Коллектив авторов - Социология. Учебное пособие
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Социология. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Социология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии изложены темы, соответствующие трем разделам учебного курса, раскрывающим становление дисциплины социологии, социальной структуры и институтов, социальных процессов. Пособие сочетает компактность объема, простоту изложения и серьезность рассмотрения ряда научных проблем. Уделено значительное внимание вкладу известных зарубежных и отечественных социологов в разработку актуальных проблем социологии, рассмотрены важнейшие институты общества: семья, молодежь, культура, образование, право. Подробно описаны механизмы социальных изменений, процессы миграции, социальные отклонения, социальное прогнозирование. Материал поможет студентам, бакалаврам, магистрантам в изучении курса, выполнении рефератов, курсовых и дипломных работ, подготовке к экзаменам.
Социология. Учебное пособие
© Акмалова А. А., Афанасьев Д. В., Бурханова Ф. Б., и др., 2014
© ИД «Юриспруденция», 2014
* * *Коллектив авторов
Капицын Владимир Михайлович – д. полит. н., профессор, профессор кафедры сравнительной политологии факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (г. Москва) – главы 1, 10–13, словарь.
Мокшин Василий Кириллович – д. полит. н., профессор кафедры политологии и социологии Института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, (г. Архангельск) – главы 1, 3, 14, словарь.
Акмалова Альфия Азгаровна – д. юрид. н., профессор Российской академии народного хозяйства и государственного управления при Президенте РФ (г. Москва) – глава 9.
Афанасьев Дмитрий Владимирович – к. социолог. н., доцент, ректор Череповецкого государственного университета (г. Череповец) – глава 2.
Бурханова Флюра Булатовна – д. социолог. н., профессор, зав. кафедрой прикладной и отраслевой социологии Башкирского государственного университета (г. Уфа) – глава 5.
Бутырин Григорий Николаевич – к. филос. н., профессор, заведующий лабораторией прикладных политических исследований факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (г. Москва) – глава 11.
Гегель Людмила Арнольдовна – д. социолог. н., профессор, декан Института молодежной политики и социальных технологий МАТИ Российского государственного авиационно-технологического университета имени К. Э. Циолковского (г. Москва) – глава 6.
Иванова Дарья Вячеславовна – к. социолог. н., доцент, доцент Национального исследовательского ядерного университета (МИФИ) (г. Москва) – глава 7.
Капицына Диана Владимировна – старший преподаватель Магнитогорского государственного технического университета (г. Магнитогорск) – глава 9.
Кондрескул Александр Михайлович – к. ист. н., доцент кафедры политологии и социологии Института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, (г. Архангельск) – глава 3.
Мехова Альбина Анатольевна – к. филос. н., доцент Череповецкого государственного университета (г. Череповец) – глава 2.
Миронов Анатолий Васильевич – д. социолог. н., профессор Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования (г. Москва) – глава 8.
Овчинников Олег Владимирович – д. социолог. н., профессор Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск) – глава 4.
Введение
Значение социологии для учебного процесса в вузах обусловлено включенностью (инклюзией) людей в социальные процессы. Люди, включаясь в эти процессы, влияют на изменения и сами меняются. Разные общественные структуры и сознание людей приспосабливается к изменениям, но это процесс трудный, противоречивый. Как быть и что делать, чтобы не стать «щепкой», уносимой потоком событий? Именно социология дает человеку возможность по крайней мере понять, что происходит, пробудить интерес к выяснению своего места в обществе.
Во многих странах трансформируются общественные структуры и ценности; общества приближаются к информационной эпохе, стремясь при этом тем не менее сохранить свою цивилизационную и национально-культурную идентичность. В разных слоях общества то возрастает, то снижается уверенность в завтрашнем дне; граждане стали больше обращать внимание на функционирование механизмов управления обществом, их эффективность. Возникает потребность фундаментального переосмысления состояния России и определения ее реальных параметров в системе международных отношений.
Цель учебного курса социологии – изучение социальных явлений и процессов в контексте целостного представления об обществе через призму исторического развития. Важно осмыслить структуру и особенности предмета, уровни теоретического социологического знания и понимания поведения человека и социальной организации. Благодаря этому становится возможным определение научных путей решения встающих перед обществом проблем и перспектив научного поиска.
В решении такой задачи принимает участие социология как наука и учебная дисциплина, помогая изучать менталитет новой генерации россиян и влиять на его формирование применительно к информационной эпохе. Трансформация личности россиянина выступает ведущей темой науки, что затрагивает задачу формирования гражданской культуры у будущих специалистов. Изучая механизмы функционирования общества, социология ориентирует познавательный процесс на анализ взаимодействия между различными субъектами, организациями и социальными институтами. Изучение социологии является делом необходимым во имя интересов общества и личности. В профессиональной подготовке социология служит залогом успешной деятельности специалиста в будущем.
Курс социологии в данном изложении охватывает важнейшие темы, разбитые на три взаимосвязанных раздела: о становлении социологии как науки и учебной дисциплины, о социальной структуре и социальных институтах, о социальных процессах. Такое построение особенно приемлемо для специалистов, бакалавров, магистров, изучающих гуманитарные и социальные науки (экономистов, юристов, политологов, историков, будущих специалистов экономической, социальной и гуманитарной географии и др.). Учебное пособие будет полезным также для студентов естественных и инженерных факультетов.
Раздел I
Становление дисциплинарного статуса социологии
Глава 1. Социология как научная и учебная дисциплина
1.1. Возникновение и развитие социологии как науки об обществе
Проблематика, близкая к будущей науке социологии, проявилась еще у великих древнегреческих философов Платона (428–348 до н. э.) и Аристотеля (384–322 до н. э.), впервые рассматривавших закономерности общественного устройства и типы социальных объединений. В дальнейшем их задел на всех этапах истории человечества так или иначе помогал людям осмысливать себя как общество и выражать свое отношение к этому осмыслению.
Термин «социология» (от лат. Societas – общество и древнегреч. logos – слово) означает упорядоченное знание (познание), описывающее и объясняющее общество, сложившиеся и возникающие заново отношения между людьми. Появление этого термина и разработка основ новой отрасли знания – заслуга в первую очередь француза Огюста Конта (1798–1857). Он взял это латинско-греческое словосочетание для обозначения науки об обществе. Хотя впоследствии известный американский социолог Роберт Мертон (1910–2003) говорил о термине «социология» как самом ужасном гибриде, который когда-либо обозначал науку об обществе[1], тем не менее этот термин утвердился.
О. Конт разрабатывал позитивистский подход к новой отрасли знания, который должен привести социологию в такое состоя ние, когда она станет доказательной и общезначимой, наподобие естественных наук, логики и математики[2]. В связи с этим социология должна взять на вооружение эмпирические приемы: наблюдение, эксперимент, сравнение, применять таблицы, шкалы и другие способы измерения, чтобы избегать умозрительных заключений об общественных отношениях. И это было очень важно для становления новой науки. Также англичанин Герберт Спенсер (1820–1903) сделал существенный вклад в развитие позитивистского направления социологии, исходя из представлений об обществе, подобных взглядам биолога на живую природу. Общество представлялось как эволюционирующая социальная система, а ее подсистемы и элементы как взаимозависимые части единого организма, подчиняющиеся определенным законам становления и развития. Позитивистская точка зрения в социологии господствовала до конца XIX в.
Значительный шаг в этом направлении сделали просветители – мыслители XVII–XVIII вв., создававшие социальную теорию о доминирующей роли разума. Одна из ключевых идей – идея прогресса – была развита в сочинениях Томаса Гоббса (1588–1679), Джона Локка (1632–1704), Робера Жака Тюрго (1721–1781), Жана Антуана Николя де Кондорсе (1743–1794), Шарля-Луи Монтескье (1689–1755), Анри Сен-Симона (1760–1825).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Социология. Учебное пособие"
Книги похожие на "Социология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Социология. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Социология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.