Святитель Димитрий Ростовский - Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том I. Январь

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том I. Январь"
Описание и краткое содержание "Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том I. Январь" читать бесплатно онлайн.
Имя святителя Димитрия Ростовского широко почитается Русской Церковью. Это православный архиерей рубежа XVII-XVIII вв., автор одного из крупнейших сборников житий святых, известного как Четьи-минеи, что в переводе означает «чтение на каждый месяц». Для удобства книга разделена на двенадцать томов, где каждый том соответствует месяцу года. Внутри тома каждому дню месяца соответствуют жития тех святых, чья память совершается Русской Православной Церковью в этот день. В настоящем издании текст житий святых приведен в соответствие современным литературным нормам, устранены ошибки и пропуски текста, допущенные в предыдущих изданиях, произведена его стилистическая обработка. Данное издание богато иллюстрировано. Для его оформления специально подобрано около тысячи изображений – икон, мозаик, фресок, миниатюр, рукописей, храмов и других православных святынь.
353
Выражение взято от древнего обычая – на общественных состязаниях борцов увенчивать победителей лавровыми венками.
354
1-й ирмос на Крещение Господне.
355
Ср. житие святой Пелагии под 8 октября.
356
Из службы заупокойной.
357
Память их – 27 сентября.
358
Память их – 6 сентября.
359
Из тропаря мученицам.
360
Святой Анастасий Синаит – один из выдающихся богословов Греко-Восточной Церкви VII столетия. Память его – 23 апреля.
361
Из канона на Пятидесятницу, песнь 5-я.
362
Из церковной службы.
363
Воскр. антифон 6-го гласа.
364
Смирна – благовонная смола бальзамного дерева мирры, растущего в Аравии и Эфиопии. Смола эта употреблялась для священного помазания, для благоухания и окуривания, для натирания и намащения тела, особенно же для бальзамирования и помазания тел умерших. Стакти – тоже ароматическая мазь, употребляемая для лечения болезней. Кассия – тонкая и благовонная кора, облекающая собою древесные ветви. Она употреблялась для составления благовонных мазей и ароматов, а также для врачевства.
365
Севастия – главный город Самарии. Такое название этот город получил после того, как был подарен Августом Ироду Великому, который совершенно восстановил его, украсил и в благодарность Августу назвал его Севаста, или Севастия, что значит «город Августа».
366
Разумеется Ирод Антипа, сын Ирода Великого, правивший Галилеей и Переей с титулом тетрарха, т. е. четвертовластника, властителя над четвертою частью Палестины. Он имел законную жену, дочь Аравийского царя Арефы, но отверг ее и отнял жену у Филиппа, брата своего, Иродиаду. Святой Предтеча Господень Иоанн обличал Ирода за сей беззаконный брак. За это Ирод заключил его в крепость Махерунт, находившуюся близ Мертвого моря, на границе с Аравией. Здесь злобная Иродиада, воспользовавшись удобным случаем, представившимся во время пира, испросила у Ирода через дочь свою Саломию главу Иоанна Крестителя, и беззаконный царь посреди пира повелел отсечь главу Предтечи, что и было исполнено. Сия глава была отнесена Иродиаде, которая в злобной радости исколола Предтечев язык, а тело было выброшено за стены крепости и найдено здесь учениками Крестителя, которые с честью отнесли его в Севастию и здесь похоронили.
367
Апостол и евангелист Лука был родом из Антиохии; потому-то он и озаботился перенести честную руку Предтечи в свой родной город. Память святого Луки совершается в октябре месяце, в 18-й день.
368
Юлиан Отступник – племянник Константина Великого. При жизни сына последнего, императора Констанция, он был соправителем его, управляя западными провинциями Римской империи. Сделавшись в 361 г. императором, он отступил от христианской веры и поставил задачею своей жизни восстановление язычества. Посему он и назван Отступником. Царствовал до 363 г., когда он погиб в войне с персами.
369
Аполлон – один из наиболее почитаемых греко-римских языческих богов. Почитался богом солнца, умственного просвещения, поэзии и музыки, а также общественного благополучия и порядка. Сверх того, он был божеством предсказаний будущего и врачебного искусства.
370
Никифор Каллист – церковный историк, монах Софийского монастыря в Константинополе; скончался около 1350 г. Кедрин – тоже известный церковный историк, живший в конце XI или начале XII в.
371
Симеон Метафраст – известный составитель житий святых, живший в Константинополе в X в. (скончался около 940 г.).
372
Византийский император Константин VII Порфирородный царствовал с 912 по 959 г.; брат же его Роман – с 919 по 944 г. Таким образом, с 919 по 944 г. братья управляли совместно.
373
Халкидон – город в северо-западной части Вифинии, на берегу Босфора, против Константинополя.
374
Сию честную руку Предтечи в XIV и в начале XV в. видели в Константинополе русские паломники. Здесь она находилась до 1453 г., когда была передана родосским рыцарям, которые, утвердившись на острове Средиземного моря – Мальте, – перенесли туда полученное ими сокровище. В 1799 г. эта святыня принесена была мальтийскими рыцарями в Гатчину в дар Императору Павлу I, откуда она была перенесена в Санкт-Петербург в церковь Нерукотворного Образа Спаса в Зимнем дворце. В память этого события установлено празднество – 12 октября.
375
Антиноя – довольно значительный город на границах Среднего и Верхнего Египта. В настоящее время от этого города остались одни развалины. Вокруг этих развалин находится множество пещер, высеченных в скалах. В них начертано на многих стенах знамение креста, свидетельствующее о существовании здесь церквей и обителей иноков; подземные галереи, где устроены были келии, идут на далекое пространство.
376
Выражение взято от заключительной молитвы третьего часа: «Владыко Боже, Отче Вседержителю…».
377
Выражение взято из Ис. 8:18. Мессия, на которого должны уповать сыны Израильские, по уверению пророка, спасет их от врагов временных и вечных и, приведя к Богу, Небесному Владыке их, скажет: «Вот я и дети, которых дал мне Господь».
378
Римский император Диоклетиан царствовал с 284 по 305 г. по Р. X. Под Максимианом здесь разумеется зять Диоклетиана – Максимиан Галерий, соправитель его на Востоке и после него преемник его (с 306 по 311 г.).
379
Гонение на христиан при Диоклетиане началось в 303 г. Причиною гонения был Максимиан Галерий, убедивший Диоклетиана издать общий закон против христиан. Закон предписывал: христианские храмы разрушать, сжигать книги Священного Писания и лишать христиан всех гражданских прав и должностей. Гонения при Диоклетиане отличались, во-первых, жестокостью мучений, во-вторых, обилием числа мучеников, умерщвляемых за раз от 10 до 100 и более в один день.
380
Разумеется Кельсий, сын правителя Маркиана, жестокого гонителя христиан.
381
Карин – сын римского императора Кара. Вместе с братом Нумерианом он при вступлении на престол Кара был провозглашен Цезарем и во время похода, предпринятого Каром против парфян, управлял западными провинциями на правах императора (283-284 гг.). Когда Кар погиб и воины провозгласили императором Диоклетиана, Карин выступил против него, но был разбит и пал от руки убийц в 285 г.
382
Это было в 313 г., когда Египтом и Африкой управлял Максимин Даза (311-313 гг.), бывший раньше соправителем Максимиана Галерия (с 305 г.). На западе в это время уже царствовал Константин Великий.
383
Св. Григорий Чудотворец был епископом Неокесарии во второй половине IV в. Память его совершается 17 ноября.
384
Преподобный Антоний был основателем Киево-Печерской лавры; преподобный же Феодосий – первым игуменом ее, установившим в ней общежительное иноческое житие и обустроившим ее церквами и другими зданиями. Память прп. Антония – 10 июля, а прп. Феодосия – 3 мая и 14 августа.
385
Ирмосы на Великую Субботу, песнь 6-я, ср. Ион. 2:9.
386
Ростислав Всеволодович, сын Всеволода Ярославича и внук Ярослава Мудрого, княжил в Переяславле – городе, находившемся на юге от Киева, на реках Альте и Трубеже. В настоящее время Переяславль – уездный город Полтавской губернии.
387
Половцы – кочевой народ монгольского происхождения, обитавший со второй половины IX века в южнорусских степях и до татарского нашествия производивший постоянные опустошительные нападения на Русь. Нападения свои они производили быстро и внезапно. Русские князья для борьбы с половцами устраивали пограничные укрепления и предпринимали походы в глубь половецкой земли. Один из таких походов, о котором здесь упоминается, был предпринят великим князем Киевским Святополком Изяславичем (1093-1113 гг.) в первый год его великого княжения.
388
Владимир Мономах был одним из замечательнейших русских князей в домонгольский период. Когда умер отец его, Всеволод, он, несмотря на любовь к нему киевлян, не занял великокняжеского киевского престола, а призвал двоюродного брата своего Святополка Изяславича, которому и уступил великое княжение как старшему в роду. В это время он княжил в Чернигове и сверх того владел Смоленским княжеством. По смерти Святополка он занял киевский великокняжеский престол, где княжил до своей смерти (1113-1125 гг.).
389
В настоящее время местечко Киевской губернии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том I. Январь"
Книги похожие на "Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том I. Январь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Святитель Димитрий Ростовский - Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том I. Январь"
Отзывы читателей о книге "Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том I. Январь", комментарии и мнения людей о произведении.