» » » » Георг Еллинек - Общее учение о государстве


Авторские права

Георг Еллинек - Общее учение о государстве

Здесь можно купить и скачать "Георг Еллинек - Общее учение о государстве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георг Еллинек - Общее учение о государстве
Рейтинг:
Название:
Общее учение о государстве
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-94201-310-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общее учение о государстве"

Описание и краткое содержание "Общее учение о государстве" читать бесплатно онлайн.



Выдающемуся ученому, основоположнику немецкой социологии права Г. Еллинеку (1851–1911) принадлежат работы по философии права, истории политических учений, истории права, международному праву. Но основные достижения сделаны им в области государственного права. Свидетельством тому является предлагаемый вниманию читателей фундаментальный труд исследователя «Общее учение о государстве».

Работа вышла в свет в 1900 г. в Германии, но уже в 1903 г. появилось первое русское издание, которое оказало значительное влияние на русских ученых и не утратило своей ценности по сей день.

Для всех интересующихся теорией и историей государства и права.






Научная осторожность должна, однако, протестовать против таких односторонних положений, поскольку ими хотят объяснить все политические проблемы. Против этого говорит уже невозможность строгого разграничения государства и общества, далее – то соображение, что в бесконечном ряду исторических явлений все является одновременно и причиной и следствием, и поэтому, как уже упомянуто и ниже будет доказано подробнее, жизнь общества не менее подвергается влиянию государства, как и наоборот. Столь же одно-сторонни и превратны те конструкции, по которым государство стоит над обществом и которые пытаются обосновать монархии как учреждения, стоящие выше социальных партий[96]. Индивид вне общества так же невозможен, как и вне государства, и все стремления стоять выше партий не могут помешать монарху быть к определенным социальным группам ближе, чем к другим. Существуют династические интересы, которые имеют партикулярно-социальный, а не общегосударственный характер. Стоящее над обществом государство относится к идеальному, а не к среднему типу государства.

Этому, однако, отнюдь не противоречит то важное положение, которое мы ниже постараемся обосновать подробнее, что государство есть представитель общих интересов своего народа. Не следует, как это часто делают, отождествлять народ и общество. Народ государства совпадает с территорией властвования государства, общество – не совпадает. Значительная часть общественных интересов простирается далеко за пределы каждого отдельного государства, и таким образом, и весь народ превращается в большую общественную группу, его интересы – в интересы партикулярные. Один и тот же общественный интерес различно оценивается поэтому в разных государствах. Стоит вспомнить о положении господствующих церквей и конфессионального меньшинства в различных государствах, чтобы признать, что общий интерес всегда проявляется индивидуализированным по отдельным государствам. Установить общий интерес всего общества и дать ему выражение в государственных учреждениях государство может, по крайней мере в настоящее время, лишь в узких границах.

Для плодотворного научного выяснения взаимодействия государства и общества необходимо монографическое изучение огромной области социальных наук. Только путем специализации, изолированно рассматривающей всякую важную социальную функцию в ее отношении к государству, возможно достигнуть плодотворных результатов. Но эти исследования относятся, как мы должны вновь повторить, не к самому учению о государстве, а к другим специальным общественно-научным дисциплинам. Ниже мы указываем в общих чертах, в каких направлениях должны идти важнейшие из исследований такого рода.

В. Специальные социально-научные дисциплины и их значение для учения о государстве

1. Общество, как в форме всеобъемлющего человеческого общения, так и расчлененное на систему групп, образует основу этической деятельности народа. Это фактическое осуществление социальной этики в жизни, которое следует отличать от абстрактных, направленных на достижение морального идеала, этических норм, весьма существенно влияет на характер всех общественных отношений, в том числе и государства[97]. Господствующие моральные воз-зрения и осуществление их в определенную эпоху и у определенного народа, как и в среде определенных социальных групп этого народа, оказывают поэтому глубокое влияние как на человеческие учреждения, так и на фактическую жизнь государства. Это положение проникло в научное сознание раньше всех других положений об отношении общества к государству. Древние греки, в соответствии с их взглядом на государство, усматривали в социальных добродетелях граждан самую прочную гарантию процветания государства, да и вообще этика так тесно связана у них с государством, что Аристотель всецело подчинил ее более широкому понятию политики. И в позднейшей науке о государстве еще жива идея о связи ее с этикой, в частности, ряд подробных исследований посвящен вопросу об отношении этики к политике в современном ее значении. Плодотворные результаты для теоретического познания государства могут быть достигнуты, однако, лишь путем тщательных детальных исследований, которыми выясняется связь конкретных социально-этических состояний с жизнью определенных государств. Наиболее значительные заслуги в этом отношении принадлежат до сих пор историкам, в частности, историкам культуры. Ограничимся указанием на характер и судьбы итальянских государств эпохи Возрождения, которые остались бы совершенно непонятными без тщательного изучения морального состояния Италии того времени.

Но, непрерывно изменяясь вследствие постоянной эволюции социально-этических воззрений, государство, с другой стороны, оказывает влияние на моральное состояние общества своими учреждениями и политической жизнью. На государство нередко падает значительная доля ответственности за социальные неустройства и несправедливости; но путем защиты и поощрения оно может также содействовать поднятию социальной этики. Эти положения настолько очевидны, что едва ли нуждаются в подробных абстрактных доказательствах. Детальные исследования должны, однако, выяснить на определенных отношениях характер и силу влияния государства на социальную нравственность.

2. Другие, исходящие от общества, духовные факторы также находятся в соприкосновении и взаимодействии с факторами государственными. Сюда относятся, прежде всего, социальные нравы, влияние которых на публичные учреждения нередко бывало весьма значительным при их зарождении и первоначальном развитии[98], но продолжает проявляться и теперь. Возникшие из господствовавших в обороте нравов церемониальные обычаи еще и теперь не потеряли значения для государства и могут, в частности, проявить значительную правопроизводящую силу в международных отношениях как составная часть comitas gentium и военных обычаев. Весьма энергично влияют также на некоторые стороны государственной жизни наука, техника, литература и искусство, даже тогда, когда они на первый взгляд не преследуют никаких политических целей. Они образуют часть атмосферы, в которой живут органы государства, и успехи их отражаются поэтому и на изменении воззрений этих последних. Стоит вспомнить только о влиянии просветительных теорий XVIII в. на государственные реформы того времени или о размере влияния, оказываемого политическими писателями и экономистами нашего времени на образование господствующих партий. Типичным примером влияния, в свою очередь оказываемого государством на эти духовные силы, может служить политическая деятельность величайшего из современных немецких государственных деятелей, давшая новое направление духовной жизни германского народа.

Но всякое познание в этой области конкретно-индивидуально, каких-либо общих правил здесь нельзя установить.

3. Совокупность этических, религиозных, литературных, экономических воззрений создает общественное мнение того или другого более или менее значительного круга[99]. Его можно определить вообще как господствующее в обществе воззрение на социальные и политические вопросы. Общественное мнение может быть единым, но во многих случаях оно является результатом борьбы воззрений различных общественных групп, причем оно либо основано на компромиссе, либо представляет воззрение сильнейшей группы или групп. Оно проявляется в разных формах: в повседневных собраниях приятельских кружков, постановлениях обществ, в общественных собраниях, петициях, и прежде всего в прессе, в частности, в повременной печати. В соответствии с его общественным характером оно чуждо организации, которая прочно объединяла бы его. Влияние его на государство проявлялось во все времена и особенно возрастает с прогрессирующей демократизацией общества и расширением участия масс в политической жизни. Оно имеет значение не только для политики, но и для государственного права, так как во многих случаях оно служит единственной санкцией публично-правовых норм. Оно выходит за пределы отдельного государства, так как теперь существует международное общественное мнение, не менее важное для международной политики и международного права, чем для внутреннего государственного строя. Детально исследовать происхождение, развитие, значение общественного мнения – одна из интереснейших, но в то же время труднейших проблем социальной науки, так как речь идет о явлениях массовой психологии, объект которых трудно поддается наблюдению при помощи наших научных методов.

4. Особое исследование должно быть далее посвящено отношению семьи к государству. Такое исследование образует значительную ветвь специальной социологической литературы, результаты которой, впрочем, нередко представляются сомнительными, по крайней мере, поскольку они пытаются установить общие законы развития примитивных человеческих общественных отношений[100]. Следует поэтому строго отличать то, что является результатом спокойного исторического исследования, от выводов, основанных на гипотезах и спекуляции в области этнологических и до-исторических изысканий; упуская из виду бесконечное разнообразие человеческих отношений, эти исследования нередко конструируют один общий первоначальный тип семьи или предшествующего семье состояния[101]. Во всяком случае те результаты, которые можно признать уже прочно установившимися, весьма ценны для понимания происхождения, изменения и преобразования примитивных социальных учреждений, эволюция которых имела огромное значение для государства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общее учение о государстве"

Книги похожие на "Общее учение о государстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Еллинек

Георг Еллинек - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Еллинек - Общее учение о государстве"

Отзывы читателей о книге "Общее учение о государстве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.