» » » » Роман Мумладзе - История государственного управления


Авторские права

Роман Мумладзе - История государственного управления

Здесь можно купить и скачать "Роман Мумладзе - История государственного управления" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентКнорусc6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Роман Мумладзе - История государственного управления
Рейтинг:
Название:
История государственного управления
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4365-0433-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История государственного управления"

Описание и краткое содержание "История государственного управления" читать бесплатно онлайн.



Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС) по направлению подготовки бакалавров 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». В учебнике рассматриваются вопросы становления и развития органов законодательной и исполнительной власти в России с образования Древнерусского государства и до настоящего времени. Информация данного учебника представляет интерес для студентов – бакалавров, а также для всех интересующихся историей государственного управления, аспирантов, научных работников.

Авторы надеются, что данное пособие послужит хорошим подспорьем в дальнейшем изучении поставленных в нем проблем.






Для приглашенного князя на правление в Новгород устанавливались многочисленные ограничения: князь, прежде всего, не имел права приобретать землю и раздавать ее своим приближенным. Новгородское боярство, верно понимая основу могущества княжеской власти, зорко следило за тем, чтобы князья не создали своего домена в республике. Так, в одном из договоров говорилось: «а сел тебе не ставить по Новгородской волости ни твоей княгине, ни твоим боярам, ни твоим дворянам. А если есть села, княже, на Новгородской земле твои, или княгинины, или бояр твоих, от тех сел тебе отказаться». Князь не мог отнимать земли у их владельцев по своему произволу; не мог судить без посадника (тяжбы по торговым делам между боярами и купцами были изъяты из княжеской юрисдикции); не имел права ставить «белые» слободы и места для сбора мыта (торговой пошлины); князья не могли торговать с иностранцами без посредничества новгородских купцов; не имели права издавать законы и по своей инициативе объявлять войну и заключать мир. Князья ограничивались и в таком существенном при феодализме праве, способствовавшем увеличению феодально – зависимого населения, как прием закладчиков; князья не могли принимать жалобы на «осподу» от городского люда и холопов (боярство не хотело допускать непосредственных контактов князя с горожанами).

Тем не менее, князь был важной фигурой в Новгороде, одним из его высших должностных лиц, выполнял важные задачи по управлению Новгородом. Организация защиты республики от внешних врагов – вот главнейшая цель приглашения князей в Новгород. Князья были военными специалистами, обладали обширными знаниями. Особенно большое значение имели функции князей в период борьбы с агрессией ливонских рыцарей и шведов. Князь возглавлял собственную дружину и стоял (но вместе с посадником и тысяцким) во главе всех вооруженных сил новгородцев. Вместе с посадником князь выполнял и другие важные функции – судебную, административную (назначение местной администрации, контроль за ее работой). От имени князя и посадника (и всего Новгорода) заключались договоры с иноземными государствами.

Во главе исполнительных органов управления в Новгороде стоял посадник – первое по важности должностное лицо, избиравшееся на вече из знатнейших боярских фамилий. По существу, его избрание предрешалось на заседании боярского совета. Посадник обладал большими полномочиями: контролировал деятельность князя, вместе с князем командовал вооруженными силами, занимался строительством оборонительных укреплений, выполнял роль судьи, управлял администрацией, решал вопросы внешней политики, следил за взысканием податей с населения. Отставной посадник назывался «старый» и продолжал входить в состав боярского совета. Роль посадника была велика (особенно в то время, когда Новгород заключал договоры с Тверским или Московским великим князем и князь, сам не приезжая, посылал в Новгород наместника).

Второе по значению должностное лицо в исполнительной системе управления в Новгороде – тысяцкий. Его также избирали на вече из знатнейших и аристократических фамилий. Полномочия тысяцкого были значительными: он организовывал и контролировал торговлю, занимался судом по торговым тяжбам, создавал городское ополчение, решал и другие вопросы управления, помогая посаднику, вместе с князем и посадником стоял во главе вооруженных сил Новгорода.

Посадник и тысяцкий правили с помощью подчиненных им должностных лиц (приставов, биричей, изветников и пр.), исполнявших разные судебные и административно – полицейские распоряжения (вызов в суд, сообщение о совершившемся преступлении, производство обысков и т. д.). За свою службу посадник и тысяцкий получали право сбора в свою пользу определенных повинностей.

Во второй половине XIII в. Золотая Орда вступила на территорию русских княжеств и многие из них подчинила себе силой: разорением, разграблением; много населения было угнано в план. Золотоордынский хан и его элита, военная аристократия, создали механизм сбора дани с русских княжеств[28] и систему управления на Руси.[29] Право сбора дани первоначально возлагалось на представителей Золотой орды, а затем это право было передано русским князьям, великому князю. Великий князь получал ярлык (право на управление и сбор дани со всех княжеств). Для упорядочения системы сбора дани была проведена перепись населения и установлено налогообложение (соха, плуг). Всего Золотая Орда установила 14 видов дани. В княжествах сбор дани контролировали баскаки, которые отчитывались и подчинялись Великому баскаку во Владимире. Великий князь обязан был доставить дань в расположение и отчитаться перед ханом Золотой Орды.

В период Золотоордынского ига на территории русских княжеств стали создаваться исполнительные органы управления в княжествах – пути. «Путных» бояр назначали во главе путей, а пути представляли собой княжеские территориальные органы управления и решения вопросов в соответствии со своим предназначением. Были созданы такие пути: Конюший, Окольничий, Сокольничий, Бобровничий, Постельничий, Ловчий,[30] которые решали вопросы организации содержания лошадей, охоты, содержания княжеского двора и т. д.

2.2. Пути – дворцовые исполнительные органы управления на территории великого князя

Дальнейшее развитие княжеств привело к некоторым изменениям в системе управления княжествами. Для решения многочисленных задач и управления населением и землями великого князя необходимы были доверенные лица – управленцы. Княжеские угодья назывались путями в смысле доходных, выгодных статей. Слово путь означало прок, выгоду, доход. Князь владел личными угодьями, а управление и направление деятельности составляло особый «путь». Путь в Русском государстве, в XIV – первой половине XVI века – название ведомства дворцового хозяйства, специального направления по решению хозяйственных и иных управленческих задач, которые ставились князем или по обеспечению всем необходимым княжеского двора. Усиление княжеской власти со второй половине XIV в. привело к появлению помощников князя – путных бояр, которые управляли отраслями дворцового хозяйства. Должности обыкновенно жаловались «с путем». Отсюда, все бояре – кормленщики назывались обыкновенно «путными боярами». Путные бояре при назначении (за «исправление») на должности получали право наследования вотчины и в течение всего периода службы (а иногда и пожизненно), им выделялось то или иное кормление. Должностным лицам (путным боярам) предоставлялось право обращать в свою пользу часть собираемых ими торговых, судебных пошлин и с других княжеских доходов.

«Пути» как зачатки отдельных дворцовых ведомств в форме поручений – «кормлений» – появились довольно рано. Уже в договорной грамоте сыновей Ивана Калиты (50-е годы XIV в.) упоминались Сокольничий, Конюший и Ловчий «пути». Впоследствии, встречаются Стольничий и Чашничий «пути». «Путные» бояре, возглавлявшие эти «пути», имели соответствующие названия: сокольничий, конюший, ловчий, стольник, чашничий. Путные бояре, занимали отдельные хозяйственные и административные должности при княжеском дворе. Путным боярам подчинялись их слуги, жившие в слободах, селах и деревнях, они имели чины конюшенных дьяков, спальников, окольничих, сокольники, бобровники, огородники, садовники и т. д.[31]

Путные бояре – особое сословие феодалов, бояр, служивших непосредственно при князьях и составлявших основу княжеских дворов. Они, как правило, выполняли задачи, связанные с семейной или имущественно-хозяйственной жизнью своих сюзеренов, развозили почту, собирали налоги. Это сословие иногда играло весьма заметную роль в организации династической преемственности княжеской власти, осуществляло наместническо – представительские функции князей, активно участвовало в организации управления и влияло на внешнюю и внутреннюю политику.

Управление посредством путей составляло особую административную систему княжеского дворца и было выше управления наместников и волостелей. По городам и сельской местности были слободы, села и деревни, приписанные к тому или другому пути, находившиеся в очень слабой административной связи с общим управлением или даже совершенно обособленным от него.

С централизацией государства и увеличением территории, компетенция дворцово-вотчинной системы стала расширяться, выходить за рамки собственно княжеского домена. Усложнение функций привело к тому, что в подчинении «путных бояр» появились многочисленные штаты дьяков, приказчиков, ключников и др. Определилась некоторая субординация дворца и дворцовых ведомств: дворец (Большой дворец) стал центральным учреждением, которому подчинялись «путные» ведомства и, кроме того, им поручались многие вопросы, связанные с местным управлением (назначение наместников, волостелей, разработка текстов уставных грамот – документов, определявших права органов местного управления), с церковным и светским землевладением (например, так называемое «испомещение» служилых людей) и некоторые другие.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История государственного управления"

Книги похожие на "История государственного управления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Роман Мумладзе

Роман Мумладзе - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Роман Мумладзе - История государственного управления"

Отзывы читателей о книге "История государственного управления", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.