Коллектив авторов - Философия

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия"
Описание и краткое содержание "Философия" читать бесплатно онлайн.
Излагается полный курс философии, структурированный в соответствии с государственным образовательным стандартом и новыми требованиями экспериментальной типовой программы интегрированного модуля «Философия». Содержит информацию о ведущих разделах философского знания: онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании), философской антропологии (учение о человеке), социальной философии и философии истории. Использованы новейшие достижения мировой философии. Авторы обращают внимание на трансформацию проблем современной научной и философской мысли в связи с процессами глобализации экономики, политики и культуры на рубеже XX–XXI в.
Первое издание вышло в 2013 г.
Студентам учреждений высшего образования, магистрантам, преподавателям высшей школы, всем, интересующимся актуальными проблемами философии.
Развивая идею человека как властелина мира, Бэкон утверждал: чтобы изменить мир в соответствии с желаниями человека, нужны знания. «Знание – сила», – говорил философ. Он считал, что, познавая природу, человек получает возможность господствовать над ней, поэтому выше всего он ценил естественные науки. Главную задачу научного познания Бэкон видел в изобретениях, дающих человеку новую силу и богатство. Для этой цели им был предложен экспериментальный метод, впервые рассматриваемый как сознательно используемый метод познания.
Идея о том, что наука может существенно влиять на развитие техники и производства, оказалась удивительно созвучной духу Нового времени. Нарождающееся буржуазное общество с его деятельным, энергичным, предприимчивым характером, с его практицизмом обнаружило в возникающем опытном естествознании глубоко родственные черты. Капитализм толкнул науку в сторону практической, материально-производственной, технической ориентации, к превращению ее в опору производства. В результате всего этого возник новый, неизвестный ранее тип взаимодействия человека с природой – агрессивно-потребительское отношение к ней. Программа развития эмпирической (опытной) науки, сформулированная Бэконом, получила развитие в трудах его многочисленных последователей. Таким образом, мы коснулись лишь самых типичных мыслителей эпохи Возрождения, однако следует иметь в виду, что данная эпоха была богата множеством других известных имен.
Главным итогом эпохи Возрождения явилось то, что в это время была создана основа для формирования неизвестного ранее цивилизационного типа развития человечества – техногенной цивилизации, которая в последние века человеческой истории активно завоевывает все новые и новые пространства земного шара. Именно здесь – в эпохе возвеличенного человеческого индивидуализма, отказа от устоев традиционного общества[11] – лежат истоки тех проблем и противоречий, которые волнуют современное общество.
Мыслителями XIV–XVI вв. была создана своя, глубоко отличная от средневековой, картина мира и человека. В эпоху Возрождения свершилась мировоззренческая революция, выдвинувшая принципиально новую систему ценностно-мировоззренческих установок и ориентиров, которую не знали ни античность, ни средневековая эпоха. Назовем главные из них.
1. Идея преобразования и подчинения человеком окружающей действительности, ставшая доминантой всего развития западноевропейской цивилизации вплоть до наших дней. Соответственно индивид здесь понимается как активное существо, которое может создать заново противостоящую ему природную среду, подчинить ее своей власти. Данный идеал постепенно распространяется и на всю среду социальных отношений, которые тоже могут и должны быть целенаправленно преобразованы. В традиционных обществах приветствовался принцип невмешательства в протекание природных процессов, ориентировавший человека на приспособление к внешним природным условиям. Соблюдение данного принципа в условиях аграрной цивилизации имело большой смысл, поскольку от этого прямо зависели результаты земледельческого труда. Вместе с тем принцип невмешательства оказывал значительное влияние на способ включения индивида в общественную жизнь. Он давал установку на адаптацию к сложившейся социальной среде, исключал стремление к ее целенаправленному преобразованию, требовал самоконтроля и самодисциплины.
2. Особая ценность рационально-научного взгляда на мир. Научное отношение к миру с нарастающей силой (особенно в XVII в.) рассматривается как основное для преобразования окружающей действительности. Это создает уверенность в том, что человек способен разумно устроить окружающую его природную и социальную среду. Здесь можно даже говорить о формировании нового типа рациональности, имеющей множество проявлений. К собственно научной рациональности здесь добавилась рациональность экономическая, цель которой – получение максимальной прибыли и накопление наибольшего количества материальных благ, также рациональность политическая, ориентирующая господствующие силы на разработку и внедрение в жизнь эффективных политических технологий и т. д.
3. Формирование положительной установки на «новое», предполагающей отношение к любым новшествам как к чему-то желательному, ожидаемому и полезному. Отсюда наличие в культуре этой эпохи ярко выраженного слоя инноваций, которые существенно перестраивают сложившуюся культурную традицию. Это, безусловно, кардинальный ценностный переворот, поскольку традиционное общество характеризовалось настороженным отношением к инновациям и резким изменениям. Человек этого общества наделял «новое» отрицательной оценкой и воспринимал всякие резкие изменения как разрушение сложившегося порядка и стабильности, содержащее в себе опасность хаоса и развала. Рассмотрение нового как высшей ценности послужило одной из важных предпосылок формирования в Западной Европе общества, в котором радикальные перемены даже на протяжении жизни одного-двух поколений стали обычным делом.
4. Изменение отношения к «новому» в общественном сознании привело к тому, что произошла переоценка значимости временного фактора в целом. В большинстве традиционных обществ время понималось и переживалось как циклическое, а «золотой век» относился к прошлому, в котором жили герои и мудрецы, положившие начало традиции. В рассматриваемую нами эпоху время начинает переживаться как необратимое движение от прошлого через настоящее в будущее, а «золотой век» из прошлого переносится в будущее – его ожидают впереди. Это способствовало формированию в сознании широкого круга людей идеи необратимого прогресса, движения вперед во всех сферах жизнедеятельности людей, чего никогда не было в предшествовавших Ренессансу культурах.
Все эти мировоззренческие установки и ориентиры конкретизировались и получили развитие в специфических ценностях и менталитете техногенной цивилизации. Потрясающие воображение успехи западной цивилизации в технико-технологических достижениях, в материальном производстве, в обеспечении населения огромным количеством неизвестных ранее потребительских товаров и услуг, ее победоносное шествие по всему земному шару порождали представление, о том что именно она является магистральным путем развития человечества. Еще несколько десятилетий назад мало кто предполагал, что тот путь, на который начиная с эпохи Возрождения вступило человечество, является тупиковым, что дальнейшее развитие техногенной цивилизации окажется опасным для выживания человека как биологического вида, грозит людям неизвестными ранее испытаниями и бедами. В эту эпоху, как уже говорилось, начинает пробивать себе дорогу эгоистический антропоцентризм в понимании окружающей действительности, ставящий человека в центр мироздания, объявляющий его «царем природы», «покорителем Вселенной». Эта интенция, впервые рельефно обнаружившаяся в период Ренессанса, затем, пройдя через Реформацию, эпоху Просвещения и эпоху промышленных революций, окончательно утвердилась в западноевропейском мировоззрении, культуре и науке.
Было бы, конечно, большим заблуждением считать, что открытия Коперника, Бруно, Галилея, Бэкона и Декарта сами по себе породили антропоцентризм. Тем более нельзя обвинять в этом выдающихся гуманистов и рядовых деятелей эпохи Ренессанса. Например, никакому предпринимателю или купцу той эпохи и не снились те мрачные бездны, которые в дальнейшем обнаружились в связи с господством технологической буржуазно-капиталистической формации. В те времена никто и не предполагал, что на путях частнособственнического предпринимательского индивидуализма, ориентированного на получение максимальной прибыли, Европа, а вместе с нею и все человечество зайдут в нечеловеческий тупик и кризис[12]. Речь идет лишь об определенном духовном базисе, духовных предпосылках деятельности человека в эпоху Возрождения, которые повлияли на цивилизационный процесс таким образом, что научные открытия приобрели однобокое технократическое развитие и применение. Они проникли в гуманитарные области, сферу мышления, философию. Непосредственной идейной наследницей философии Ренессанса выступила европейская философия XVII–XVIII вв., представленная целой плеядой мыслителей.
Глава 2.4. Проблемы познания и общественного устройства в западноевропейской философии XVII века
2.4.1. Рационализм и эмпиризм как основные гносеологические программы Нового времени
Общая характеристика новоевропейской эпохи. Если говорить об истории человечества в целом, включая историю развития общества, культуры, науки, экономики и других областей общественного развития, то период Нового времени простирается с XVII вплоть до XX в., переходя в постиндустриальную эпоху, эпоху постмодерна, глобализации и т. д.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия"
Книги похожие на "Философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Философия"
Отзывы читателей о книге "Философия", комментарии и мнения людей о произведении.