Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи"
Описание и краткое содержание "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи" читать бесплатно онлайн.
В том вошли фундаментальные монографии и небольшие работы, значимость которых в научном наследии Э. С. Маркаряна весьма высока. Именно в этих работах были заложены основы отечественной культурологии как самостоятельной интегративной дисциплины, обладающей особым статусом в структуре гуманитарных наук. В работах ученого был выявлен и проанализирован не только теоретический, но и практический потенциал интегральных знаний об обществе и мире культуры, намечены перспективы перехода от технократически ориентированного типа развития человечества к гуманистически направленному типу, нацеленному на его самосохранение.
В связи с этим вполне понятно, что при отнесении исследуемого классового общества к той или иной формации мы должны исходить из господствующих в этом обществе социально-экономических отношений, которые выражают характерный для него способ производства материальных благ. Такова исходная методологическая посылка, которой должен руководствоваться при изучении истории классовых обществ исследователь-марксист.
Возвращаясь вновь под этим углом зрения к понятию «азиатский способ производства», можно сказать, что основная проблема, которую оно ставит перед марксистской исторической наукой, состоит прежде всего в соответствующей классификации обществ, относящихся Марксом к этому понятию. Являются ли данные общества специфическим проявлением рабовладельческой формации[140], или же они образуют особую формацию? Так можно сформулировать суть рассматриваемой проблемы.
Сторонники первой точки зрения обычно ссылаются на наличие в этих обществах (к ним относится большинство древних классовых образований Азии, Африки и Америки) более или менее развитых рабовладельческих отношений. Но само по себе наличие этих отношений никак не может служить аргументом в пользу отнесения их к рабовладельческой формации. В данном случае важен не сам факт наличия рабовладельческих отношений, а то, какое значение эти отношения имели для производственной деятельности рассматриваемых обществ, «удельный вес» этих отношений в процессе данной деятельности. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли вообще господство рабовладельческих отношений в производственной деятельности обществ при сохранении в них общины в виде исходной экономической единицы. Именно на этот вопрос следует прежде всего ответить при решении проблемы «азиатского способа производства».
Обычно противники введения данного понятия (возражения терминологического характера в данном случае не могут идти в счет) в марксистскую схему общественно-экономических формаций опасаются того, что, мол, это поставило бы под сомнение идею о единстве исторического процесса. Действительно ли это так?
Идея внутрисистемного единства истории человечества вовсе не предполагает прохождения всеми без исключения народами одинаковых стадий развития. Подобно тому как действие закона нисколько не зависит от количества его проявлений, подобно этому тот или иной этап развития не теряет своего необходимого, закономерного характера в силу того, что он в количественном отношении не является всеобщим. До сих пор в общественном развитии характером подобной всеобщности обладала лишь первобытно-общинная формация, поскольку она являлась этапом становления самого человеческого общества. Все остальные формации, в том числе и рабовладельческая, носили гораздо более ограниченный в количественном отношении характер. Их непосредственными выразителями были далеко не все народы и страны.
Выше уже говорилось о том, что понятие общественно-экономической формации, будучи направлено на воспроизведение исторически данных комплексов, выражающих общие типы социальных отношений и культуры, тем самым необходимым образом предполагает учет определенной последовательности развития. Однако в каком смысле следует понимать в данном случае идею последовательности развития? Означает ли данная идея наличие общеобязательной «нормы», согласно которой общественные формации сменяют друг друга? Мы специально останавливаемся на этом вопросе, ибо неправильное его понимание часто ведет к различного рода недоразумениям и вульгарной трактовке учения о формациях.
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего выяснить те функции, которые понятие «формация» выполняет при классификации исторического процесса. Конкретизируя проблему, можно ее сформулировать следующим образом: выражают ли обязательным образом воспроизводимые понятием «формация» типы социальных отношений и культуры последовательную смену различных этапов поступательного исторического развития человечества, или же понятие «формация» может выражать также и качественно различные и в целом исторически «равноценные» проявления какого-либо общего этапа развития? Нам думается, что хотя важнейшей функцией понятия общественной формации и является воспроизведение последовательно следующих этапов поступательного развития человечества, было бы, однако, ошибочно не видеть и другую функцию, которую оно выполняет в общем процессе исторического познания. Эта функция состоит в выражении понятием «формация» и различных «эквивалентных», и «параллельно» идущих планов исторического развития[141].
Непосредственным поводом для постановки данной проблемы служит бесспорный факт качественно различных путей, по которым шел общий процесс образования раннеклассовых обществ. Этот факт уже неоднократно отмечался в нашей литературе. Представляет, в частности, интерес статья Л. С. Васильева и И. А. Стучевского, в которой авторы руководствуясь данным К. Марксом анализом трех видов первобытных общин (античной, германской и азиатской), пытаются обосновать равноправие трех различных путей перехода из «первичной» (доклассовой) во «вторичную» (классовую) формацию[142].
Основная задача, которую ставят перед собой Л. С. Васильев и И. А. Стучевский, состоит в том, чтобы показать неправомерность рассмотрения характерных для античного мира процессов образования классовых обществ в качестве эталона и для других районов земного шара. Характеризуя, в частности, специфику образования классового общества у древних германцев, они пишут: «Такова вторая модель. Из контекста “Форм, предшествующих капиталистическому производству” явствует, что эта модель по идее самого Маркса – была вполне равноправной с первой (т. е. с античной. – Э.М.) и отражала вполне самостоятельный и параллельный с первым путь развития от первичной (доклассовой) формации до вторичной (классовой)…
Таким образом, и Маркс и Энгельс были согласны в том, что крепостничество как форма эксплуатации могло существовать и существовало и в древнем мире, что рабство и крепостничество суть две параллельные формы, две равноправные модели развития разлагавшихся первичных обществ. Эта мысль, к сожалению, долгое время находилась в забвении и очень часто заменялась другой, сводящейся к тому, будто возникновение феодализма у древних германцев (или славян) было результатом аккумуляции ими производственно-технических достижений рабовладельческой античности»[143].
Авторы статьи не отрицают большого значения влияния Древнего Рима (или Византии) на окружающие их племена. Более того, они допускают, что влияние Рима, будучи немаловажным в определении темпов развития феодальной Европы, сыграло в конечном итоге решающую роль в том, что именно Европа указала миру путь к капитализму и социализму. Однако, по их мнению, это бесспорно огромное влияние римской античной культуры ни в коей мере не объясняет еще того, почему у германцев или же у славян складывались именно феодальные, а не рабовладельческие отношения. Главным и определяющим, согласно точке зрения Л. С. Васильева и И. А. Стучевского, было своеобразие вступивших на путь классообразования общин германцев или славян, своеобразие условий их развития[144].
«Иногда, – пишут они далее, – вторую, феодальную модель считают неравноправной первой, рабовладельческой, на том основании, будто производительные силы рабовладельческого общества были заведомо более отсталыми, чем общества феодального. Вопрос о производительных силах решается далеко не так просто, как это иногда представляется. Исследователи подчас исходят из того, что век бронзы способен породить лишь рабовладельческое общество, тогда как феодализм не может возникнуть ранее, чем в век железа. Хотя эти абстрактные рассуждения ничем не подкрепляются, многим они кажутся само собой разумеющимися (Семенов Ю. И. Проблема социально-экономического строя Древнего Востока // Народы Азии и Африки. 1965. № 4). Между тем этот априорный вывод весьма далек от истины.
Что нам доподлинно известно о производительных силах, необходимых для возникновения классового общества? Из марксистской политэкономии со всей определенностью явствует, что для этого необходимо появление таких орудий труда, при использовании которых в данных конкретных условиях можно было бы произвести прибавочный продукт, который в конечном счете и является катализатором развития классового общества, вторичной формации. Но ведь уже сама постановка вопроса предопределяет ответ на него. Суть этого ответа сводится к тому, что в разных конкретных условиях эти орудия могут, даже должны быть различными»[145].
В подтверждение этой своей мысли авторы статьи останавливаются на различных исторических примерах, доказывающих, что один и тот же экономический эффект может достигаться при использовании разного типа орудий. В частности, они напоминают о том, что в условиях мягких аллювиальных почв речных долин в сочетании с теплым климатом в ряде районов Азии еще в глубокой древности применение каменных и деревянных орудий (не говоря уже о меди и бронзе) давало такой экономический эффект, который послужил реальной основой для возникновения на Востоке классовых социально-исторических образований. Что касается природных условий Средиземноморья (особенно западного), то они требовали для производства прибавочного труда уже железных орудий; некоторые же народы, жившие в более суровых условиях (например, германцы), даже имея в своем распоряжении довольно совершенные железные орудия труда, долгое время не могли вступить на путь развития классов и государства[146].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи"
Книги похожие на "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи"
Отзывы читателей о книге "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи", комментарии и мнения людей о произведении.