» » » » Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи


Авторские права

Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи

Здесь можно купить и скачать "Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «ЦГИ»2598f116-7d73-11e5-a499-0025905a088e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи
Рейтинг:
Название:
Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-98712-175-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи"

Описание и краткое содержание "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи" читать бесплатно онлайн.



В том вошли фундаментальные монографии и небольшие работы, значимость которых в научном наследии Э. С. Маркаряна весьма высока. Именно в этих работах были заложены основы отечественной культурологии как самостоятельной интегративной дисциплины, обладающей особым статусом в структуре гуманитарных наук. В работах ученого был выявлен и проанализирован не только теоретический, но и практический потенциал интегральных знаний об обществе и мире культуры, намечены перспективы перехода от технократически ориентированного типа развития человечества к гуманистически направленному типу, нацеленному на его самосохранение.






Выше схематически обрисованные этапы, через которые проходит путь взаимодействия собственно сравнительного и абстрактно-аналитического способов изучения объектов, воспроизводят по сути дела имеющийся в социально-историческом познании последовательный процесс обобщения исторической действительности и использования добытых теоретических знаний для достижения определяющей целевой установки исторической науки – воспроизведение объектов исследования в присущем им специфическом, локально данном своеобразии. Причем этот процесс обобщения исторической действительности, рассмотренный в широкой перспективе прогресса наших знаний об истории человечества, выражает познавательную деятельность, осуществляемую не только в пределах самой исторической науки, но и в других социальных науках, прежде всего в социологии.

В наши дни требование сближения и органического взаимопроникновения социологического и исторического знаний стало особенно настоятельным. Опыт развития этих областей знания свидетельствует, что без подобного их взаимодействия и взаимообогащения они приобретают хотя и противоположные, однако одинаково вредные для научного знания тенденции; с одной стороны, тенденцию к бесплодному, спекулятивно-схоластическому теоретизированию (в социологии), а с другой – к мертвящему науку ползучему эмпиризму (в исторической науке). В связи с этим необходимо иметь в виду, что при изучении прошлых страниц истории человечества одним из важнейших средств сближения исторической и социологической наук является сравнение. Поэтому именно сравнительный метод выступает как бы в виде моста между историей и социологией. Позволяя преодолеть исторический «провинциализм» и эмпиризм, использование сравнительного метода вместе с тем создает необходимые предпосылки для того, чтобы теория не приобретала спекулятивно-схоластических качеств и была эмпирически обоснованной.

Но в то же время нельзя забывать и об опасностях, которые таит в себе использование сравнительного метода. Ошибки компаративистики прошлого показывают, что использование данного метода – дело далеко не легкое и требует большой осмотрительности и осторожности. Но каковы бы ни были сложности и трудности на пути сравнительного изучения истории, они могут и должны быть преодолены современной исторической наукой, тем более что это единственный путь к достижению широких синтетических обобщений.

Заключение

Подводя итоги, мы прежде всего хотели бы подчеркнуть, что ни в коей мере не претендуем на сколько-нибудь полное решение рассмотренных в работе вопросов. Эти сложные и малоразработанные вопросы могут быть всесторонне решены лишь в ходе систематически проводимых дискуссий, в результате коллективных усилий многих исследований. Настоящие очерки расцениваются нами как одна из возможных предварительных попыток в этом направлении. Некоторые проблемы теории культуры разработаны в работе относительно подробно и полно, другие едва намечены в ней, третьи же вовсе не поставлены. Акцент в книге сделан на наиболее общих, исходных проблемах теории культуры. В заключительном разделе мы хотели бы обратить внимание читателя на некоторые, на наш взгляд, наиболее существенные моменты предложенной в книге точки зрения.

Остановимся в связи с этим прежде всего на проблеме общей характеристики культуры как феномена действительности. Как уже известно читателю, суть предложенного нами решения этой проблемы состоит в рассмотрении культуры как специфической функции общественной жизни людей. В данном случае, используя понятие «функция» для характеристики специфического проявления свойств системы, мы подходим к проблеме способа ее деятельности. В зарубежной литературе имеется целый ряд попыток установления основных значений, в которых термины «функция», «функциональный» используются в социальных науках (Роберт Мертон, Эрнст Нагель и др.). Однако среди них мы не встречали вышеотмеченного нами значения. Между тем для социальных наук данное значение не менее важно, чем использование этих терминов для характеристики взаимозависимости между двумя или более переменными (функциональная связь) или же для обозначения роли, которую то или иное явление выполняет в функционировании и развитии системы (значения термина «функция», которые обычно особо выделяются различными авторами).

В отличие от большинства других значений терминов «функция», «функциональный» в данном случае они выражают не отдельные элементы системы (их связи между собой, выполняемую ими роль и т. д.), а характеристику системы в целом, направленную на выделение ее особой и чрезвычайно важной плоскости рассмотрения. Эта плоскость рассмотрения связана с изучением способа деятельности, способа поведения системы и имеет смысл лишь в соотнесении с другой плоскостью рассмотрения системы, а именно выражающей ее строение (морфологию). Дать функциональную характеристику системы – значит выразить специфически присущий ей способ деятельности, т. е. ту совокупность средств и механизмов, благодаря которым она (система) функционирует и развивается. И именно эту плоскость рассмотрения общественной жизни людей, плоскость ее функциональной характеристики призвано выразить, с нашей точки зрения, понятие «культура».

Для правильного определения понятия «культура» необходимо прежде всего выяснить его взаимоотношение с понятием «человеческая деятельность». Часто между этими понятиями не проводится должного различения. С нашей точки зрения, понятие «культура» выражает не самоё человеческую деятельность, а специфический способ ее осуществления. Отождествление этих двух понятий ведет к смешению двух качественно различных плоскостей рассмотрения общественной жизни людей. Поэтому в настоящее время крайне важно разработать исходную концептуальную схему, позволяющую наметить основные плоскости рассмотрения общественной жизни. Эта концептуальная схема должна быть максимально проста и четко сформулирована для того чтобы намечаемые плоскости рассмотрения общественной жизни были бы способны при всей своей органической взаимосвязи и взаимопереходах устойчиво сохранять свою относительную самостоятельность.

Одну из таких плоскостей рассмотрения общественной жизни, создающих соответствующие критерии отбора различных элементов социальной системы, образует понятие «деятельность». Как уже неоднократно отмечалось выше, общественная жизнь есть не что иное, как непрекращающийся процесс деятельности человеческих индивидов, усилия которых так или иначе направляются на решение социально значимых задач (или по крайней мере задач, которые представляются социально значимыми). Понятие «человеческая деятельность» тем самым представляет собой общую категорию, призванную выразить социально направленную активность людей. Эта направленная активность, осуществляемая множеством человеческих индивидов на различных участках приложения их усилий, образует в своей совокупности процесс функционирования и развития социальной системы.

Деятельность – это активность, выраженная в поведении, т. е. координированно осуществляемых системой (как субъектом активности) действиях. Обычно, когда говорится о человеческой деятельности, подразумевается поведение отдельных человеческих индивидов, иначе говоря, индивидуальных субъектов действия. Но понятие «деятельность» (и соответственно, понятие «поведение») приложимо не только к индивидуальным, но и к коллективным субъектам действия, в частности к макросоциальной системе. Если деятельность отдельного индивида выражается в координированных действиях его различных органов, то деятельность социальной системы выражается в координированных действиях входящих в него индивидов. Таким образом, деятельность социальной системы образуется совокупными направленными действиями множества отдельных человеческих индивидов.

Задача описания и анализа структуры человеческой деятельности на различных уровнях абстракции, всестороннего (как качественного, так и количественного) изучения взаимодействия образующих его элементов (сфер деятельности) еще стоит перед обществознанием. И это одно из тех важных, относительно самостоятельных русел, по которым должны производиться социологические исследования настоящего и будущего. Цель таких исследований должна состоять в специальном изучении, с одной стороны, многообразных потребностей, возникающих в процессе социальной жизни, а с другой – тех видов направленной человеческой активности (деятельности), которые рождаются для удовлетворения этих потребностей.

Общий процесс человеческой деятельности представляет собой чрезвычайно сложный комплекс взаимосвязанных, взаимопроникающих координированных усилий людей, направленных на решение различных проблем, встающих в ходе социальной жизни. Поэтому задача классификации различных видов человеческой деятельности, создания ее «систематики», а также установления существующих между ними многообразных связей потребует огромной аналитической работы мысли.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи"

Книги похожие на "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эдуард Маркарян

Эдуард Маркарян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи"

Отзывы читателей о книге "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.