Виктор Гидиринский - Русская идея как философско-исторический и религиозный феномен

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Русская идея как философско-исторический и религиозный феномен"
Описание и краткое содержание "Русская идея как философско-исторический и религиозный феномен" читать бесплатно онлайн.
Данная работа является развитием и продолжением теоретических и концептуальных подходов к теме русской идеи, представленных в предыдущих работах автора. Основные положения работы опираются на наследие русской религиозной философии и философско-исторические воззрения ряда западных и отечественных мыслителей. Методологический замысел предполагает попытку инновационного анализа национальной идеи в контексте философии истории. В работе освещаются сущность, функции и типология национальных идей, система их детерминации, феномен национализма. Особое внимание уделено обоснованию феномена русской идеи, ее исторической уникальности и содержательной структуре.
Работа рассчитана на специалистов-философов, аспирантов и преподавателей гуманитарных дисциплин, всех, интересующихся проблемами русской идеи.
Но дело не только в этом. Среди ученых-гуманитариев встречаются не просто скептики в отношении изучения русской философии, но «яростные» недруги, пытающиеся теоретически доказать, что уровень русской философии низок, что она неконкурентоспособна в сравнении с западной философией, и презрительно отвергающие целесообразность ее изучения. Сошлюсь на книгу П. А. Сапронова, в которой автор не оставляет живого места в оценке русской философии[11]. П. А. Сапронов лишает русскую философию и философичности, и религиозности.
Аргументация П. А. Сапронова, на мой взгляд, неубедительна, тенденциозно выборочна, противоречива и вместе с тем весьма категорична. «Отечественные мыслители философами не являются, – выносит свой приговор автор, – и читать их тексты, так же как трактаты и тексты Декарта, Канта или Гегеля, означает повергнуть их в философское небытие»[12].
А далее следует категоричное резюме, претендующее на «типологическую характеристику»: «Русская философия вовсе и не философия, а публицистика, мифология, некая внерелигиозная конструкция. Строго говоря, никакой, кроме западной философии, не существовало и не существует» (?!)[13]. И, наконец, завершающий перл: «…. русская философия предпочла для себя бытие… в том очень ограниченном по своим возможностям интеллектуальном пространстве, которое остается еще раз обозначить как склонную к мифологизированию публицистику…»[14]
Но вот П. А. Сапронов издает новую книгу[15]. Сразу же возникает вопрос: изменилась ли концептуальная направленность нового труда по сравнению с изданным в 2000 году? Ознакомившись с новым творением, мы делаем заключение: концептуальная направленность авторской позиции не изменилась, но ее обоснование расширилось. Как бы продолжая низвергать «громы и молнии» на русскую философию, автор вновь вопрошает: «…так чем же была наша религиозная философия, если, строго говоря, ни к религиозной, ни к философской мысли ее отнести нельзя»[16] (курсив мой. – В. Г.).
Завершая комментарий, подчеркну, что негативизм в адрес русской философии некоторых современных авторов девальвирует не только русских философов XIX–XX веков, но и тех специалистов по русской философии, которые в наше время представляют убедительную контраргументацию попыткам лишить русскую философию религиозно-философского статуса[17].
И последнее. В связи с принижением русской философии на фоне западной философии скептикам следует ознакомиться с новейшими оценками отношения западной философии к русской философии. Приведу выдержку из научного сообщения доктора философских наук, профессора М. А. Маслина, заведующего кафедрой истории русской философии МГУ: «Внимание к русской философии на Западе (приводится большой список трудов о русской философии западных специалистов. – В. Г.) является свидетельством того, что ее ценности заняли определенное место в современном западном сознании. Наиболее значительным изменением в западной истории русской философии в последнее время стал отказ от ложного мнения о неинституциональном характере русской философии. Это выразилось в появлении монографий, посвященных специализированной профессиональной философии в России. Данной проблематике посвящены работы А. Хаардта (A. Haardt), М. Ден (M. Deen), Э. Ван дер Звеерде (E. Van der Zweerde) и др.[18]
Подчеркну еще раз: скептическое отношение к русской философии – это удар по проблеме русской идеи. Скептицизм в отношении русской философии девальвирует проблему русской идеи. Мы сошлемся предварительно лишь на небольшую часть тематических исследований русских мыслителей, в которых проблемы русской идеи анализируются в контексте проблем отечественной религиозной философии: «Русская идея», «Национальный вопрос в России» (В. С. Соловьев); «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX – начала XX веков», «Душа России», «Судьба России» (Н. А. Бердяев); «Наши задачи: статьи 1948–1954 гг…» (И. А. Ильин); «Будет ли существовать Россия?» (Г. П. Федотов); «Характер русского народа» (Н. О. Лосский); «Русская идея в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья» (группа авторов); «Русский вопрос к концу XX века» (А. И. Солженицын); «Русская идея и ее творцы» (А. Гулыга); «Тайна России. Русская идея» (М. В. Назаров)[19].
Итак, тенденция девальвации истории русской философии в гуманитарной науке с последующим искажением проблемы русской идеи в обществознании, безусловно, актуализирует представленную тему.
Духовно-нравственный аспект
Отнесение проблемы русской идеи на периферию общественного сознания, тем более изгнание ее из идеологии и гуманитарной науки грозит России многими бедами. Прежде всего, формирование и развитие духовного базиса личности, христианского мировоззрения, его православной ветви, немыслимо за порогом национальной русской идеи. Ядро русской идеи – православное христианство. Оно же – фундаментальная основа духовной культуры человека, его высоконравственного бытия.
Тяжелые формы аморализма в сегодняшней России (повальная коррупция, разгул киллерства, антинациональный бизнес и т. д.) порождены бездуховностью, моральной деградацией многих соотечественников. По Ф. М. Достоевскому, нет Бога – все дозволено, а этические ценности, прежде всего совесть, глохнут у атеистов и богоборцев[20]. Что же может нравственно оздоровить и сплотить народ? По какой магистрали наиболее эффективно пойдет духовно-нравственное возрождение нации?
Исторический опыт России и ряда европейских стран свидетельствует о консолидирующей и нравственно мобилизующей роли национальных идей на крутых поворотах исторического развития. Но этот же опыт утверждает априорный принцип эффективности национальной идеи: она должна становиться на ноги задолго до социального экстремала. Речь идет о стабильном внедрении в сердца, умы и души людей национально-исторических идеалов, социально и духовно значимых целей и планов, о заблаговременном приобщении масс к судьбоносным задачам, неизбежно рано или поздно встающим перед отечеством. Даже в тех случаях, когда национальная идея «вспыхивает» внезапно (вероломное неожиданное нападение фашистской Германии на Советскую Россию), она тем эффективнее работает, чем глубже сформировано национально-патриотическое сознание населения до социально-политического взрыва, угрожающего судьбе страны.
Иными словами, внимание к формированию и развитию национально-исторической идеи должно быть в центре социума, как норма его бытия.
Другое дело, что национальные идеи дифференцируются: до взрыва и после оного. До взрыва национальная идея как бы предуготавливает кульминацию. Ее содержание потенциально значимо, включая социально-психологический настрой, способный реализоваться, когда гром грянет как бы с ясного неба. Суть настроя – такая любовь к Отечеству, при которой человек, осознавая свои слабости и грехи, тем не менее полон решимости отдать все свои силы и, если потребуется, жизнь для его сохранения и спасения. Быть может, правомерно квалифицировать подобный настрой как истинный патриотизм. Без него не может быть реальной ни потенциальная, ни реализуемая национальная идея. Для России неизменная доминанта национальной (русской) идеи – православие. Без него анализ проблемы национальной идеи противоестествен и антиисторичен.
Идеологический аспект
Проблема русской идеи – объект острой идеологической борьбы между Россией и Западом (об этом речь далее). Главный смысл этого противоборства в противостоянии России извращенной трактовке ее истории. Поэтому, строго говоря, в данном случае речь не идет о столкновении западных и российских идей, и термин «противоборство» здесь в содержательном плане неадекватен, ибо Россия защищается, опровергая клевету в адрес русского народа и его истории.
Почему и как извращается история России? Кратко скажем о мотивации западных, особенно американских, идеологов. Развернувшаяся в последние годы тенденция окружения России военно-стратегическими структурами обосновывается угрозой миру и демократии со стороны Российской Федерации. Военно-политологические концепции давно уже дискредитированы не только в Европе, но и частично в США, и населением Запада серьезно не воспринимаются, поэтому актуализировались теоретики, «специалисты» по России. При этом акцент четко выражен: доказать современную опасность России и русских фундаментальными концепциями социально-исторических корней России. По их мнению, истоки русского экспансионизма, шовинизма и даже панславизма заключены (?!) в теории «Москва – Третий Рим» и связанной с ней русской идеей.
Поскольку и в самой России, как упоминалось выше, есть немало противников русской идеи, не понимающих ее глубинного и перспективного смысла, актуальность критики идеологических диверсий против русской идеи возрастает. Дело в том, что ряд работ американских специалистов по России переведен на русский язык, и многие читатели могут воспринимать их как содержащие истину. Поэтому обращение к проблеме русской идеи актуально как никогда.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская идея как философско-исторический и религиозный феномен"
Книги похожие на "Русская идея как философско-исторический и религиозный феномен" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Гидиринский - Русская идея как философско-исторический и религиозный феномен"
Отзывы читателей о книге "Русская идея как философско-исторический и религиозный феномен", комментарии и мнения людей о произведении.