерации должно было стать Федеральное Собрание, состоящее из избранной населением Государственной Думы и Совета Федерации, формируемого из представителей от каждого субъекта Федерации. Президент утвердил также Положение о выборах в Государственную Думу, которые были назначены на 11–12 декабря 1993 г. Для их проведения была образована Центральная избирательная комиссия. Федеральное Собрание должно было рассмотреть вопрос о выборах Президента РФ. В Указе предлагалось Конституционному Суду РФ не созывать заседаний до начала работы Федерального Собрания РФ.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Российский конституционализм"
Книги похожие на "Российский конституционализм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Олег Кутафин - Российский конституционализм"
Отзывы читателей о книге "Российский конституционализм", комментарии и мнения людей о произведении.