Анна Рабец - Правовая охрана товарных знаков в России

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Правовая охрана товарных знаков в России"
Описание и краткое содержание "Правовая охрана товарных знаков в России" читать бесплатно онлайн.
В монографии на базе обновленного законодательства в сфере товарных знаков комплексно исследуются проблемы правовой охраны товарных знаков в России на современном этапе. Особое внимание уделяется вопросам, в научной литературе практически не рассмотренным: содержанию, природе и пределам субъективного гражданского права на товарный знак; основаниям для отказа в регистрации товарного знака; соотношению товарных знаков со сходными объектами интеллектуальной собственности и иными обозначениями, принадлежащими к средствам индивидуализации и маркировки товаров; формам распоряжения товарным знаком и др.
Книга рассчитана на преподавателей и студентов юридических вузов, юристов-практиков, специалистов в области охраны промышленной собственности, обладателей прав на товарные знаки.
Важное место среди словесных обозначений этой группы занимают собственные имена физических лиц. Обозначения в виде имен, фамилий или псевдонимов во многих странах регистрируются в качестве товарных знаков наравне с другими обозначениями (например, Ford, Philips). Но в каждой стране есть некоторые различия в подходе к правовой охране таких товарных знаков.
В ряде государств обозначения, состоящие из фамилий, охраняются как товарные знаки, но при этом не отрицается право другого лица с такой же фамилией использовать ее в своей коммерческой деятельности. В США и Великобритании фамилия может служить в качестве товарного знака только в том случае, если она приобретает вторичное значение, т. е. потребитель воспринимает фамилию как товарный знак, а не как указание на конкретное лицо. Примером может служить товарный знак «Мс Donald's», который воспроизводит распространенную шотландскую фамилию, выраженную в притяжательной форме. А в Японии, Франции и некоторых других странах имя собственное физического лица может получить правовую охрану как товарный знак, если созданному на его основе обозначению будут присущи отличительные черты (к примеру, особое графическое оформление).[120]
Возможность регистрации имен собственных в качестве товарных знаков в Российской Федерации вытекает из п. 3 ст. 7 Закона РФ о товарных знаках. При этом имена собственные подлежат правовой охране в качестве товарных знаков только в том случае, если они являются новыми и обладают различительной способностью в отношении товара, для обозначения которого они предназначены.[121] Примерами подобных обозначений могут служить: фамилия предпринимателя Владимира Довганя, зарегистрированная в качестве товарного знака для продуктов питания, товарный знак «Алла Пугачева», зарегистрированный в отношении широкого перечня товаров, использование в товарном знаке фамилии и инициала «А. Коркунов» и др.
К обозначениям второй группы относятся искусственно образованные слова, специально созданные для использования в качестве товарных знаков и обладающие новизной, а также оригинальностью. Искусственные слова, как правило, регистрируются для обозначения новых веществ, препаратов, материалов. Так, Фондом имени В. В. Караваева были зарегистрированы товарные знаки «Аурон» и «Витаон», обозначающие медицинские бальзамы. Заметим, что обозначения указанной группы обладают большей различительной способностью, чем товарные знаки, образованные из слов естественного языка, и удачно подчеркивают новизну продукта. Многие из товарных знаков, созданных на основе искусственно образованных слов, приобрели статус общеизвестных (например, «Кока-Кола»). Часто искусственные слова создаются исходя из названия предприятия, которое используется для создания нового слова. К примеру, владельцем товарного знака «Кодак» является компания «Истмен Кодак».
Заметим, что в процессе разработки словесного товарного знака могут возникнуть проблемы, связанные с тем, что объем лексики любого языка, в том числе русского, исчерпаем. Поэтому отечественные производители могут в скором времени столкнуться с дефицитом вариантов простых словесных обозначений.[122] Полагаем, что в подобной ситуации, помимо использования неологизмов, возможно привлечение ресурсов иных языков, применение сочетаний слов,[123] а также слов, вышедших из употребления.
Одним из путей расширения предметной области правовой охраны товарных знаков является регистрация не только основного знака, но и его вариаций. Создание и использование так называемых серий товарных знаков преследуют в первую очередь рекламные и коммерческие цели. Серия товарных знаков представляет собой совокупность знаков, имеющих общий элемент или единую структуру, регистрируемых на имя одного заявителя и используемых преимущественно на однородных товарах.[124] Возможность регистрации вариантов товарных знаков была закреплена Положением о товарных знаках 1974 г. (п. 9). В отличие от указанного документа современное законодательство по товарным знакам практически не регламентирует вопросы, связанные с разработкой серий товарных знаков. Однако оно не лишает предпринимателей права на выбор количества товарных знаков.
2. Изобразительные товарные знаки
Изобразительные товарные знаки составляют значительную часть общего фонда товарных знаков, зарегистрированных в РФ. Хотя в последние годы в литературе делается акцент на преимуществах словесных знаков как наиболее эффективного вида товарных знаков,[125] тем не менее проблема создания и использования изобразительных обозначений сохраняет свою актуальность в силу большого масштаба их применения (к началу 90-х годов ХХ в. в России около 70 % товарных знаков являлись изобразительными).[126] К изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости (п. 2.2 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака).
Изобразительные обозначения можно условно подразделить на следующие подвиды:
– знаки с отвлеченным символическим содержанием;
– знаки, имеющие отношение к процессу производства;
– знаки, отражающие характер продукции;
– знаки с буквенным элементом.[127]
Отличительными чертами изобразительного знака являются: использование графических элементов; построение изображения по принципу художественной композиции; цветовое решение рисунка в целом. Согласно Закону РФ о товарных знаках (п. 2 ст. 5) изобразительный товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Кроме того, товарным знаком может быть признана определенная комбинация цветов. Вместе с тем возможность регистрации в качестве товарного знака цвета как такового отечественным законодательством не допускается. Это в первую очередь связано с недостаточной различительной способностью отдельного цвета в отношении определенных товаров. Однако за рубежом существует практика получения некоторыми компаниями правовой охраны того или иного цвета. Главным условием предоставления такой охраны, как правило, является наличие у цвета различительной способности, приобретаемой в результате использования на соответствующих товарах. Так, Верховный суд США признал золотисто-зеленый цвет охраноспособным в отношении деталей сушильного пресса.[128] Тем не менее в законодательстве зарубежных стран указанная проблема до конца не решена.
Главной стороной восприятия изобразительных знаков является визуальная сторона. Поэтому к числу достоинств данных обозначений следует отнести их высокие рекламно-эстетические свойства. Броская символика, четкая структура делают изобразительные знаки одинаково понятными для потребителей самых разных стран. Более того, изобразительные знаки отличаются простотой, т. е. они конструктивно компактнее многобуквенных словесных знаков, что упрощает их применение на готовых товарах. В то же время, выполнение изобразительного знака на невысоком графическом уровне, перегрузка его сложными элементами не позволяют успешно выполнять функцию индивидуализации однородных товаров.
3. Объемные товарные знаки
Наряду с плоскими (словесными и изобразительными обозначениями) существуют и объемные (пространственные) товарные знаки. К объемным обозначениям в соответствии с п. 2.2 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур, т. е. изображения товарного знака по длине, ширине, высоте. Такое обозначение относится либо к самому маркируемому изделию (особой формы мыло, свеча и т. п.) либо к его упаковке (оригинальная форма флакона для духов, коробки для конфет). Примером объемного товарного знака является бутылка «Coca-Cola».
Пространственное художественное решение может охраняться не только в качестве объемного товарного знака, но и промышленного образца. Поэтому важной проблемой, которая будет рассмотрена ниже, является разграничение указанных объектов промышленной собственности.
Если в качестве объемного товарного знака регистрируется форма изделия, то к подобного рода обозначениям предъявляются более жесткие требования с точки зрения их различительной способности по сравнению с другими видами товарных знаков. Это объясняется тем, что потребитель обычно видит в товарном знаке нечто внешнее, отдельное от самого товара и специально предназначенное для различия однородных товаров. Поэтому «форма объекта, заявленного в качестве объемного знака, не должна быть непосредственно обусловлена его функцией».[129] Иначе обозначение не будет обладать различительной способностью. Форма изделия, заявленного в виде объемного знака, должна быть новой, оригинальной и способной выделить товар определенного изготовителя из группы однородных товаров. Заметим, что в ряде стран, где законодательство прямо не предусматривает регистрации объемных товарных знаков (Швейцария, ФРГ), на практике правовая охрана данных обозначений становится возможной, если будут обоснованы их отличительные свойства.[130]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Правовая охрана товарных знаков в России"
Книги похожие на "Правовая охрана товарных знаков в России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анна Рабец - Правовая охрана товарных знаков в России"
Отзывы читателей о книге "Правовая охрана товарных знаков в России", комментарии и мнения людей о произведении.