Коллектив авторов - Социология. Учебное пособие

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Социология. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Социология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии изложены темы, соответствующие трем разделам учебного курса, раскрывающим становление дисциплины социологии, социальной структуры и институтов, социальных процессов. Пособие сочетает компактность объема, простоту изложения и серьезность рассмотрения ряда научных проблем. Уделено значительное внимание вкладу известных зарубежных и отечественных социологов в разработку актуальных проблем социологии, рассмотрены важнейшие институты общества: семья, молодежь, культура, образование, право. Подробно описаны механизмы социальных изменений, процессы миграции, социальные отклонения, социальное прогнозирование. Материал поможет студентам, бакалаврам, магистрантам в изучении курса, выполнении рефератов, курсовых и дипломных работ, подготовке к экзаменам.
Таким образом, в зависимости от уровня получаемых знаний в социологии выделяются теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала путем построения теории, раскрывающей закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур), прикладная (эмпирическая) социология, изучающая практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических знаний материалов, социальная инженерия – уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем.
Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки.
1. Познавательная функция. Социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, тенденциях общественного развития. Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития социальной сферы жизни общества и человека. Изучая общественную жизнь, социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. При этом с опорой на фундаментальные знания о социальном процессе, субъекте накапливается знание о природе конкретного состояния социального явления, его преобразовании и реальном результате развития этого явления. Таким образом, в данном случае познавательная функция выступает в ролях дескриптивной (описательной) и диагностической одновременно.
Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки – социальной деятельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и специальным социологическим теориям, дающим глубокое системное отражение сущности и закономерности развития общества.
2. Прикладная (практическая) функция. Социологическая наука не только познает социальную реальность, но и обладает управленческим потенциалом. Прикладная социология ставит перед собой задачу, используя познанные фундаментальной социологией законы и закономерности в развитии общества, найти пути, средства преобразования общества в положительном направлении. Поэтому она изучает практические отрасли человеческой деятельности, например, социологию политики, социологию права, социологию управления, социологию культуры и т. д., и отвечает на вопрос: для чего? (для социального развития, формирования правового общества, социального управления и т. д.). Прикладная функция социологии заключается в том, что наука не только познает социальную реальность, но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом.
3. Функция социального контроля. Социальный контроль над процессами в обществе позволяет снять социальную напряженность и разрешать кризисы, помогает определять порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем (повышение производительности труда, совершенствование организации управления, целенаправленное воздействие на общественное мнение через средства массовой коммуникации и т. п.). Другими словами, это создание социальных технологий.
4. Идеологическая функция. Данные социологии используются для влияния на ментальность, ценностные ориентации, стереотипы поведения, имиджи. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей. Данные, полученные социологами, могут обслуживать определенные интересы корпораций, партий, институтов политической власти, частных лиц. Это заставляет социолога мыслить совершенно иными категориями, чем «научный» исследователь: он должен производить не новое знание, а обеспечивать эффективные решения, быть консультантом, публицистом, влиять на общественность, что сопряжено с ролью идеолога.
5. Прогностическая (футурологическая) и проектная функции. Социологи участвуют в выработке прогнозов, выявлении тенденций развития социальных процессов. Науке свойственно создавать краткосрочные или долгосрочные прогнозы, опираясь, с одной стороны, на знание общих основ развития изучаемого общества, общих перспектив его, а с другой – на знание конкретных возможностей отдельного социального субъекта. Прогностическая функция социологии является отражением потребности общества в создании условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития каждого социального подразделения общества. Так, С. А. Кравченко, вслед за С. Фуллером, отмечает, что социология прогнозировала движение к рациональному, процветающему обществу, то есть к обществу благоденствия, и это помогало данной науке проходить свое становление[7].
Социальное прогнозирование должно учитывать обратное воздействие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может привести к его «самореализации» (или «саморазрушению»). Эта особенность прогнозирования требует разработки научного прогноза в виде вариантов, альтернатив развития, которые описывают возможные формы и проявления, темпы развертывания процессов с учетом управляющих воздействий, а также их качественные изменения. Прогнозирование необходимо отличать от утопий и футурологических концепций (от лат. futurum – будущее), выполняющих соответствующие идеологические функции.
6. Функции социального проектирования. Социальное проектирование (от лат. projectus – брошенный вперед) – научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественного нового состояния существующего объекта. Это одна из форм социального управления.
1.5. Связь социологии с другими гуманитарными науками
Социология занимает в системе общественных и гуманитарных наук особое место – она является наукой об обществе, его явлениях и процессах, включая в себя общую теорию общества, выступающую теорией и методологией всех других обществен ных и гуманитарных наук. Общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизни общества и человека, всегда содержат в себе социальный аспект, то есть законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей. Конкретная техника и методика изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками. Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук (социально-экономические, социально-политические и т. д.).
Социология занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную картину общества, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания.
У социологии много общего с другими общественными науками. С политологией ее объединяет то, что она исследует среди прочего проблемы политических отношений и государственного управления. С экономической наукой она граничит, затрагивая сферу социального обращения товаров и услуг, т. е. в аспекте исследования социальных последствий производства, распределения и обмена. Как и антропология, социология делает своим предметом культуру, верования, традиции, но рассматривает их под особым социологическим углом. С психологией ее роднит то, что она исследует личность и ее жизнь в группе себе подобных. Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а социология изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений. Все социальные науки: политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. также изучают явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Социология. Учебное пособие"
Книги похожие на "Социология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Социология. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Социология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.