» » » » Вячеслав Шестаков - Джон Мейнард Кейнс и судьба европейского интеллектуализма


Авторские права

Вячеслав Шестаков - Джон Мейнард Кейнс и судьба европейского интеллектуализма

Здесь можно купить и скачать "Вячеслав Шестаков - Джон Мейнард Кейнс и судьба европейского интеллектуализма" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Алетейя»316cf838-677c-11e5-a1d6-0025905a069a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Шестаков - Джон Мейнард Кейнс и судьба европейского интеллектуализма
Рейтинг:
Название:
Джон Мейнард Кейнс и судьба европейского интеллектуализма
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-9905980-3-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Джон Мейнард Кейнс и судьба европейского интеллектуализма"

Описание и краткое содержание "Джон Мейнард Кейнс и судьба европейского интеллектуализма" читать бесплатно онлайн.



Эта книга описывает жизнь и научное творчество известного английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. По своему влиянию на экономическую теорию он не без основания сравнивается с Карлом Марксом. Об экономической теории Кейнса написано множество работ на всех языках мира. Более того, «кейнсианская экономика» была использована в экономической политике во многих странах мира, в частности в США и Великобритании. Эта книга представляет собой избранные работы Д. М. Кейнса о Версальском договоре, денежной реформе, статьи о России.






Другим важным источником о жизни Мейнарда Кейнса, помимо монографии Скидельского, был для меня его племянник, профессор Ричард Кейнс, сын Джеффри Кейнса, родного брата Джона Мейнарда Кейнса. Ричарда Кейнса-Дарвина я встретил в Черчилль-колледже, поскольку он был членом этого колледжа, был профессором биологии, и, вместе с тем, автором книг о своем великом пра-пра-дедушке Чарльзе Дарвине, и о своем дяде Мейнарде Кейнсе. Узнав, что я пишу книгу о Кембридже, специально Ричард Кейнс написал для моей книги «Интеллектуальная история Кембриджа», предисловие, связанное с его воспоминаниями о русских в Кембридже. Это живой и оригинальный документ, свидетельствующий о вкладе русских ученых в интеллектуальный потенциал Кембриджа. Воспоминания приводятся в главе «Кейнс и Россия: надежды и разочарования».

В 2012 году я получил доступ в архив Кейнса в Кингз-колледже. Этот архив хранит рукописное наследство Кейнса, его статьи, речи, выступления по радио, в университете, его личную переписку и т. д. Он состоит из 143 ящиков и 69 томов. В тот момент меня интересовали материалы, связанные с посещением Кейнса России в 1925 году, о которых в российских публикациях о Кейнсе я не встречал никаких ссылок. Льщу себя надеждой, что я был первым русским, который познакомился с этими материалами.

Благодаря материалам, которые я обнаружил в архивах Кембриджа, – архива Кейнса и архива Виттгенштейна – я опубликовал серию статей: «Философия в Кембридже», «Поездка Людвига Виттгенштейна в Россию», «Джон Мейнард Кейнс и Россия: отношения притяжения и отталкивания», «Лидия Лопухова – посол русской культуры в Великобритании». Основной идеей этих статей был диалог и взаимовлияния английской и Российской культуры, этой идее были посвящены мои книги последних лет.

Но в это время появился еще один стимул для написания книги на эту тему. В последние два десятилетия из России стал безжалостно изгоняться интеллектуализм. Его объявляли неэффективным, ненужным, неспособным к практической деятельности, враждебным к идеологическим установкам и принципам власть имущих. Университетский профессор, который когда-то был в России центральной фигурой, опускается морально и материально на уровень уборщиц и продавцов магазинов. Роль и значение Российских университетов стремительно падает. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова из десятки лучших университетов мира переместился в конец второй сотни. В России объявляются «неэффективными» десятки научных институтов, которые десятилетиями способствовали развитию культуры и науки в России. Они объявляются ненужными, обузой для государственной казны. Остракизм по отношению к научной теории привел к радикальным кадровым сокращениям и «слияниям».

В этой ситуации остается только вспомнить о тех интеллектуальных центрах, которые существовали в Европе в прошлом века и стимулировали развитие науки, культуры и гуманизма.

Следует предупредить читателя, что эта книга посвящена не экономике Кейнса, во всяком случае, не только экономике. В настоящей книге рассматривается не только экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса, но и его философские идеи, его отношение к культуре, искусству, к прошлому и будущему европейской цивилизации, и, наконец, к России. Нельзя забывать, что, будучи экономистом, Кейнс был человеком широких интересов и знаний – философом, писателем, меценатом, коллекционером, руководителем одного из самых блестящих колледжей в Кембридже – Кингз-колледжа.

В России интеллектуальная сторона деятельности Кейнса не менее важна, чем его критические, и как многие считают, революционные идеи в области экономики. Как сказал один бывший руководитель СССР, «экономика должна быть экономной». Позволю себе плеоназм подобного же рода: «культура должна быть культурной». К сожалению, официальная политика в области культуры не выдерживает критерия «культурности». Во всяком случае, она откровенно анти-интеллектуальна, враждебна лучшим традициям высокой русской культуры и кроме призыва к обогащению и принудительного «патриотизма», никаких ценностей не знает, и знать не хочет. Это приводит к катастрофической деградации культуры. Научное и культурное наследие Мейнарда Кейнса показывает, что отечественная культура движется вспять по отношению к развитию европейской культуры.

Мне бы хотелось поблагодарить тех, кто помогал мне написанию этой книги. Прежде всего, я благодарен директору архива Кейнса в Кингз-колледже, а также Майклу Нидо, директору архива Людвига Виттгенштейна в Кембридже. Также я выражаю благодарность сотрудникам музея Сергея Дягилева в Перми, которые всячески поддерживают память о своем великом соотечественнике, проводя ежегодные международные семинары в его честь.

Глава 1

Этапы жизненного пути

Мейнард Кейнс родился в 1883 году в семье кембриджских донов. Его родители были тесно связаны с кембриджским университетом. Отец – Джон Невилл Кейнс – был преподавателем логики и занимал важный пост университетского регистратора. Он – автор книг «Формальная логика» и «Метод политической экономии». Мать – Флоренс Браун – студентка женского Ньюэм-колледжа, а в 1932 году была избрана мэром Кембриджа, став первой женщиной, занявший этот почетный пост.

В 1899 году Мейнард поступил в престижную школу в Итоне. Здесь он выделялся своими математическими способностями и, вместе с тем, был первым по классической литературе и истории. Еще в школе он начал заниматься коллекционированием книг, перед поступлением в университет у него было уже более трехсот редких книг. В 1902 году Кейнс завоевывает премию для поступления в Кингз-колледже, один из лучших колледжей в Кембридже. Учеба в Кембридже была гарантией на углубленное изучение тех наук, которые выбирал сам студент. В университете Кейнс успешно занимался математикой под руководством Е. Хобсона. Но главной наукой, которой он занимался три года, с 1903 по 1906, была философия.

В начале XX века философские проблемы были чрезвычайно популярными в Кембридже. К ним обращался в своих лекциях Генри Сидгвик, автор солидного исследования «Метод этики». Мейнард посещал лекции по философии Мак Таггарта. К этому времени относится сотрудничество Альфреда Уайтхеда и Бертрана Рассела. Но самым популярным среди молодых студентов был философ Джордж Эдвард Мур, который обратился к изучению проблем этики. В 1903 году вышла его книга «Principia Ethica», которая привлекла к себе всеобщее внимание. Особенность метода Мура заключалась в попытке логического анализа этических проблем, что ставило под сомнения традиционные нравственные построения. Мур попытался построить этику на основе логического анализа одного понятия – «добро». Он говорил, что добро «является фундаментальным понятием этики»[5]. Мур обратил внимание на трудность логического определения этого понятия. Чаще всего при определении этого понятия допускается «натуралистическая ошибка». Вместо определения сущности самого понятия называются различные предметы, которые называются «хорошими»: еда, погода, книги, поведение человека и т. д. Но если мы будем анализировать эти вещи, мы никогда не поймем что такое «добро», в чем заключается его сущность. И тогда все попытки построения этики будут ошибочными и неудовлетворительными. Поэтому остается только один способ определения «добра» – исследовать добро «само по себе», не как средство для достижения разнообразных целей, а как «цель в себе» (the good it itself). Иными словами, Мур использует определение Канта «вещи в себе». Это помогает ему различить «добро как цель в самом себе» от добра как средства. Мур пишет: «В этике существуют две главные проблемы: одна – это вопрос о том, что является добром само по себе, вторая – вопрос о том, что имеет ценность как средство для достижения добра. Первый из них составляет главную проблему этики, и его решение является условием решения второго»[6].

Книга Мура произвела большое впечатление на Кейнса. Он говорил, что никто после Платона никто не писал так просто и ясно по проблемам этики. Эта книга вызывала энтузиазм у молодежи, она позволяла по-новому решать вопрос о том, в чем заключаются принципы нравственного поведения в отличие от традиционных моральных догм и нормативов. Что касается Кейнса, то на протяжении всей своей научной карьеры он не упускал из внимания соотношение экономической мыслью с нравственностью и часто ставил вопрос о нравственном последствии того или иного сдвига в области экономики.

В 1938 году Кейнс написал статью о своих университетских занятиях, которая называлась «Мои ранние верования» (эта статья была опубликована только после смерти Кейнса). В ней он рассказывает, что его «ранним верованием» была нравственная философия Мура. «От Мура мы получили то, что он предлагал нам. Он стоял одной ногой перед входом в новый рай, а другой на Сидгвике и Бентаме с их правилами хорошего поведения. Мы принимали религию Мура, но отказывались принимать его мораль. Но его склад ума становился нашим. Мы заимствовали от него стремление к красоте и правде, идею о том, что главной целью жизни была любовь, творчество, наслаждение эстетическим опытом и стремление к знанию. И любовь стояла на первом месте».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Джон Мейнард Кейнс и судьба европейского интеллектуализма"

Книги похожие на "Джон Мейнард Кейнс и судьба европейского интеллектуализма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Шестаков

Вячеслав Шестаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Шестаков - Джон Мейнард Кейнс и судьба европейского интеллектуализма"

Отзывы читателей о книге "Джон Мейнард Кейнс и судьба европейского интеллектуализма", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.