» » » В. Кучма - Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография


Авторские права

В. Кучма - Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография

Здесь можно купить и скачать "В. Кучма - Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Беременность, ожидание детей, издательство Литагент ПедиатрЪc6020205-23f4-11e6-9c02-0cc47a5203ba, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Кучма - Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография
Рейтинг:
Название:
Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-906332-21-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография"

Описание и краткое содержание "Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография" читать бесплатно онлайн.



Монография содержит современные данные о состоянии здоровья подростков, распространенности заболеваний, ограничивающих их жизнедеятельность (в учебной, физкультурно-спортивной, трудовой и военной сферах); комплексную медико-социальную характеристику подростковой популяции; поведенческие компоненты патриотизма (формирование здорового жизни подростков, осознанный выбор профессии, особенности репродуктивного поведения подростков, влияющего на подготовку к ответственному родительству).

Монография предназначена для педагогических, социальных, медицинских работников, врачей детских поликлиник, врачей и специалистов учреждений Федеральной службы Роспотребнадзора, работников военкоматов, научных сотрудников в области социальной педиатрии, гигиены и охраны здоровья детей и подростков, членов соответствующих общественных организаций и движений, а также может быть полезна студентам, врачам-интернам, слушателям циклов дополнительного профессионального образования.

Рекомендована к печати Бюро Научного совета РАМН по гигиене и охране здоровья детей и подростков 12 декабря 2013 г. (протокол № 4).






Сделанное предположение согласуется с системным принципом индивидуального развития [1, 18], в соответствии с которым возрастной систе-могенез рассматривается как процесс последовательного становления, перестройки и распада функциональных систем организма в течение всего жизненного цикла. Это предположение согласуется также с мнением психологов, изучающих психологию профессиональной пригодности и допускающих возможность преобразования качеств личности в динамике трудовой деятельности.

Таким образом, можно предполагать, что важная роль в развитии и изменении личности и её высших психических функций принадлежит факторам их востребованности, необходимости их участия в повседневной жизни в тех условиях обитания, в которых оказался субъект. Эти факторы определяют адаптивную структуру нервно-психической сферы, необходимую для обеспечения положительных эффектов жизнедеятельности при сложившихся внутренних и внешних условиях.

Предполагаемая форма адаптационных процессов существенно отличается от других. Так, например, социальная адаптация, которая определяется согласованием самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с требованиями социальной среды, по механизму осуществления не связана с изменением своих психофизиологических возможностей (например, с усилением психомоторики или когнитивных функций). Рассматриваемая форма адаптации на уровне высших психических функций определяет именно дифференцированное изменение функций нервной системы, усиление одних и снижение других ее возможностей. Разумеется, при этом все виды адаптации организма тесно связаны и протекают одновременно.

Рассматриваемая форма адаптации проявляется и в развитии психики. Большую роль в этих процессах играет изменение мотивации деятельности: прежние мотивы теряют свою побудительную силу и рождаются новые мотивы, приводящие к переосмысливанию прежних поступков. Деятельность, которая ранее могла играть ведущую роль, при переходе на следующую ступень возрастного развития может отходить на задний план. При этом возникает новая ведущая деятельность и начинается новая стадия развития. В соответствии с этой концепцией можно предполагать, что аналогичный процесс происходит и при переходе в другое учебное заведение.

Анализ социально-психологической адаптированности указывает на сложный и противоречивый характер процесса социализации современных подростков. Основные различия между рассматриваемыми группами наблюдаются по «Шкале неадаптированности» Nadp. Именно по этой шкале проявляются гендерные различия – девушки отличаются меньшими значениями неадаптированности по сравнению с юношами. Это указывает на более стабильную социально-психологическую адаптацию девушек.

По этой шкале проявляются также различия между школьниками и учащимися ПУ: и девушки, и юноши 10 классов достоверно отличаются от сверстников из ПУ меньшими значениями «Шкалы неадаптированности».

У обследованных лиц сформирован необходимый минимум адаптивного поведения, что позволяет им функционировать в статусе учащихся. Однако «Шкала неадаптированности» Nadp показывает наличие адаптационных проблем, связанных с непродуктивными защитными механизмами, негибкостью поведения. Эти особенности достоверно более выражены в ПУ, чем в школе, а также свойственны более юношам, чем девушкам. Это соответствует выявленным ранее характерным для учащихся ПУ более выраженным формам дезадаптации по сравнению с учащимися школы.

Таким образом, «рисунок» адаптивно формирующейся структуры высших психических функций и психологических особенностей подростков определяется как гендерными различиями, так и типом учебного заведения, с которым связана его жизнь. Безусловно, к этим двум факторам не сводится всё то, от чего может зависеть структура адаптации высших психических функций и психологических особенностей подростков. Но они во многом определяют те особенности, от которых зависит актуализация определенных функций нервно-психической сферы и адаптивная структура их развития.

Рассмотренный механизм адаптационного изменения психофизиологических и психосоциальных функций может быть частным проявлением более общего принципа актуальности биологической адаптации. В соответствии с этим принципом развиваются актуальные и утрачиваются неактуальные, долго не применяющиеся функции и свойства организма.

Рассмотренные механизмы различий между школьниками и учащимися ПУ ни в коей мере не устраняют друг друга. Их комплексное влияние на нервную систему определяет своеобразие полученной картины возрастной динамики высших психических свойств и характеристик личности подростков в зависимости от учебного заведения и гендерных различий.

В соответствии с этим к числу первоочередных шагов навстречу здоровью подростков следует отнести формирование системы социальных норм в области здоровья («мода» на здоровье), повышение уровня информированности подростков о факторах риска и методах заботы о своем здоровье, усиление внимания здравоохранения к подросткам как наиболее рискогенной возрастной группе. Подросток должен стать субъектом, активно создающим свое здоровье. В этом основное условие успешности адаптивного развития его личности, когнитивных функций, психомоторики, психологических характеристик, условие адекватности социально-психологической адаптации и, как следствие, эффективности нравственного, в том числе патриотического, воспитания.

Резюме

Полученные результаты свидетельствуют о значимых различиях динамики адаптивного развития основных свойств нервной деятельности, высших психических функций, психомоторики и психологических характеристик личности у учащихся школ и профессионального училища.

Основные свойства нервной деятельности, когнитивные функции и психомоторика проявляют более позитивные значения у школьников, чем у учащихся ПУ. У школьников 9-х классов, продолживших обучение в старшей школе, наблюдается позитивная возрастная динамика когнитивных функций и психомоторики.

После перехода 9-классников в профессиональное училище у них наблюдаются менее развитые, чем у учащихся 10–11 классов старшей школы, когнитивные функции и психомоторика, а для некоторых показателей – их значимое снижение. Девушки на 1 курсе ПУ отличаются сильным повышением тревожности со снижением уверенности в себе. На 2 курсе у них наблюдается позитивная динамика, но с сохранением отмеченных различий с ровесницами из 11-х классов.

В основе выявленной картины различий динамики адаптивного психофизиологического развития у школьников и учащихся ПУ может находиться комплексное действие различных механизмов, среди которых важное значение имеет адаптивный характер развития нервно-психической сферы, связанный с активизацией одних и снижением активности других психических и психосоциальных функций.

Учащиеся ПУ отличаются от ровесников – учащихся школ большими значениями «Шкалы неадаптированности». Это означает, что социальнопсихологическая адаптированность учащихся профучилищ существенно снижена по сравнению со школьниками. При этом независимо от учебного заведения социально-психологическая адаптированность выше у девушек по сравнению с юношами.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости контроля адаптивного развития психофизиологических и психосоциальных функций у современных подростков при переходе их на новые ступени возрастного развития и особенно при смене учебного заведения в целях успешного решения задач охраны их здоровья. Обеспечение высокого уровня развития психофизиологических функций и социально-психологической адаптивности может стать одним из существенных факторов эффективности нравственного, в том числе патриотического, воспитания подростков.

Список литературы

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: «Медицина», 1975.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах. М., 2004.

3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Руководство по врачебному профессиональному консультированию подростков. М.: Издательский Дом «Династия», 2004.

4. Баранов А.А., Кучма В.Р, Сухарева Л.М., Павлович К.Э., Ямпольская Ю.А., Надеждин Д.С., Рапопорт И.К. и др. «Нормативы физического развития, показателей психомоторных и когнитивных функций, умственной работоспособности, школьной адаптации и вегетативной лабильности, деятельности сердечно-сосудистой системы подростков 15–16 лет». Пособие для врачей. М., 2004.

5. Баранов А.А., Кучма В.Р, Сухарева Л.М., Павлович К.Э., Ямпольская Ю.А., Куинджи Н.Н., Надеждин Д.С. и др. Медико-психосоциальный статус подростков-выпускников 2 ступени общеобразовательной школы и профилактика нарушений адаптации. Пособие для врачей. М., 2004.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография"

Книги похожие на "Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Кучма

В. Кучма - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Кучма - Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография"

Отзывы читателей о книге "Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.