Сергей Чернов - Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами"
Описание и краткое содержание "Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами" читать бесплатно онлайн.
Монография является продолжением темы исследования автора, по результатам которого в 2003 г. вышла его книга «Конституционно-правовой статус Республики Карелия».
В новой работе «Конституционно-правовое регулирование отношений между РФ и ее субъектами» рассматриваются теоретические основы и исторические корни российского федерализма, проблемы суверенитета в системе федерализма.
Отдельная глава посвящена статусу субъектов Российской Федерации, их взаимоотношениям с федеральными органами, проблеме конституционного регулирования предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов. В исследовании рассматривается и вопрос о роли Конституционного Суда РФ и уставных судов субъектов Федерации в формировании единого конституционно-правового пространства Российской Федерации. В работе отражена одна из важнейших проблем федерализма – проблема конституционно-правового регулирования межбюджетных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. Сложному вопросу эволюции федеративных отношений посвящена отдельная глава, в которой рассматриваются состояние и перспективы развития федеральных округов и организация регионального государственного контроля в Российской Федерации и ее субъектах.
Монография рассчитана на научных и педагогических работников, аспирантов, специализирующихся в области проблем федерализма, конституционного права и государствоведения. Она может быть полезна специалистам в области права и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами федерализма и укрепления конституционной законности в РФ, работникам исполнительной власти, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, которые занимаются законотворческой и правоприменительной деятельностью.
Термин «бюджетный федерализм» применим ко всем странам, бюджетная система которых включает несколько обособленных региональных уровней и предполагает осуществление анализа взаимоотношений, возникающих между этими уровнями бюджетной системы.
Основной конфликт заключается в степени децентрализации при выполнении имеющихся фискальных задач. Все решения, которые принимаются в данной области, делятся на две категории: те, которые эффективнее принимать централизованно, и те, которые эффективнее принимать децентрализованно. Общий принцип бюджетного федерализма таков: переход от централизованного к децентрализованному принятию решений происходит только в том случае, когда он ведет к улучшению, то есть повышает в конечном счете эффективность принимаемых решений[232].
Для сравнения некоторых функций управления субъектом федерации можно обратиться к опыту Соединенных Штатов Америки. Один из субъектов федерации – штат Вермонт, который был образован в 1777 г. как независимая республика со своей собственной конституцией и Биллем о правах. Это – первый штат в Северной Америке, объявивший рабство вне закона и отменивший владение имуществом как обязательное условие для избирательного права. В 1791 г. Вермонт был принят в союз четырнадцатым штатом.
Правительственная структура Вермонта близка к федеральной модели с разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Исполнительную власть осуществляют губернатор и ряд должностных лиц. Губернатор выбирается прямо избирателями сроком на два года, в отличие от большинства штатов, где срок полномочий составляет четыре года. Губернатор может быть переизбран на любое количество сроков, обвинен и привлечен к суду Законодательным собранием, но этого еще в истории штата никогда не случалось. Губернатор обладает правом назначать на ответственные должности судей, членов комитетов и комиссий, контролирующих определенные департаменты, что утверждается Сенатом штата. Так же, как и президент США, губернатор предлагает бюджет штата и может рекомендовать законы.
Другие официальные посты штата избираются прямо сроком на два года. Вице-губернатор, или «губернатор-лейтенант», имеет такие же обязанности, как и вице-президент США, включая представительство в Сенате штата.
Государственный секретарь штата в отличие от федерального секретаря отвечает не за международные отношения, а контролирует избирательную компанию, взаимоотношения местных властей и правительства штата, установление норм и стандартов для специалистов различных профессий.
Адвокат-губернатор – это главный прокурор штата, который является главным юридическим советником губернатора.
Казначей отвечает за деньги, полученные штатом, а также за прибыли от взносов, размещенные на длительный срок, за управление заемом штата через продажу. Однако в отличие от федерального секретаря казначейство не несет ответственности за бюджет и за налогообложение.
Ревизор счетов несет ответственность за точность и эффективность во всех финансовых операциях штата, его функции очень схожи с функциями федеральной главной бухгалтерии при конгрессе.
Законодательным органом является Законодательное собрание штата (официально Генеральная Ассамблея), которое состоит из двух палат, так же как и федеральный конгресс. Сенат состоит из 30 сенаторов, избранных от каждой из 14 округов Вермонта, но в отличие от федерального Сената количество сенаторов, представляющих данный округ, зависит от населения того округа. Палата представителей состоит из 150 членов, избранных из двух- или одночленных районов с равным населением.
Законодательное собрание обычно работает с января по апрель или май каждого года. Так же, как и на федеральном уровне, губернатор не может распустить Законодательное собрание, но имеет право созвать его внеочередную сессию. Вице-губернатор председательствует в Сенате, в то время как палата представителей избирает спикера в качестве председательствующего.
Так же, как и в федеральном правительстве, обе палаты должны утвердить законы и расходы штата. Губернатор может наложить вето на закон, но голосование большинством в ⅔ голосов в обеих палатах законодательного собрания аннулирует это вето.
Законодательная власть Вермонта представлена в каждом округе районными судами по уголовным делам, высшими судами по гражданским делам и Верховным судом штата. В его составе – Председатель и четыре члена суда. Суд рассматривает апелляции, причем сохраняется возможность апелляции в Верховный суд США, регулирует деятельность судебной системы в целом. Все судьи назначаются губернатором с согласия Сената, но они должны подтверждаться в должности законодательным собранием каждые шесть лет (в отличие от пожизненного назначения в федеральном органе).
Верховный суд Вермонта, как и федеральный Верховный суд, может аннулировать закон штата, сочтя его нарушающим конституцию Вермонта или США.
Прокуроры представлены адвокат-генералом с сотрудниками и прокурорами штата в каждой области штата.
В Вермонте существуют законы, регулирующие деятельность политических партий, выборы и регистрацию граждан, желающих принять участие в выборах. Партии должны провести первичные выборы для выдвижения своих кандидатов на должность губернатора и на другие государственные должности в учреждения штата, в Законодательное собрание, в Сенат и Палату представителей США. В Палате представителей Вермонту принадлежат два сенаторских места, но в связи с малочисленным населением ему выделен только один представитель. Первичные выборы проводятся в первый вторник сентября, незадолго до всеобщих выборов в ноябре четных годов.
Исторически, со времен Гражданской войны до 1950‑х гг., Вермонт был практически однопартийным штатом, с преобладанием республиканцев. Политическое соперничество главным образом происходило на первичных выборах в республиканской партии. С 1950‑х гг. обе партии – и Республиканская, и Демократическая, – имеют примерно равное количество сторонников. Существует небольшая третья партия, называемая Прогрессивной коалицией, имеющая сильное влияние в городе Бурлингтоне.
Исполнительная власть в Вермонте осуществляется, помимо губернатора и других выборных должностных лиц, специальной исполнительной структурой. Данная структура определяется законами, принятыми Генеральной Ассамблеей.
В то же время большинство руководителей агентств и департаментов назначаются губернаторами, утверждаются Сенатом. Новый губернатор имеет право сменить глав департаментов или оставить прежних.
Исполнительная власть включает в себя несколько «высших агентств», возглавляемых секретарями. Каждое агентство состоит из нескольких департаментов, возглавляемых «комиссаром».
Существует еще ряд независимых департаментов, возглавляемых комиссарами или директорами.
Высшие агентства и департаменты Вермонта составляют часть системы исполнительной власти. Среди них: агентство администрации, куда входят департамент финансов и управление расходами и затратами, департамент кадров, департамент штатных зданий и общих служб, отдел публичных документов; агентство бизнеса и общественных дел, агентство обслуживания человека; агентство природных ресурсов, транспортное агентство (главным образом строит и поддерживает в порядке скоростные дороги и оказывает помощь в поддержании и местных дорог).
Главными независимыми департаментами, возглавляемые комиссарами, являются департамент сельского хозяйства, департамент банковского дела, департамент страхования, включая медицинское, департамент образования, департамент трудоустройства и производственного обучения, департамент труда и индустрии, департамент безопасности населения, департамент и комиссия публичных служб, регулирующая оказание услуг (электричество, газ, телефон)[233].
Один из важнейших вопросов, связанных с суверенитетом, – это действие института федерального вмешательства в дела субъектов федерации. Его содержание определяется самой природой федеративного устройства, которая предполагает не только разграничение предметов ведения, но и обеспечение единства экономической и политико-правовой организации союзного государства, закрепление механизмов государственной интеграции.
По определению, государственно-правовой(конституционный) институт федерального вмешательства в дела субъектов федерации представляет собой систему согласованных правовых норм (элементов правового института), определяющих основания для федерального вмешательства; государственный орган (или органы), уполномоченный объявить федеральное вмешательство; порядок его введения; временные изменения в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации[234].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами"
Книги похожие на "Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Чернов - Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами"
Отзывы читателей о книге "Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами", комментарии и мнения людей о произведении.