» » » » Коллектив авторов - Международные экономические отношения. 2-е издание


Авторские права

Коллектив авторов - Международные экономические отношения. 2-е издание

Здесь можно купить и скачать "Коллектив авторов - Международные экономические отношения. 2-е издание" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Коллектив авторов - Международные экономические отношения. 2-е издание
Рейтинг:
Название:
Международные экономические отношения. 2-е издание
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Международные экономические отношения. 2-е издание"

Описание и краткое содержание "Международные экономические отношения. 2-е издание" читать бесплатно онлайн.



Настоящий учебник подготовлен в основном коллективом кафедры международных экономических отношений СПбГУЭиФ в соответствии с новыми государственными стандартами к данной дисциплине. В новом издании отражены современные явления в развитии МЭО, обновлен фактологический материал. В отличие от ряда других учебников и учебных пособий проблемы участия России в МЭО рассмотрены не в отдельном разделе учебника, а проанализированы в общем контексте всех сложных проблем развития мирового хозяйства. Имеется отдельный раздел, посвященный анализу платежных балансов, которые являются синтетическими экономическими инструментами и обобщают всю совокупность международных отношений. Для студентов и преподавателей экономических вузов, научных и практических работников.






Определенное значение играет территориально-транспортный фактор. Он особенно весом в случаях, когда предполагаются поставки сравнительно дешевых, материалоемких, крупногабаритных комплектующих изделий, когда одному национальному промышленному району ближе до «дальнего зарубежья», чем до отечественного предприятия или района. Или это же положение касается близости к предполагаемому международному рынку сбыта. Причем, как в анализируемом случае кооперации компании Airbus и российских авиастроителей, производство габаритных изделий (секции фюзеляжей) с низкой добавленной стоимостью позволяет поддерживать конкурентоспособность российской продукции по ценовым показателям даже при поставке ее на относительно дальние расстояния и с авиационной скоростью.

В свою очередь, транспортные расходы играют значимую роль в принятии решения о размещении производства за рубежом. Издержки транспортировки могут рассматриваться как фактор, определяющий решение о зарубежных инвестициях. Некоторые товары становятся невыгодными для торговли из-за увеличения издержек на их транспортировку за рубеж. Принятые в прошлом подходы к интерпретации причин международной торговли допускали абстрагирование от расходов на транспортировку (как, впрочем, и на таможенные платежи и пр.). Подход с точки зрения теории размещения производства признал суммарные фактические издержки, т. е. издержки производства и перевозки, более обоснованным способом сравнения пунктов подходящего размещения предприятий, определяемого как горизонтальная экспансия. К числу продуктов, которые нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за крутого увеличения их цены, можно отнести автомобильные шины, газеты, маргарин, безалкогольные напитки. При намерении продавать подобную продукцию за рубежом фирме-производителю необходимо организовать там их производство. Здесь же следует отметить риск доставки/непоставки, связанный с расстояниями и забастовками, например, докеров в порту Санкт-Петербурга в 2005 г. Соответственно, предпочтительнее связи с местными поставщиками даже при более высоких ценах, чем импорт более дешевых продуктов.

Между тем имеются обстоятельства, которые не приводят к тому, что высокие транспортные издержки вызывают ПИИ. Во-первых, компания, обладая избыточными производственными мощностями на отечественном предприятии, сможет конкурировать на ограниченных экспортных рынках. Постоянные эксплутационные расходы покрываются за счет отечественного сбыта, и цены могут быть установлены на основе переменных, а не совокупных издержек. Поэтому фирмы, выпуская продукцию, для которой транспортные издержки составляют значительную долю суммарных фактических издержек, тем не менее обычно ее экспортируют, а не начинают зарубежное производство. Во-вторых, транспортные издержки прямо зависят от типа технологии производства – подшипники, оксид алюминия, чипы. При крупносерийном и стандартизированном технологическом процессах фактическая себестоимость снижается за счет распределения постоянных затрат на большее число единиц продукции – эффект масштаба. Эти товары экспортируются, а не производятся в зарубежных филиалах, поскольку размер снижения издержек за счет эффекта масштаба превышает дополнительные транспортные расходы на их доставку на зарубежные рынки. Более дифференцированная и трудоемкая продукция – фармацевтические изделия – не отличается значительным эффектом такого рода, и для нее выгоднее создавать производство за рубежом для поставок на местные рынки.


3.3. Место и роль России в МРТ


Общепризнанно, что участие в МРТ полезно, хотя и с различной эффективностью для разных стран, поскольку для части из них эффект наступает позже или по более высокой цене по сравнению с другими; причем преимущества от участия в МРТ не всегда поддаются количественной оценке, тем не менее имеется превышение размеров потерь, которые к тому же «удваиваются» в случае автаркии как «упущенная выгода» обеих сторон28.

Российская экономика обладает потенциальными преимуществами: в сфере корпоративной стратегии и практики – инвестиционный потенциал, товарный дизайн, наличие цепочек добавленной стоимости; в сфере предпринимательской среды – качество научных исследований, развитая железнодорожная инфраструктура, качество научных и инженерных кадров. Вместе с тем влияние именно этих факторов на экономический рост в целом в мире было либо нейтральным, либо отрицательным29. По оценке доклада «Конкурентные перспективы России», имеют значение такие направления деятельности, как: энергетика, транзит, аграрный сектор, технология30. В сфере последней экономику страны отличают такие предпосылки, как высокая численность занятых в сфере исследований и разработок, относительно высокий масштаб затрат на научные исследования и разработки. Россия имеет «технологический задел» во многих отраслях: авиа- и судостроении, энергомашиностроении и информационных технологиях. Инновационная система России включает такие отрасли, как авиационная, ракетно-космическая, электронная, промышленность средств связи и радиопромышленность, производство вооружения, боеприпасов и спецхимии, атомное судостроение, атомный энергетический комплекс, химическая и фармацевтическая промышленность, производство химических волокон и нитей, выпуск композитов, научное приборостроение, производство сложного медицинского оборудования.

Специализация России определяется топливно-сырьевой направленностью экспорта, что вызывает неоднозначные оценки специалистов и общественности. Между тем основу, в частности, «шведского экономического чуда» составили природные богатства северной Швеции: лес, железная руда и гидроэнергия. До сих пор древесина и минералы составляют значительную часть шведского экспорта, хотя само «чудо» произошло в машиностроительной промышленности, которая обусловила повышение эффективности сырьевого экспорта за счет повышения степени переработки сырья. Многие из предприятий, основанные на рубеже XIX и XX вв., до сих пор успешно конкурируют на мировом рынке и составляют основу современного шведского машиностроения, на которое сегодня приходится половина всего экспорта этой страны.

Высказываются опасения, что сырьевая специализация ведет к усилению чрезмерной зависимости страны от конъюнктуры мирового рынка. Следует отметить нелогичность суждений: изменение цен на мировых рынках сопряжено не только с потерями, хотя, безусловно, следует учитывать деление ресурсов на возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Взаимодействие с внешним рынком на основе вывоза сырьевых ресурсов снижает возможность ускорения экономического роста, но не является источником социально-экономических потрясений.

«Фиаско» экспортной организации связано с либерализацией внешней торговли, когда в отличие, например, от японских «согосёся» (универсальных торговых компаний), создающих нечто вроде квазигосударственной монополии внешней торговли (и СССР при государственной монополии внешнй торговли мог позволить себе закупки зерна за рубежом в роли единого покупателя – монопсониста), на мировой рынок «выскакивают» тысячи субъектов внешнеэкономической деятельности. Это по законам конкуренции вызывает радующее потребителя снижение цен, а для поставщика означает снижение валютной емкости экспорта, рост физических объемов поставок.

Для современной международной специализации России, помимо нефти и газа, характерна ориентация на продукцию таких отраслей промышленности, как черная и цветная металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажное производство. В такой структуре отражается объективная закономерность экспорта: наличие избыточных факторов производства в России (нефть и газ), более высокая производительность труда в данных отраслях (при этом существует самоблокировка этих факторов, так как высокая производительность обусловлена дешевизной энергоресурсов). Между тем они же отличаются низкой технологичностью и экологичностью. В целом в структуру экспорта входит около 4 тыс. различных видов продукции. Однако основные виды продукции, на которые приходятся массовые поступления валюты, исчисляются десятком. Тем не менее в течение ряда последних лет сохраняется положительное торговое сальдо, являющееся фактором стабилизации валютно-финансового положения страны.

Консервационный эффект оказывает, кроме того, ориентация экспорта готовой продукции на традиционные рынки регионов СНГ, Восточной Европы и РС. При этом определенная непоследовательность проявляется при оценке степени участия России в МРТ посредством сравнения экспортных и внешнеторговых квот с такими странами, как Нидерланды, Бельгия, Республика Корея и других, поскольку при этом игнорируется общестатистический феномен более высоких квот малых стран по сравнению с большими, РС – с ПРС, а также ориентированность мировых товаропотоков на рынки ПРС. Причем для России традиционными партнерами также являются Германия, Великобритания, Италия, Финляндия, США, Япония.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Международные экономические отношения. 2-е издание"

Книги похожие на "Международные экономические отношения. 2-е издание" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Коллектив авторов - Международные экономические отношения. 2-е издание"

Отзывы читателей о книге "Международные экономические отношения. 2-е издание", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.