Андрей Низовский - Величайшие музеи мира

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Величайшие музеи мира"
Описание и краткое содержание "Величайшие музеи мира" читать бесплатно онлайн.
В книге представлены около трехсот музеев из различных стран мира. Речь идет не только об известнейших музеях и галереях, но и редких, уникальных, – таких как Лондонский музей детства, где представлены игрушки всех времен и народов; Музей рок-н-ролла в Кливленде, который стал меккой для поклонников современной музыки; музей «Дом Корана» – единственный в мире, посвященный исключительно священной книге мусульман и произведениям искусства, вдохновленным Кораном. Живым, доступным языком рассказывается об истории музеев, а также о том, какое место занимают они в мировой культуре.
Совместно с Брэдфордским университетом музей реализует ряд учебных программ, включая искусство компьютерной мультипликации. Три раза в год музей становится площадкой международных кинофорумов: Брэдфордского кинофестиваля (в марте), фестиваля «Bite the Mango», представляющего кино разных стран (в сентябре) и Брэдфордского фестиваля анимационного кино (в ноябре). В 2002 г. была открыта выставка, посвященная 40-летию выхода на экраны первого фильма о Джеймсе Бонда. Ее посетители могли познакомиться со многими неизвестными подробностями того, как создавались знаменитые фильмы «бондианы», а также своими глазами увидеть знаменитые изобретения, которыми орудовал агент 007, – мини-подлодку, замаскированную под крокодила, кредитную карточку-ключ, телекамеру, спрятанная в носу плюшевой собаки.
Экспозиция музея постоянно меняется, потому что меняется мир вокруг нас. Появляются и развиваются новые технологии, стираются различия между различными средствами коммуникации. Последние годы ознаменовались взрывом цифровых технологий, в частности цифровой фотографии, и музей не может не откликаться на эти новые веяния. В ближайшее время готовится открытие экспозиции по истории Интернета, а также реконструируется галерея анимационного кино, чтобы в ней можно было представить достижения цифровой мультипликации.
Национальный морской музей в Гринвиче
В XVIII – начале XX в. Великобританию именовали «владычицей морей». Британские корабли бороздили океаны, британский флаг можно было увидеть в любом уголке мира. С именами английских моряков связаны многие важные открытия и громкие военные победы. О богатейшей морской истории Великобритании рассказывает экспозиция Национального музея в Гринвиче – крупнейшего морского музея в мире, в коллекциях которого собрано около 2,5 млн экспонатов. Здесь нашло свое отражение все: судостроение и навигация, астрономия и гидрография, далекие исследовательские плавания и морская торговля, сражения на морях и географические открытия. Знаменитая Королевская обсерватория в Гринвиче, через которую проходит нулевой меридиан, является частью Национального морского музея. Кстати, «рождение» нулевого меридиана тоже связано с морской историей Великобритании: в конце XVII в. английские моряки приняли меридиан, проходивший через Гринвичскую обсерваторию, за точку отсчета. До этого, и еще много лет после, моряками разных стран в качестве нулевого меридиана выбиралась долгота порта отбытия или столицы соответствующего государства. Лишь в конце XIX в. международное сообщество пришло к согласию считать нулевым Гринвичский меридиан.
Национальный морской музей был создан в 1934 г. Король Георг VI официально открыл его 27 апреля 1937 г. Музей располагается в Гринвичском парке, на юго-востоке Лондона, и занимает сразу три исторических здания: бывший загородный дворец королевы Марии, построенный в 1635 г. по проекту известного архитектора Иниго Джонса (является частью Гринвичского дворцово-паркового ансамбля, который в 1997 г. был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО), здание бывшего Гринвичского госпиталя (позже – и Королевского военно-морского колледжа) и здание, в котором до 1948 г. размещалась Королевская Гринвичская обсерватория.
История этого одного из самых прекрасных архитектурных ансамблей на Британских островах начинается в XVII в. Военно-морской госпиталь в Гринвиче был учрежден в 1694 г. под патронажем королевской семьи с целью помощи морякам, которые по возрасту, из-за ран, увечий или по другим причинам оказались неспособны продолжать военную службу. Для постройки госпиталя был отведен участок к югу-востоку от Лондона, на берегу Темзы, на территории загородного королевского дворца. Знаменитому сэру Кристоферу Рену, приглашенному в качестве архитектора, предстояло преобразовать частное владение в ансамбль публичных зданий. Проектируя Гринвичский госпиталь, Рен обратился к образу Версаля – в те годы эта пышная резиденция французского короля служила законодательницей мод в Европе.
Национальный морской музей в Гринвиче
Над убранством созданного Реном «Зала с росписями» работал выдающийся английский живописец Джеймс Торнхилл (1675–1734). Построенный в качестве столовой для пансионеров госпиталя, он считается одним из самых больших сооружений подобного рода в Европе, и уж конечно – самым красивым. Рен разработал его проект в 1698 г., пять лет спустя зал увенчали кровля и купол. Джеймсу Торнхиллу потребовалось девятнадцать лет, чтобы украсить зал росписями, вошедшими в золотой фонд английского искусства.
Росписи зала в аллегорической форме прославляют морскую мощь Британии. Центральный сюжет – «Мир и Свобода, торжествующие над Тиранией». В образе Мира и Свободы представлены английский король Вильгельм III Оранский (правил в 1688–1702 гг.) и его супруга королева Мэри, а в образе Тирании – французский король Людовик XIV, в отчаянии сжимающий сломанный меч.
Живопись Верхнего зала посвящена теме «Триумф Британии на морях». И снова в центре – британская королевская чета, на этот раз королева Анна (1702–1714) и ее супруг, принц Георг Датский. Их приветствуют аллегорические фигуры, символизирующие четыре части света – Европу, Африку, Азию и Америку. «Америка» одета в традиционный индейский наряд, «Азию» сопровождает верблюд, «Африку» – лев, а «Европу» – белый конь.
Пока Торнхилл работал над убранством зала, в Гринвич прибывало все больше пансионеров, и скоро даже эта громадная комната оказалась слишком маленькой, чтобы разместить всех. Тогда в качестве столовых пришлось использовать помещения в подвальном этаже здания. А в январе 1806 г. в «Зале с росписями» состоялось прощание с телом адмирала Нельсона, смертельно раненного в морской битве при Трафальгаре, но одержавшего в этом бою последнюю свою победу.
В 1869 г. Гринвичский госпиталь перестал использоваться в качестве дома призрения для моряков. Позже в нем разместился Королевский военно-морской колледж. Однако первая попытка превратить госпиталь в музей была предпринята еще в 1823 г., когда в «Зале с росписями» разместилась Национальная галерея военно-морского искусства – около 300 портретов, картин и предметов декоративно-прикладного искусства. В 1873 г., когда здания госпиталя уже занимал Королевский военно-морской колледж, при нем был открыт военно-морской музей.
Современный Национальный морской музей в Гринвиче – это разнообразное и обширное собрание британского военно-морского наследия, от изъеденных морской водой старинных якорей до униформы моряков разных времен. Коллекции музея включают в себя карты, модели судов, научные и навигационные инструменты, хронометры, монеты, медали и оружие. Отдельные разделы экспозиции посвящены таким выдающимся личностям, как лорд Нельсон и капитан Джеймс Кук.
Собрание моделей судов в Гринвичском музее – самое большое в мире. Оно насчитывает около 3200 единиц, причем многие из этих моделей созданы еще в XVII–XVIII вв. и сами по себе представляют определенный исторический интерес. К этому следует добавить подлинные экземпляры различных плавательных средств – лодки, пироги, каноэ и т. п., изготовленные разными народами в разные времена, включая доисторические. Вся история кораблестроения проходит перед глазами посетителей музея.
В отделе навигационных и астрономических инструментов можно увидеть множество старинных астролябий, секстантов, квадрантов, армиллярных сфер, солнечных часов и телескопов, а также более 200 моделей земного шара (глобусов). Большинство этих предметов имеет возраст в 200–300 лет, а самые древние – порядка 800 лет. Музей также имеет в своем собрании более 1 тыс. морских хронометров и корабельных часов.
Более 100 тыс. морских карт, от средневековья до наших дней, не только рассказывают о развитии картографии, но и проливают свет на историю исследований и географических открытий, совершенствования методов навигации. Многие из представленных здесь карт связаны с важными событиями военно-морской истории: они принадлежали известным военно-морским и политическим деятелям и до сих пор хранят пометки, сделанные ими. Самые ранние карты-портуланы выполнены на пергаменте и охватывают преимущественно Средиземноморский бассейн. Более поздние итальянские, испанские и португальские карты содержат новую информацию, полученную в результате исследовательских плаваний конца XV – начала XVI в. В XVII в. пергаментные портуланы были окончательно вытеснены картами, отпечатанными на бумаге. В тот период лидерство в гидрографических исследованиях лидировали голландцы, издавшие множество прекрасных морских атласов. В 1720 г. свою собственную военно-морскую гидрографическую службу создала Франция, в 1795 г. – Англия. Значительный вклад в гидрографию внес капитан Джеймс Кук в результате его тихоокеанских рейсов 1768–1780 гг.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Величайшие музеи мира"
Книги похожие на "Величайшие музеи мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Низовский - Величайшие музеи мира"
Отзывы читателей о книге "Величайшие музеи мира", комментарии и мнения людей о произведении.