Владимир Киреев - К лучшей жизни (сборник)
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "К лучшей жизни (сборник)"
Описание и краткое содержание "К лучшей жизни (сборник)" читать бесплатно онлайн.
В книгу Владимира Киреева вошли три повести, очерки, рассказы. Герои произведений, это поколение, снёсшее на своих плечах все тяготы довоенных, военных и послевоенных лет, и сберёгшее до глубокой старости в душах своих, сердцах чистоту помыслов, честность поступков и высокую веру в конечную победу добра над злом.
Повесть «К лучшей жизни» написана на основе воспоминаний Василия Терентьевича Замыслова. В ней прослеживается жизнь крестьянской семьи в дореволюционной России, становление Советской власти в Поволжье, переселение крестьян в Сибирь. Идет повествование о нелегкой жизни сельского жителя, о постоянной каждодневной заботе, о семье, о хлебе насущном.
В повести «Когда расцветает сирень», главная героиня Надежда Афанасьевна Сенкевич работала на Тулунской селекционной станции, потом в силу сложившихся обстоятельств вынуждена была уехать в поселок Залари. Яркая, цельная личность, труженица с нелегкой судьбой. Она привлекает читателя земной добротой подвергающейся испытанию на стойкость и прочность.
Через ушедших людей, их дела и поступки мы убеждаемся, что прошлое не ушло. Оно живет в нас, в нашем мировоззрении, мыслях, поступках, образе жизни. Оно переходит по наследству от отца к сыну, от деда к внуку. Общество, в котором мы живем, сами того не замечая, зависит от нашей нравственности и степени духовного родства с предками.
Наша русская история, наша культура – это духовный путь народа, духовная преемственность поколений.
Когда вечером затопили печку, он спросил у матери:
– Мама, у тебя есть шелуха от лука?
– На кой они табе?
– Хочу пенал покрасить.
Мать принесла из чулана две горсти луковой шелухи. Положила ее в горшочек с водой, когда вода закипела, Вася положил в него пенал. Вытащил через несколько минут, дал обсохнуть, потом обтёр тряпочкой. Пенал получился настоящий, как купленный в магазине.
За первым уроком он тихонько показал пенал Лёньке, а в перемену похвастался всем. К парте подошли ребятишки, всем хотелось посмотреть. Пока рассматривали пенал, Вася не заметил, как прошла перемена. Зазвенел звонок. Зашла учительница и обратила внимание на их парту. Спросила:
– Это что у вас тут?
– Пенал у Замыслова смотрим, – ответил один из учеников.
– Желательно, чтобы у всех были пеналы, – сказала учительница.
В Белоусово ходили учиться ученики из соседней деревни Полемерское. До деревни было три версты. Дорога, вернее тропа, проходила возле скотского кладбища, которое было возле гумен на берегу речки. Через воду было положено несколько жёрдочек. Осенью ученики свободно ходили по этой тропе, а к весне эта речка от талых вод набухала водой, и переход через неё становился опасным. Тогда приходилось ходить дорогой, а это увеличивало расстояние на полторы версты. Зимой тоже иногда создавались трудности. Особенно в непогоду. Санной дороги почему-то тут не было, и узкую тропу часто заметало снегом, тогда ученики шли друг за дружкой. Старшие прокладывали след для младших, которые тянулись сзади.
Когда во время занятий начиналась снежная позёмка, увеличивался снегопад, что не сулило хорошей погоды. В таких случаях учительница задерживала учеников первых и вторых классов и оставляла ночевать в школе. Некоторых учеников местные ребята брали к себе домой. Старшеклассники всё же уходили домой, а утром снова шли и приносили еду оставшимся ночевать в школе ученикам. Сторожиха школы приносила из дома краюху ситного хлеба, чашку картошки, завернутой в тряпицу, кипятила на плите чайник и поила чаем. После чая зажигала столовую десятилинейную лампу и выносила в класс. Ребятишки располагались за столом и выполняли уроки, заданные на дом. Учительница несколько раз заходила в класс, проверяла, как занимаются дети, помогала ученику, который затрудняется выполнить то или иное задание. Уборщица тётя Маша топила в классе печки. Хорошо горели сухие дрова, потрескивали. Яркий свет огня просвечивался в дверные щели поддувала. Некоторые девочки подсаживались к печке, читали, учили стишки. Спать устраивались на печке или на кухне, на лавках.
«Сколь ни дружен был школьный коллектив, но иногда случались ссоры между своими и чужими учениками. Иногда доходило до драки. Когда после занятий выходили из школы, «свои» начинали бросать снежками в «чужих». Увлечённые азартом, бежали за чужими за гумно и там схватывались в драку. Утром ученик, придя с покарябанным лицом, жаловался учительнице. Тогда забияку учительница ставила стоять за партой целый урок или «столбом» – в угол, а то и на колени. Иногда дело доходило до родителей, а дома с таким учеником расправлялись по-своему. Среди местных забияк были такие ученики, как Мишка Косарев из второго класса, такой здоровяка, драчун, спуску никому не давал, Колька Привалов – задира и Федька Кулаков из третьего класса. Из чужих был второклассник Яша Коровин, здоровенный, он вырос на хлебных кусках, собираемых по людям вместе с матерью, Веденеев Ваня, заика. Эти ребята не давали спуску местным. Яша Коровин, хотя и был неповоротливым, но если кто-либо попадался ему один, подминал под себя. А если подходили сразу несколько человек, то Яша по очереди укладывал их под себя, тогда подбегали его товарищи и по одному расправлялись с ними. Так заканчивалась драка победой чужих. Победителей учительница не судила, зная, что драка затеяна местными учениками.
Приходя в школу, запасались «кознами» («бабки») и затевали в коридоре игру. Ставили на кон по три-пять «кознов» и с определённого расстояния специальными битками выбивали с кона. Если, например, поставил три «козна», а выбил пять или шесть, значит, два-три «козна» в выигрыше. У кого не было «кознов», ставили деньги или покупали у тех, кто выиграл. Зимой «козны» стоили дороже, чем летом.
На копейку зимой давали два «козна», а летом до десяти. Потому что летом больше игроков. У каждого мальчишки их было много. Однажды, когда в коридоре шла игра, я стоял у окна, кто-то из ребятишек толкнул на меня другого мальчишку, и я ударился головой о раму. Стекло разбилось. Виновным оказался я. За это учительница меня не стала наказывать, а попросила, чтобы завтра пришёл в школу отец. Когда я сказал это отцу, то отец задал мне порку! Это уже была вторая, первая была порка от матери за то, что лазили в чужой сад за крыжовником, и они памятны на всю жизнь».
Когда пришли утром в школу, учительница сказала отцу:
– Ваш сын разбил стекло в коридоре, нужно его вставить.
– Легко гутарить, что вставить, – сказал отец – а где же стекло взять? Стекольщики зимой не ходят.
– Хотя бы заколотить фанерой, а то пойдёт снег, а весной дождь, и в коридоре будет сырость.
Отец из школы зашёл к Корепиным и там нашёл кусок фанеры. Утром следующего дня Вася унёс фанеру в школу. Выбитое стекло заколотили, и играть в «козни» учительница больше не разрешала.
В большие перемены ученики занимались играми. Особенно были распространённым игры «В поясок» и «Уж мы просо сеяли, сеяли». Девочки вместе с мальчиками садились на пол в большой круг с вытянутыми ногами внутрь круга. Один «водит»: подбирает потолще пояс или узенький ремешок, свёртывает его, обегает сзади по кругу несколько раз и оставляет ремешок у кого-либо за спиной. Если игрок не успел обнаружить ремешок, то вожатый подбегает, берёт ремешок и начинает хлестать игрока.
Тот встаёт и убегает, а вожатый за ним, нахлёстывая ремешком, добегает до свободного места и садится, а игрок становится вожатым. Если сидящий обнаруживает за спиной ремешок, берёт его в руки, встаёт и бежит за вожатым, нахлёстывая ремнём. После этого садится снова на своё место, а вожатый снова водит.
Также интересной была и другая игра. Она сопровождалась песней. В этой игре участвовало большинство учеников. Разделялись на две группы, отдельно мальчики и отдельно девочки. Становились в две шеренги у стен прихожей, подхватив один другого под руку.
«Начинали девочки. Идут к группе мальчиков, поют первый куплет, второй куплет поют, пятясь назад на своё место. Мальчики так же исполняют свои куплеты.
Девочки: Уж мы просо сеяли, сеяли
Ой, дид ладо сеяли, сеяли.
Мальчики: А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой, дид ладо вытопчем, вытопчем.
Девочки: Чем же вам вытоптать, вытоптать?
Ой, дид ладо вытоптать, вытоптать.
Мальчики: А мы коней выпустим, выпустим.
Ой, дид ладо выпустим, выпустим.
Девочки: А мы коней поймаем, поймаем.
Ой, дид ладо поймаем, поймаем.
Мальчики: А мы коней выкупим, выкупим.
Ой, дид ладо выкупим, выкупим.
Девочки: Чем же вам выкупить, выкупить?
Ой, дид ладо выкупить, выкупить.
Мальчики: А мы вам дадим сто рублей, сто рублей.
Ой, дид ладо сто рублей, сто рублей.
Девочки: Нам не надо ста рублей, ста рублей.
Ой, дид ладо ста рублей, ста рублей.
Мальчики: А мы вам дадим золотца, золотца.
Ой, дид ладо золотца, золотца.
Девочки: Нам не надо золота, золота.
Ой, дид ладо золота, золота.
Мальчики: А чего вам надобно, надобно?
Ой, дид ладо надобно, надобно.
Девочки: А нам надо молодца, молодца.
Ой, дид ладо молодца, молодца.
Мальчики: Вы скажите имечко, имечко. Ой, дид ладо имечко, имечко.
Девочки: Его имя Ванечка, Ванечка.
Ой, дид ладо Ванечка, Ванечка.
Девочки берут Ванечку и становят в середину своей шеренги».
В следующую перемену игра начинается снова. Запевали мальчики в таком же порядке, только вместо Ванечки называли Манечку или другое имя.
* * *Началась империалистическая война, она легла тяжелым бременем на плечи крестьян и отразилась на жизненном уровне большинства жителей деревни. На войну уходили многие кормильцы своих семей: отцы и сыновья. Война была объявлена в августе, в разгар полевой страды. Молодые рекруты задолго до призыва начинали гулять.
«В каждом доме готовились попойки. Всюду можно было слышать гармошки и песни. Не случайно в народе были сложены такие песни:
Шли на призыв и пели:
На приёмной флаги веют,
Нас молодчиков забреют.
На приёмной флаги сняты,
Мы молодчики приняты.
Выходя из приёмной, пели:
Из приёмной вышел я,
Здравствуй, милая моя.
Сбриты волосы с головушки,
Узнала ли меня?
А то так:
Ты не стой, моя Матаня,
У приёмного окна,
Всё равно меня забреют, —
Ты домой пойдешь одна.
В день проводов пели:
Рекрута – рекрутики
Ломали в поле прутики,
К огороду ставили:
По милочке оставили.
Подхожу к родному дому,
Дом невесело стоит.
Собрана моя котомочка,
На лавочке лежит.
Эти песни пелись и тогда, когда молодые рекруты уходили на фронты гражданской войны».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "К лучшей жизни (сборник)"
Книги похожие на "К лучшей жизни (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Киреев - К лучшей жизни (сборник)"
Отзывы читателей о книге "К лучшей жизни (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.