Сергей Чернов - Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами"
Описание и краткое содержание "Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами" читать бесплатно онлайн.
Монография является продолжением темы исследования автора, по результатам которого в 2003 г. вышла его книга «Конституционно-правовой статус Республики Карелия».
В новой работе «Конституционно-правовое регулирование отношений между РФ и ее субъектами» рассматриваются теоретические основы и исторические корни российского федерализма, проблемы суверенитета в системе федерализма.
Отдельная глава посвящена статусу субъектов Российской Федерации, их взаимоотношениям с федеральными органами, проблеме конституционного регулирования предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов. В исследовании рассматривается и вопрос о роли Конституционного Суда РФ и уставных судов субъектов Федерации в формировании единого конституционно-правового пространства Российской Федерации. В работе отражена одна из важнейших проблем федерализма – проблема конституционно-правового регулирования межбюджетных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. Сложному вопросу эволюции федеративных отношений посвящена отдельная глава, в которой рассматриваются состояние и перспективы развития федеральных округов и организация регионального государственного контроля в Российской Федерации и ее субъектах.
Монография рассчитана на научных и педагогических работников, аспирантов, специализирующихся в области проблем федерализма, конституционного права и государствоведения. Она может быть полезна специалистам в области права и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами федерализма и укрепления конституционной законности в РФ, работникам исполнительной власти, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, которые занимаются законотворческой и правоприменительной деятельностью.
Глава 2
Статус субъектов Российской Федерации
2.1. Понятие и структура статуса субъектов Российской Федерации
Проблема правового статуса субъекта Российской Федерации – часть более общей проблемы. В данном случае – федерализма, федеративного устройства России, так как в целом ряде статей действующей общефедеральной Конституции (в особенности в ст. 1, 3–7, 65–79) достаточно четко представлен принцип федерализма как один из основополагающих начал конституционного строя России в целом как сложного, но единого суверенного и независимого государства.
Политико-территориальное устройство государства – это «организация территории государства, соотношение государства с его составными частями (политико-территориальное деление)».[235]
В отечественной теории права категория «статус субъекта права» обычно понимается как совокупность, система, комплекс основных прав и обязанностей, принадлежащих субъекту права, установленных нормами объективного права, независимо от участия субъекта в конкретных правоотношениях.[236]
Сущностным признаком субъекта федерации является его право формировать (как совместно с другими субъектами федерации, так и единолично) общефедеральную волю, т. е. участвовать в особого рода федеративных правоотношениях. Их особенности: субъектами федеративного правоотношения всегда являются лишь две стороны: федерация как целое государство и субъект федерации как государственное образование и неотъемлемая часть государства.[237]
Субъекты в федеративных государствах учреждаются с определенными целями. Обычно ими являются децентрализация государственной власти и одновременно интеграция территорий (регионов).[238]
Если обратиться к Европе, то можно отметить, что федерализм затрагивает конструкцию отдельных европейских стран и, по мнению европейских ученых, является важнейшей опорой европейской структуры государств.
В ФРГ к классической схеме горизонтального разделения полномочий (между законодательной, исполнительной и судебной властями) добавляются вертикальные – между государством и его частями. Не только федерация, но и каждая из земель имеют собственный парламент, правительство и суды.
В зависимости от их типа и масштаба функции дифференцируются. В большинстве сфер деятельности законодательные полномочия находятся в руках федерации. Административное управление входит в компетенцию земель. В области правосудия федерация и земли тесно взаимодействуют друг с другом. Земли принимают законодательное право, если оно не отнесено Конституцией к федерации. Почти в полной компетенции земель находятся вопросы культуры, образование, радио и телевидение, развитие коммунальной сферы, организация государственного и общественного порядка.
Различия в системах школьного образования существенны, но ведется работа по унификации образования.[239]
Статусы территориальных образований – это системы, комплексы их прав и обязанностей, закрепленные нормами права (в конституциях и законах или договорах). Это – правовые нормы, установленные государствами, хотя во многих случаях необходимыми правотворческими полномочиями обладают и сами территориальные образования.[240]
Конституционный статус (правовое положение) субъекта федерации как научная категория – это совокупность установленных нормами Основного закона государства прав, гарантий их реализации, обязанностей, ответственности субъекта федерации.[241]
Статус субъекта федерации – это базовый видовой статус территориальной единицы государства, включающий правообязанности, вытекающие из самого нахождения в составе федерации (на осуществление власти на своей территории, принятие законов, на формирование собственных органов власти и т. д.) и права и обязанности в отношениях с федерацией (на законодательную инициативу, на обращение за защитой своих прав в специальный суд и т. п.).
В Конституции заложено «противоречие между принципом равноправия субъектов Российской Федерации (ст. 5) и разностатусностью республик, с одной стороны, краев и областей – с другой, автономных округов – с третьей».[242]
Конституционный статус субъекта федерации может рассматриваться в узком и широком смысле. В узком его можно рассматривать как права и обязанности субъекта федерации исключительно по отношению к федерации, т. е. в федеративных отношениях. В широком смысле статус субъекта федерации понимается как его права и обязанности по отношению не только к федерации, но и к другим субъектам права, с которыми субъект федерации в соответствии с конституцией государства может вступать в правоотношения.[243]
Это отношения с другими субъектами федерации, с территориальными образованиями в составе иностранных государств или непосредственно с иностранными государствами. Субъект федерации может вступать в отношения с международными организациями (п. «о» ч. 1 ст. 72); с местным самоуправлением (ч. 2 ст. 131, ч. 2 ст. 132, ст. 133); с индивидуальными субъектами (ст. 33, ч. 1 ст. 32, ст. 46 и др.).
Конституция России закрепила достаточно строгую концентрацию единого суверенитета Российской Федерации, который распространяется на всю территорию страны. Однако противоречие при сочетании суверенитета РФ с декларируемым суверенитетом входящей в состав России республики не нашло своего конституционного разрешения.[244]
По итогам парламентских слушаний, прошедших в Государственной Думе 24 мая 1994 г., были закреплены следующие принципиальные положения:
1) о целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.
2) о равенстве всех субъектов Российской Федерации.
3) о строительстве и развитии Российской Федерации на двух равнозначных принципах: национально-государственном и территориально-государственном.
4) о суверенитете Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не являются суверенными.[245]
Различаются общий и специальный статусы федерации. Общий статус включает всю совокупность прав и обязанностей субъекта федерации. Специальный статус – это права и обязанности субъекта в конкретном виде правоотношений.[246]
Проблема сочетания суверенитета Российской Федерации с суверенными правами, присущими республикам субъектам федерации, может найти свое разрешение на путях четкого и обоснованного распределения компетенции.
Важно установить, в каких сферах действует только федерация в лице федеральных органов, а в каких только республики. Необходимо определить понятие «компетенция» и «предмет ведения». Компетенция как правовая форма выражения суверенитета является свойством, присущим государственному органу. Именно с этим свойством связана проблема разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Государство же обладает другим свойством – суверенитетом. Суверенитет находит воплощение в определенных полномочиях, которые принадлежат Федерации как суверенному политическому единству, без этих полномочий суверенитет не может осуществляться. Поэтому совокупность полномочий государства служит юридическим способом выражения суверенитета.[247]
Элементы статуса субъекта РФ могут быть представлены как совокупность прав и обязанностей субъекта РФ, объединенных в определенные группы конституционных норм. Это нормы, характеризующие признаки субъекта РФ, принципы статуса субъекта РФ, права и обязанности субъекта во взаимоотношениях с субъектами правового общения.
Сюда же входят нормы, определяющие гарантии прав субъекта РФ, объединяющие материальные и процессуальные права субъекта РФ, обеспечивающие, гарантирующие охрану и защиту материальных прав субъекта РФ во всех указанных выше правоотношениях. К этим нормам можно отнести и нормы, раскрывающие ответственность субъекта РФ за несоблюдение или неисполнение конституционных обязанностей.
Отдельно стоит организационно-процедурный блок норм, включающий порядок приобретения политико-территориальным образованием статуса субъекта РФ (принятие нового субъекта в состав РФ, образование нового субъекта в составе РФ, образование нового субъекта в составе территории РФ, изменение статуса, утрата правосубъектности).[248]
В доктрине принято разделять федерации на симметричные и асимметричные. Симметричными являются те федерации, все территориальные единицы которых имеют только единый видовой статус субъектов федерации (штата Канады). К асимметричным относятся федеративные государства, в которых либо установлены два или более видовых статуса субъектов федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа Российской Федерации).[249]
В Российской Федерации (и не только в ней) существуют сложносоставные территориальные образования. Это территориальные конструкции, состоящие из двух территориальных образований, имеющих статусы территориальных единиц государства, которая предполагает, что одно из них включает другое в качестве собственной территориальной единицы (автономные округа в составе краев, областей с 1992 г.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами"
Книги похожие на "Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Чернов - Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами"
Отзывы читателей о книге "Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами", комментарии и мнения людей о произведении.