Олег Кутафин - Российский конституционализм

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Российский конституционализм"
Описание и краткое содержание "Российский конституционализм" читать бесплатно онлайн.
Автор, основываясь на большом фактическом материале, анализирует понятие конституционализма, его становление и развитие в царской и современной России. Рассматривая российское конституционное государство как воплощение идей конституционализма, он анализирует политическую, экономическую, социальную и духовную основы конституционного государства, а также гарантии конституционности Российской Федерации. Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, всех, кто хочет получить представление о конституционализме в России.
И. М. Степанов относил к основополагающим ценностям теории социалистического конституционализма общественную собственность, народовластие, свободный от эксплуатации труд, право наций на самоопределение, взаимную ответственность личности, общества и государства. А такие ценности, как прямая конституционная фиксация гарантий гражданских прав, мирное сосуществование государств с различными социально-политическими системами, он рассматривал как ценности, которые могут претендовать на статус общечеловеческих.
Он полагал, что в ходе создания конституционных основ Советского государства с излишней поспешностью были отвергнуты некоторые идеи теории и практики парламентаризма, прав человека, гражданина – вообще концепция правового государства[165].
И. М. Степанов писал: «Сложилась парадоксальная ситуация: если в так называемых буржуазных общественно-политических системах парламентаризм мог работать и действительно работал, хотя далеко не всегда в согласии с постулатами конституционализма о народном суверенитете, то при социализме десятилетиями не работали ни его главный объективный политический закон принадлежности всей власти народу, ни даже то положительное, что за парламентаризмом все-таки признавалось («представительные учреждения остаются…»). Более того, набирали силу, становились нормой советского бытия именно те черты парламентаризма, которые по праву заносились в ранг отрицательных: оторванность депутатского корпуса от избирательного, вырождение «свободы» суждений в пустопорожние говорильни и т. п.»[166].
Задача эпохальной политической важности состоит в том, чтобы вернуть абстрактно-благостным конституционным установлениям их истинный смысл работающих ценностей социализма.
«В общем, идя по нарастающей, – писал И. М. Степанов, – процесс политизации советской общественной жизни объективно требует своей конституционализации в самых передовых, испытанных на прочность мировым демократическим опытом социально-правовых институтах и процедурах»[167].
Речь должна идти о конвергенции[168].
«В самом деле, можно ли теперь, – писал И. М. Степанов, – ставить вопрос таким, например, образом: два типа государственности – два типа конституционализма? Думается, в плане антагонистически противостоящих, противоборствующих друг другу феноменов нельзя. Каждый из них, разумеется, должен быть окрашен в свои «цвета», идущие от характера нации, традиций ее государственности, различного рода геополитических и духовно-личностных особенностей. В то же время, однако, в «платформу» любой конституционной системы должны быть непременно заложены все основополагающие общецивилизационные ценности – от рыночных отношений в экономике до парламентаризма и разделения властей в государственно-правовой сфере»[169].
И. М. Степанов считал, что если придерживаться оптимистических взглядов на будущее человечества, то вполне резонно прогнозировать формирование не только европейского, но в конечном счете и общепланетарного правового пространства. Увенчать его могла бы мировая конституция, отработанная в соответствии с требованиями именно конвергенционного моделирования[170].
М. И. Нелин характеризовал советский конституционализм как совокупность конституционной теории, конституционных норм и конституционной практики реального социализма[171].
О социалистическом конституционализме писали не только советские юристы, но и их коллеги из других социалистических стран.
Так, Я. Беер, И. Ковач и Л. Самел полагали, что существует понятие конституции в широком и узком смыслах. Конституцией в широком смысле они называли совокупность правовых норм, которые закрепляют государственный строй и в соответствии с этим определяют характер осуществляющих государственную власть органов, способ их возникновения, компетенцию и основные принципы деятельности, вопросы принадлежности к гражданству, а также права и обязанности граждан.
Конституция в узком смысле представляет, по их мнению, научное содержание понятия конституционализма.
Вместе с тем в процессе изучения основных законов социалистических государств не различаются понятия «конституция» и «конституционализм», поэтому не проводится различие между конституцией в широком и узком смыслах[172].
«В соответствии с сущностью социалистического государства, – писали они, – концепция неизбежно отражает такой экономический и общественный строй общества, такие гарантии социалистического демократизма и основных прав граждан, которые идут намного дальше всех прогрессивных теорий буржуазного конституционализма, качественно их превосходят. В основном законе закрепляется уничтожение эксплуатации (или же реализованы основы ее уничтожения, отражая идущее в этом направлении развитие), обеспечены материальные гарантии основных прав граждан, последовательная социалистическая демократия»[173].
Интерес советских ученых к конституционализму способствовал определенной либерализации советской системы, хотя и не мог изменить ее тоталитарной сущности.
§ 4. Возрождение конституционализма в современной России
Советский строй не устоял под напором политической либерализации, проводимой в стране в конце 80-х гг. Поэтому совершенно логичным и объективно неизбежным стали пробуждение в общественном сознании идей конституционализма и постепенная материализация их в практике государственного строительства России, которая встала на путь конституирования себя в качестве суверенного демократического государства.
Отправным юридическим документом этого процесса явилась Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая первым Съездом народных депутатов страны 12 июня 1990 г.[174]
Декларация торжественно провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей ее территории и заявила о решимости создать демократическое правовое государство.
Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР объявлялся ее многонациональный народ, который осуществляет государственную власть непосредственно через представительные органы на основе Конституции РСФСР.
Государственный суверенитет РСФСР провозглашался во имя высших целей – обеспечение каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу – на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.
Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливались:
полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни;
верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР;
исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России.
Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантировались права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР и общепризнанными нормами международного права, а представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечивались их законные политические, экономические, этнические и культурные права.
РСФСР гарантировала всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей признавалось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.
РСФСР заявила о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.
Декларация была объявлена основой для разработки новой Конституции РСФСР и совершенствования законодательства.
Однако принятию новой Конституции РСФСР предшествовал ряд изменений в действовавшей тогда в РСФСР Конституции.
16 июня 1990 г. V Съезд народных депутатов РСФСР принял Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР»[175], которым из Конституции РСФСР было исключено положение о руководящей роли КПСС. Тем самым все политические партии Российской Федерации были поставлены в равное положение перед законом, исключающее привилегированное положение какой-нибудь из них.
20 июня 1990 г. Съезд принял постановление «О механизме народовластия в РСФСР»[176], которым запрещались совмещение должности руководителя государственного органа власти или управления с любой другой должностью, в том числе в политических или общественно-политических организациях. Тем самым было положено начало разделению функций и деятельности государственных и партийных органов в Российской Федерации.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Российский конституционализм"
Книги похожие на "Российский конституционализм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Олег Кутафин - Российский конституционализм"
Отзывы читателей о книге "Российский конституционализм", комментарии и мнения людей о произведении.