» » » » Коллектив авторов - Философия


Авторские права

Коллектив авторов - Философия

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Философия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Философия
Рейтинг:
Название:
Философия
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-985-06-2563-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия"

Описание и краткое содержание "Философия" читать бесплатно онлайн.



Излагается полный курс философии, структурированный в соответствии с государственным образовательным стандартом и новыми требованиями экспериментальной типовой программы интегрированного модуля «Философия». Содержит информацию о ведущих разделах философского знания: онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании), философской антропологии (учение о человеке), социальной философии и философии истории. Использованы новейшие достижения мировой философии. Авторы обращают внимание на трансформацию проблем современной научной и философской мысли в связи с процессами глобализации экономики, политики и культуры на рубеже XX–XXI в.

Первое издание вышло в 2013 г.

Студентам учреждений высшего образования, магистрантам, преподавателям высшей школы, всем, интересующимся актуальными проблемами философии.






Подниматься на ноги западноевропейская культура начинает только после того, как народам данной территории постепенно удается выйти из-под владычества варваров и укрепить свою государственность. Карл Великий, который в VIII в. восстанавливает имперский уклад на территории, освобожденной от лангобардов Италии, возрождает латинский язык, основывает школу, которую по примеру платоновской называет Академией, поскольку громадная империя требовала для управления ею большого числа образованных людей[6]. Ученые, собравшиеся при королевском дворе, накапливали рукописи, интересовались античной литературой, пытались разрабатывать и совершенствовать принципы христианской теологии. Кроме того, мыслителями этого круга впервые была поставлена задача соотнесения истины веры с существующим на тот период научным знанием. Только к XI в. в Западной Европе возникают первые университеты: в 1088 г. в Болонье, около 1096 г. в Оксфорде (это примерно на 550 лет позже, чем в Константинополе, и более чем на два века позже, чем в арабских Фесе и Кордове). С конца XI – начала XII в. в ходе многочисленных крестовых походов и военных завоеваний реконкисты[7], по мере улучшения материального положения[8] в Западной Европе возникла возможность преодоления упадка в важнейших сферах человеческой жизнедеятельности, приобщения к наследию античности через работы арабских и византийских авторов. В итоге происходит заметное оживление западноевропейской философской мысли, что служит основанием будущей эпохи Возрождения на территории европейских стран. На основе усиления рационалистических тенденций в философии и науке формируется схоластическая традиция.

Крупнейшим представителем высокой схоластики является Ансельм Кентерберийский (1033–1109). Он стремился реализовать основную цель схоластической философии: оправдать догматы веры средствами человеческого разума. Тем самым в трудах Ансельма Кентерберийского развивается характерный для схоластики стиль мышления, опирающийся на умозрительное рассуждение с использованием абстрактных понятий. Философы-схоласты, чтобы повысить точность мышления, пытаются понять, как осуществляется процесс мышления. Их внимание привлекают общие понятия – универсалии. Всестороннему обсуждению подвергается вопрос о соотношении общего и единичного, а также как существует общее в единичном (самостоятельно?). Тот, кто считал, что общее существует в действительности, стал называться реалистом. Общие понятия (или универсалии для реалистов) существуют до вещей, в Божественном разуме. Противоположное направление носило название номинализма от латинского «nomen», что значит «имя». Для номиналистов носителем общего является слово или понятие, представленное в слове. Значит, реально существует только единичное, то, что можно воспринять, а затем представить.

Схожие с номиналистами идеи развивали и концептуалисты Пьер Абеляр, Иоанн Дунс Скот и др. В споре об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты, отрицали возможность самостоятельного существования общих понятий независимо от конкретных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование таких понятий (концептов) в уме человека как особой формы познания. Тем самым в западноевропейской философии уже были основания тех норм культуры, которые стали доминирующими в Европе два-три века спустя. Речь идет об индивидуализме, идее приоритета личного интереса над общественным и т. д. Отказ общему в существовании, утверждение частного, единичного, личного – генеральная стратегия движения мысли и духа западноевропейских народов.

Известнейшим средневековым философом-схоластом был Фома Аквинский (1225–1274). «Ангельский доктор» (такой титул ему дали за мягкость характера) осуществил грандиозный религиозно-философский синтез и создал парадигму, получившую название «томизм» (от лат. Toma – Фома), которая до наших дней доминирует в католическом миропонимании.

Наиболее оригинальный тезис, высказанный Фомой Аквинским, получил дальнейшее развитие в европейской философии. Это идея о том, что бытие Бога не является предметом исключительно веры, но может быть доказано при помощи разума. В своем произведении «Сумма против язычников» он выдвигает пять доказательств бытия Бога. Факт разработки доказательств бытия Бога имел печальные последствия для самой религии, поскольку ни одно доказательство не может претендовать на законченность и абсолютность и с течением времени может быть неизбежно опровергнуто.

В целом схоластика как особый этап развития западноевропейской средневековой философии дала ряд новых для эволюции европейской мысли результатов:

• произошло самоопределение философии. В ней увидели такую форму знаний, которая опирается на разум, между тем как теология предпочитала веру;

• осуществились систематизация и упорядочение философских знаний;

• на завершающей стадии средневековая схоластика осуществила подготовку к секуляризованному миропониманию.

С критики схоластики началась радикальная переоценка ценностей средневековой цивилизации. История вышла на новый виток развития.

Глава 2.3. Антропоцентризм как идейное содержание и мироощущение эпохи Возрождения

2.3.1. Европейское Возрождение – эпоха земного самоутверждения человека

В XIV–XVI вв. в странах Западной Европы произошел ряд изменений, позволивших говорить о возникновении в социокультурном пространстве данного региона новой эпохи, которая вошла в историю под названием Возрождения. Возрождение началось в северной Италии, прошло в своем развитии ряд этапов и постепенно превратилось в общеевропейское явление, оказавшее значительное влияние на всю дальнейшую историю и развитие не только европейских народов, но и мира в целом. Опираясь на идеи, обсуждавшиеся в античности (идеи Космоса, математических исчислений природной сущности, проблемы внешней красоты и совершенства человека), ренессансная культура и философия встали на путь секуляризации – освобождения от религии и влияния церковных институтов. От христианских догматических принципов, при которых милосердие и благородная щедрость являлись идеальной максимой человеческих отношений, происходит скачок к нормативности иного порядка: личный интерес и экономическая выгода становятся путеводной нитью человеческого поведения, что связано с воздействием зарождающегося торгового капитализма.

Несмотря на то что новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры (отсюда происходит самоназвание описываемой эпохи), античного образа жизни, способа мышления и чувствования, возрожденческий человек, возрожденческая культура и философия не были простым воспроизведением античного наследия. Возрождение существенно отличается от своих культурно-исторических предшественников. Если античность характеризовалась космоцентризмом, а средние века отличал теоцентризм, то главной мировоззренческой установкой ренессансной философии становится антропоцентризм – человек объявляется центральным звеном всей цепи космического бытия. Воспитание «нового человека» – главная задача эпохи Возрождения. В философских сочинениях этой эпохи прочитывается вера в безграничные возможности человека – в них доказывается право человека «занять место Бога». Возникает идея прометеизма (форма индивидуализма, проявляющаяся в ориентации на самостоятельность в решении собственных проблем). Возрожденческий человек, ощущая себя совершенным, нередко предает забвению нормы той культурной среды, из которой он вышел. Индивид эпохи Возрождения склонен все свои заслуги приписывать не Богу, а самому себе. При этом творческое начало полагается главной сущностной чертой человека, отличающей его от всех живых существ. Неудивительно, что эпоха Возрождения дала миру целую плеяду выдающихся индивидуальностей, титанов земного самоутверждения, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди других людей своей волей, целеустремленностью, энергией. Ренессанс был эпохой, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов»[9]. Выдающихся деятелей Возрождения впоследствии стали именовать гуманистами. Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

С середины ХУв. гуманизм стал настолько влиятельным идейным течением, что гуманистические кружки возникали как в наиболее развитых, так и в периферийных городах тогдашней Италии. Они положили начало формированию светской интеллигенции, интересы которой не были связаны с интересами церкви. Однако стихийно-человеческий индивидуализм и связанные с ним достижения культуры эпохи Ренессанса – титанизм и благородный гуманизм имели и свою обратную сторону. В современной философской литературе обратная сторона возрожденческого титанизма наиболее аргументировано и глубоко раскрыта выдающимся русским исследователем А.Ф. Лосевым в его фундаментальном труде «Эстетика Возрождения». Исследователь подчеркивает, что титанизм в эпоху Ренессанса был явлением слишком стихийным, чтобы проявлять себя безукоризненно красиво и целесообразно. Пороки и преступления были во все эпохи человеческой истории, были они и в средние века. Но тогда люди грешили против своей совести и после совершения греха каялись в нем. В эпоху Ренессанса все стало иначе. Люди совершали самые страшные преступления и не раскаивались в них, потому что желания человеческого «Я» стали последним критерием правильности поведения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия"

Книги похожие на "Философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Философия"

Отзывы читателей о книге "Философия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.