Коллектив авторов - Социология. Учебное пособие

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Социология. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Социология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии изложены темы, соответствующие трем разделам учебного курса, раскрывающим становление дисциплины социологии, социальной структуры и институтов, социальных процессов. Пособие сочетает компактность объема, простоту изложения и серьезность рассмотрения ряда научных проблем. Уделено значительное внимание вкладу известных зарубежных и отечественных социологов в разработку актуальных проблем социологии, рассмотрены важнейшие институты общества: семья, молодежь, культура, образование, право. Подробно описаны механизмы социальных изменений, процессы миграции, социальные отклонения, социальное прогнозирование. Материал поможет студентам, бакалаврам, магистрантам в изучении курса, выполнении рефератов, курсовых и дипломных работ, подготовке к экзаменам.
2.1. Методы сбора социологической информации
Любая наука использует свои способы и приемы познания, сбора информации, совокупность которых образует ее методологию и методику. Методологией называют исповедуемые наукой парадигмы познания, общие способы и принципы исследований, проводимых в ее рамках. В. А. Ядов методологией называет систему принципов научного исследования[9]. Методика – совокупность конкретных приемов организации и проведения иссле дований, сбора, обработки и анализа полученной в них информации. Методика социологического исследования – собирательное понятие, обобщающее все используемые в исследовании инструменты, процедуры, техники и технологии.
Методология и методика – тесно взаимодействующие атрибуты науки. При этом первая определяет содержание и характер второй, а не наоборот. Методология – это исследовательская научная модель, ориентир для исследователя. Выбор и использование тех или иных методик определяется именно тем, какими методологическими установками руководствуется исследователь.
Есть еще несколько важных понятий, которые помогут понять процесс разработки и проведения исследования:
метод прикладного исследования – основной способ сбора, обработки и анализа данных;
процедура – одна отдельно взятая операция реализации метода (например, заполнение анкеты);
техника – специальные приемы, повышающие эффективность метода (разработки и применения инструментов и осуществления процедур);
технология – комплекс процедур и техник используемого метода;
инструментарий – совокупность исследовательской документации (вопросников, бланков, дневников наблюдателя и т. п.), обеспечивающих реализацию метода.
Чаще всего под методом прикладного исследования понимают метод сбора первичной информации и способы ее анализа. В социологии принято делить методы на количественные и качественные (методы сбора количественных данных и методы сбора качественных данных). Количественные методы исследования (методы сбора количественных социологических данных) позволяют получить такую информацию об исследуемом объекте, проблеме, которую можно обрабатывать статистическими методами и представить количественно. Условно можно сказать, что такая информация измеряет исследуемый предмет, отвечает на вопрос «сколько?».
В отличие от количественного исследования качественное исследование нацелено на получение содержательной информации; условно оно отвечает на вопросы «как?» и «почему?». Само понятие «качественный» в этом смысле отличается от обыденного употребления, не говорит о том, хорошо ли проведено исследование. «Качественный» здесь означает сущностный, содержательный, то, что эти данные нельзя выразить количественно: они уникальны и единичны в своем роде, дают представление об образе мыслей респондентов, глубинных причинах их поведения или отношения к чему-либо. Разделение методов на количественные и качественные достаточно условно, однако понимание его специфики помогает выбрать валидный метод исследования, т. е. получить именно ту информацию, которая отвечает поставленной цели.
Одним из наиболее популярных и разработанных методов сбора количественной информации являются массовые выборочные социологически опросы. Опрос заключается в сборе первичной информации через вопросы людям относительно уровня их знаний, отношений, предпочтений и поведения в рамках исследуемой проблемы. В зависимости от целей и условий опрос можно провести через интервьюирование или анкетирование.
Интервьюирование – форма очного проведения опроса либо лицом к лицу (face-to-face), либо по телефону, при котором интервьюер (тот, кто задает вопросы) и респондент (тот, кто на них отвечает) находятся в непосредственном контакте. Интервьюер задает вопросы в соответствии с разработанным опросником и сам делает пометки в бланке.
Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т. е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом, который самостоятельно заполняет анкету. Такие опросы могут проводиться по месту жительства, по месту работы или учебы, часто проводят и уличные опросы. В зависимости от того, каким образом идет общение с респондентом, выделяют следующие виды опросов:
телефонные опросы – до недавнего времени считались самыми оперативными и относительно недорогими, позволяющими узнать мнение различных групп населения практически по любым вопросам. Однако широкое распространение сотовой мобильной связи, расширение нормативной базы защиты информации существенно затрудняют организацию такого опроса;
почтовые опросы – рассылка анкет и получение на них ответов по почте (в том числе электронной). Сходны с почтовыми прессовые опросы – анкеты размещаются непосредственно на страницах газеты или журнала, чтобы респондент ее заполнил и вырезал, или дополнительно вкладывается конверт с просьбой выслать ее заполненной по указанному адресу.
В последнее время стали популярными онлайн-опросы – вопросы в таких исследованиях размещаются на сайтах в Интернете.
Каждый из представленных видов опроса имеет свои достоинства и недостатки. Так, поквартирный опрос (face-to-face) предполагает сложные расчеты выборочной совокупности (об этом речь пойдет ниже), подготовку интервьюеров, это затратный метод как в отношении человеческих ресурсов, так и в отношении времени и финансов. Но именно этот метод дает наиболее полную, репрезентативную, достоверную информацию. Почтовые опросы, например, менее затратны, однако возврат анкет при таком способе их доставки респондентам не велик, следовательно, полученный результат существенно теряет в полноте и достоверности.
Экспертные опросы. Кроме массовых опросов, респондентами которых выступают представители самых разных социальных групп, деятельность которых не связана с предметом исследования, выделяют экспертные опросы. Источником информации в них выступают компетентные специалисты, профессионалы исследуемой области, обладатели уникальных знаний и опыта. Экспертные опросы широко применяются при оценке социальных явлений и процессов.
Контент-анализ – сбор количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах; систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника. Под документом при этом понимается не только текст как таковой, но все написанное, изображенное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. К документам в этом смысле, помимо официальных, относят книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, произведения искусства.
Однако не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы содержание документа соответствовало принципам формализации и статистической значимости, т. е. позволило задать правило для надежного фиксирования нужных характеристик, и чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой. Контент-анализ отличается от обычного неформального анализа документа.
Этот метод предполагает строгую процедуру. Проводя контент-анализ, определяют категории анализа, единицы анализа и единицы счета. Категория анализа – краткое изложение проблемы, темы. В исследовательской практике сложилась довольно устойчивая система категорий: категорией анализа может быть знак, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Единица анализа – лингвистическая единица речи или элемент содержания документа, служащие индикатором интересующей исследователя проблемы. Ею может быть слово, высказывание, заголовок, тема, абзац и т. п. Единица счета (упоминание) – некоторая характеристика текста, наличие или отсутствие которой позволяет выявлять особенности содержания. В качестве категории анализа берется характеристика института или процесса, например, реформа образования. Выделяются единицы анализа – слова или фразы в текстах, характеризующие реформу образования, – позитивные и негативные. Единица счета – количество упоминаний в тексте позитивных и негативных откликов.
Чаще всего проводят контент-анализ упоминаний в СМИ. Например, чтобы измерить популярность и влиятельность политика, анализируют, как часто его упоминают в городской газете, в каком контексте – позитивном, негативном или нейтральном. По таким данным можно рассчитать индекс информационного благоприятствования (медиаиндекс). Ярким примером использования математико-лингвистического контент-анализа СМИ может служить информационно-аналитическая интернет-система «Медиалогия»[10]. Медиалогия в онлайн-режиме проводит анализ более 11 000 медиаисточников. Объектами системы служат крупные фирмы, известные люди, политические партии, а также газеты, журналы и другие СМИ. Каждый пользователь может сделать «Медиалогии» заказ на исследование по интересующей проблематике.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Социология. Учебное пособие"
Книги похожие на "Социология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Социология. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Социология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.