Георг Еллинек - Общее учение о государстве

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Общее учение о государстве"
Описание и краткое содержание "Общее учение о государстве" читать бесплатно онлайн.
Выдающемуся ученому, основоположнику немецкой социологии права Г. Еллинеку (1851–1911) принадлежат работы по философии права, истории политических учений, истории права, международному праву. Но основные достижения сделаны им в области государственного права. Свидетельством тому является предлагаемый вниманию читателей фундаментальный труд исследователя «Общее учение о государстве».
Работа вышла в свет в 1900 г. в Германии, но уже в 1903 г. появилось первое русское издание, которое оказало значительное влияние на русских ученых и не утратило своей ценности по сей день.
Для всех интересующихся теорией и историей государства и права.
7. Детальное выяснение развития социальных образований, создаваемых религиозной жизнью, а равно и влияния их на характер политических отношений составляет задачу особой социально-научной специальной дисциплины. Материал, подлежащий здесь изучению, представляется огромным. Все общественные учреждения находятся первоначально в теснейшей связи с религиозными, и история современного государства есть в то же время процесс постоянного обособления государства от церкви, которые, однако, несмотря на то, находятся в состоянии постоянного взаимодействия. Одну из главных задач историко-политического исследования составляет в настоящее время выяснение вопроса о том, какое влияние оказали на объем и содержание деятельности государства античное язычество и средневековое христианство, реформация и созданные ею отдельные вероисповедания. С другой стороны, предметом научного исследования является также и влияние государства на религиозные отношения. В настоящее время внешнее принуждение в области религиозных верований лишь редко признается задачей государства, но в течение многих столетий государство весьма энергично осуществляло такое принуждение и оказало могущественное влияние на развитие религий и их внутреннюю жизнь. Сравнение отдельных современных государств, в которых господствуют разные церковно-политические принципы, доказывает, что и теперь государство имеет значительное влияние на религиозную жизнь, предоставляя определенные привилегии или, наоборот, подвергая ограничениям отдельные церкви или установляя законодательным путем полную свободу в сфере религии.
8. Дальнейшей областью учения об обществе являются политические партии[108]. Они могут быть рассматриваемы с разных точек зрения и представляют обильный материал для научного исследования[109]. Всестороннее познание существа их возможно, однако, лишь при том условии, если рассматривать их и как общественные образования. Как таковые они характеризуются уже по своим внешним признакам. Они по общему правилу не организованы и в этом отношении аналогичны общественным классам, а где такая организация существует, она не имеет, однако, государственного характера. В публичном правопорядке, понятно, партии как таковой нет места. Внутреннее существо больших партий или, точнее, партийных групп, в общем остающихся неизменными, несмотря на то, что меняются преследуемые ими в данный момент цели и их названия, вообще может быть понято лишь в связи со всей жизнью общества. Политические партии по существу своему представляются группами, которые объединены общими, направленными на определенные государственные цели, убеждениями и стремятся к проведению этих убеждений в жизнь. Рассматривая эти группы в их отношении к социальному преобладанию и государственному господству, мы находим троякого рода группы – господствовавшие прежде, господствующие в данный момент и еще не достигшие господства. Каждая политическая партия, естественно, стремится достигнуть господства или сохранить свое господствующее положение. Группы, прежде господствовавшие, но лишенные, вследствие изменившегося соотношения социальных сил, социального преобладания и государственного господства, образуют основу реакционных партий; группы, в которых господство государственное и социальное совпадают, суть консервативные партии; группы, наконец, еще не господствующие, представляют прогрессивные или радикальные партии, в зависимости от большей или меньшей близости их к господству. Отсюда вытекает и тот факт, что там, где обладающие государственным господством партии являются в то же время и социально преобладающими, они содействуют устойчивости существующего государственного порядка, между тем как партии, стремящиеся к достижению государственного господства, могут достигнуть и удержать его лишь путем изменения существующего порядка. Поэтому крайние, далекие от социального преобладания, партии всякого рода относятся враждебно к существующему порядку и склонны к освобождению связанных индивидуальных сил.
Рядом с этими большими, можно бы сказать, необходимыми партиями существуют также случайные, с преходящими тенденциями, и ненастоящие (unechte), т. е. такие партии, которые коренятся не в общих условиях народной жизни, т. е., в частности, не в классовых, сословных и профессиональных различиях, а в особых условиях единичного государства. Случайные партии суть те, которые в действительности преследуют не общие цели в области государственного порядка, а индивидуальные интересы, – так, например, если два претендента на престол находят приверженцев во всех классах общества, сама же монархическая форма правления и другие существующие учреждения не входят в область спорного вопроса. Ко второй группе относятся национальные и религиозные партии. Это – партии ненастоящие, так как всякая настоящая партия должна иметь определенную широкую программу государственной поли тики, что невозможно с точки зрения определенной национальности или религии. Фрагментарными могут быть названы те партии, которые стремятся к разрешению отдельного вопроса, не будучи при этом объединены общими воззрениями на всю государственную политику. Они обычно существуют в государствах со значительно раздробленными партиями, в частности, там, где народом руководит односторонняя политика интересов. Таковы, например, фритредеры и аграрии. В общем, однако, и эти фрагментарные партии, хотя они нередко содержат несходные элементы, всегда можно подвести под ту или иную из указанных выше больших групп. Эти группы, какие бы изменения они ни переживали, представляют постоянный элемент партийной жизни, между тем как продолжительность существования всех случайных и фрагментарных партий представляется ограниченной.
Политическая партийная жизнь является, таким образом, с точки зрения учения об обществе, борьбой общества за государственное господство. Этим исключительно объясняется и тот замечательный факт, что необходимые партии в разных государствах принимают те же названия (консервативная, либеральная, демократическая, радикальная и т. д.; название партии реакционной, впрочем, повсюду избегается), несмотря на то, что цели одноименных партий в отдельных государствах так же различны, как различны сами государства по их историческому, национальному, церковному, экономическому положению.
9. Важное значение для образования государства, его строя и судеб имеют национальные различия, ведущие к образованию общественных групп – частью в пределах государства, если территория занята несколькими нациями или частями наций, частью и за пределами отдельного государства, если одна нация населяет несколько государств. Вопрос о природе и происхождении наций, в свою очередь, составляет предмет специального исследования[110]. Всестороннее выяснение значения нации для государства составляет одну из существенных задач учения об обществе, результаты которого в этой области должны, в частности, послужить основой важных политических положений. Различие между государствами национальными и разноплеменными приобрело в настоящее время в политическом отношении огромную важность.
Исходить в этом исследовании следует из того положения, которое теперь уже можно признать прочно установленным, что нации суть не естественные, а историко-социальные образования. Выяснение существа нации, как и всякое фиксирование явлений, непрерывно меняющихся в своем историческом течении, составляет одну из труднейших задач науки. Нельзя установить прочного, подходящего для всех наций признака. Таким признаком не может служить, прежде всего, естественная общность племени, так как все современные нации образованы из различных, этнологически нередко далеко отличных друг от друга, племен. Так, современные итальянцы происходят от этрусков, римлян, греков, германцев, сарацинов; французы – от римлян, галлов, бриттов, германцев; русские представляют смешение многочисленных славянских и неславянских племен. Лучшим доказательством того, что объединенная общностью расы масса не тождественна с нацией, могут служить американцы, в жилах которых течет кровь почти всех рас. Если даже нация по исключению сохранила чистую кровь, то и в этом случае связующим звеном ее служит не эта общность крови, а общность исторических судеб и определенных культурных элементов. Даже там, где общность племени имеет, по-видимому, непосредственное национально-объединяющее влияние, не это самое естественное единство, а сознание его, определенные чувства и представления, связанные с этим сознанием, являются национально объединяющим элементом. Не может служить прочным отличительным признаком наций и язык. Существуют разные нации, говорящие на одном и том же языке (англичане – говорящие по-английски ирландцы – американцы, испанцы – говорящие по-испански американские нации, португальцы – бразильцы, датчане – норвежцы и т. д.), как, с другой стороны, существуют небольшие объединенные общностью языка группы или части различных по языку племен, которые считают себя не только политически, но и национально объединенными с народами, говорящими на других языках, как, например, баски – испанцы, бретонцы – французы, валийцы – англичане, и др. И в пределах нации с одним общим литературным языком могут существовать настолько значительные различия в народном языке, что их нельзя рассматривать просто как различные говоры; таково, напри-мер, различие между верхне- и нижненемецким, французским и провансальским. Религия не есть уже теперь религия национальная; к одной и той же нации могут принадлежать последователи разных религий; но и религия, подобно языку, может служить одним из конститутивных элементов нации. Так, хорваты и сербы говорят на одном и том же языке, но первые принадлежат к римско-католической, а последние – к греческой церкви и поэтому считают себя разными нациями. Государство также не является необходимым элементом нации, так как не все нации представляются и государственно-объединенными, а несколько наций или частей их могут жить в од-ном государстве. С другой стороны, общность государственной власти в сильнейшей мере содействовала образованию наций.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Общее учение о государстве"
Книги похожие на "Общее учение о государстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Еллинек - Общее учение о государстве"
Отзывы читателей о книге "Общее учение о государстве", комментарии и мнения людей о произведении.