Коллектив авторов - Административное право Российской Федерации: Учебник

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Административное право Российской Федерации: Учебник"
Описание и краткое содержание "Административное право Российской Федерации: Учебник" читать бесплатно онлайн.
Учебник подготовлен коллективом преподавателей Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Он содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. При изложении материала теоретические положения иллюстрируются примерами из действующего законодательства, правовой и социально-экономической политики, проводимой Российской Федерацией и другими государствами на различных этапах исторического развития, а также приводятся примеры из практики государственного строительства.
Соответствует ФГОС ВОЗ+.
Для студентов и слушателей юридических факультетов и вузов, других высших и средних учебных заведений.
В соответствии с принципом законности государственная служба должна осуществляться в строгом соответствии с положениями Конституции РФ и действующих законов. Принцип законности означает, что все лица, находящиеся на государственной службе, обязаны обеспечивать исполнение законодательных предписаний как при осуществлении своей деятельности, так и при разработке своих внутренних актов. Государственные служащие всех видов службы, любых категорий и групп обязаны действовать во исполнение норм действующего законодательства и в соответствии с ними одновременно.
Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18). Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Кроме того, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Эти конституционные положения лежат в основе принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина. С одной стороны, он означает недопустимость нарушения неотъемлемых прав и свобод человека со стороны государственных служащих, а с другой стороны, обеспечение реализации этих прав и свобод – одна из основных задач государства, а значит и профессиональной деятельности государственных служащих.
Закрепление принципа равного доступа граждан к государственной службе является отражением в законе соответствующего конституционного положения (ст. 32), а также вытекает из международных обязательств Российской Федерации: Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., участником которого является Россия, в ст. 25 говорит о праве каждого гражданина без всякой дискриминации и необоснованных ограничений «допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе». Исходя из данного принципа, при приеме на государственную службу недопустима дискриминация по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Это, однако, не исключает отбора кандидатов на службу с учетом их образования, профессиональных знаний и опыта работы. Формально каждый гражданин имеет равные возможности поступления на государственную службу при наличии вакансий, однако кандидат должен отвечать ряду требований[177].
Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы вне зависимости от ее вида и уровня (федеральный, региональный). Единство организации находит свое отражение в формулировке требований к служебному поведению государственных служащих, установлении единых ограничений и запретов на государственной службе, определении структуры денежного содержания (должностной оклад, оклад по классному чину, званию, надбавка за выслугу лет и т.д.), закреплении оснований увольнения с государственной службы (например, увольнение в связи с утратой доверия) и другое. Каждый вид государственной службы имеет свои особенности, однако существуют общие подходы, составляющие каркас системы государственной службы, действующие в отношении всех государственных служащих.
Взаимосвязь государственной и муниципальной службы проявляется в единстве основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и государственной гражданской службы, ограничений и обязательств при прохождении государственной и муниципальной службы, требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих; также посредством учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы, и наоборот; соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий, основных условий государственного пенсионного обеспечения. Эти положения нашли законодательное закрепление в ст. 7 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «О муниципальной службе в Российской Федерации»[178].
Принцип открытости государственной службы подразумевает ее доступность общественному контролю, а также объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. Он вытекает из конституционного положения о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ). В то же время государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию.
Реализация обсуждаемого принципа осуществляется также посредством публичных конкурсных процедур при поступлении на государственную службу. Объявление конкурса (в настоящее время это касается гражданской службы) происходит через официальные сайты органов государственной власти в сети Интернет.
Кроме того, сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера государственных служащих, замещающих установленный перечень должностей, также размещаются на официальных сайтах государственных органов. Это способствует обеспечению прозрачности финансирования государственной службы, осуществляемого из государственного бюджета, доступность общественному вниманию.
Профессионализм и компетентность государственных служащих обусловливаются наличием у служащего профессионального образования, необходимых знаний и навыков работы, соответствием квалификационным требованиям, регулярным повышением квалификации. Как отмечается в литературе, профессионализм на государственной службе – это особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять функции по обеспечению полномочий субъектов публичной власти[179]. Этот принцип является основополагающим в вопросах подбора, расстановки и ротации кадров государственных служащих.
Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность чрезвычайно важен и подразумевает защиту от вмешательства как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Реализация данного принципа создает необходимые условия для беспристрастного осуществления государственными служащими своих функциональных обязанностей в соответствии с законно установленным порядком. Государственные служащие находятся под защитой государства от любого неправомерного воздействия.
Этот принцип находит отражение в федеральных законах о видах государственной службы. Например, согласно Федеральному закону от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О статусе военнослужащих», никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По Федеральному закону от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на защиту сведений о себе; защиту прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения; государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества.
7.3. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
Прохождение государственной службы начинается с поступления на государственную службу и замещения должности государственной службы, а оканчивается увольнением с нее. Административно-правовое регулирование данных вопросов, как и собственно порядка прохождения, несколько разнится в зависимости от вида службы.
Статья 12 Закона о системе делегирует регулирование основополагающих вопросов прохождения государственной службы федеральным законам о видах государственной службы, в частности: допустимый возраст поступления на службу; установление дополнительных требований к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту; условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения; предельный возраст пребывания на государственной службе конкретного вида; основания увольнения с государственной службы.
Прохождение государственной службы включает в себя поступление на государственную службу, назначение на должность, присвоение классного чина (воинского или специального звания), аттестацию, продвижение (перемещение) по службе, увольнение со службы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Административное право Российской Федерации: Учебник"
Книги похожие на "Административное право Российской Федерации: Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Административное право Российской Федерации: Учебник"
Отзывы читателей о книге "Административное право Российской Федерации: Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.