» » » Коллектив авторов - Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности


Авторские права

Коллектив авторов - Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, личное, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности
Рейтинг:
Название:
Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2507-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности"

Описание и краткое содержание "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии представлены профессиональные взгляды ведущих теоретиков и практиков на организацию процесса развития личностных качеств учащихся-спортсменов в условиях изменения методологических, нормативно-правовых, учебно-методических, организационных основ и требований к кадровому обеспечению системы образования. В основу издания заложен профессиональный диалог субъектов образовательного пространства, раскрыты особенности структуры и содержания педагогического процесса, обеспечивающего формирование предметных, метапредметных и личностных результатов деятельности учащегося-спортсмена, охарактеризовано развитие значимых качеств и способностей, обеспечивающих раскрытие индивидуального потенциала личности в условиях интеграции образовательных программ системы общего и дополнительного образования спортивной направленности. Пособие адресовано учителям общеобразовательных школ, тренерам детско-юношеских школ, бакалаврам и магистрам направлений педагогического и гуманитарного образования, изучающим курс «Психология физического воспитания и спорта», студентам образовательных организаций среднего профессионального образования, а также широкому кругу специалистов-практиков, работающих в сфере детского спорта. Издание также рекомендуется при освоении образовательных программ дисциплин профессиональной подготовки: «Педагогика», «Психология», «Методика обучения физической культуре», «Методика обучения основам спортивной подготовки», «Теория и методика физического воспитания и спорта», «Психолого-педагогическое мастерство тренера» по направлениям и профилям «Физическая культура», «Спорт».






Как бы педагог ни мечтал об организованном спортсмене, если он сам не ценит время и не стремится к эффективному его использованию и, более того, не обучает спортсмена (в группе и индивидуально, под пристальным контролем и в условиях самоконтроля и другое) эффективно организовывать свое личное, учебное, спортивное пространство и время – ожидаемый результат будет достигнут не в полной мере. Хотя в практике образования встречаются такие ситуации, когда отрицательный пример педагога и отсутствие педагогических условий побуждает подростка (вопреки ситуации) к принятию волевого решения «развить заданное личностное качество». В данной ситуации срабатывает не механизм идентификации с позицией педагога, а механизм отчуждения «мне чуждо негативное мнение обо мне и этот негативный опыт», при котором процесс отчуждения от нежелаемого взаимодействия (профессионального контакта) приводит к идентификации с личной целью, принятии себя и своей линии развития, сосредоточенности на избранном пути. Отчуждение и идентификация характеризуют дистанцию между: «Я-позицией» и «личностно значимым»; «Я-позицией» и «личностно незначимым».

Проведем сопоставительный анализ факторов, влияющих на проявление у учащегося-спортсмена развиваемого (заданного) личностного качества в условиях деятельности (табл. 1). Обратим внимание на тот факт, что социальный запрос и индивидуальные кондиции (возможности, личностные качества, показатели готовности к деятельности) полярно разведены, и только эффективно организованная деятельность, несущая развивающий посыл на поле субъект-субъектного взаимодействия, позволяет учитывать все влияющие факторы, отраженные через сферы ответственности субъектов и требования деятельности.


Таблица 1

Сопоставление сфер ответственности, инициирующих проявление заданного личностного качества у учащегося-спортсмена



В последующих разделах будут представлены профессиональные психолого-педагогические ситуации развития, образования и воспитания учащегося-спортсмена на фоне решения им психолого-педагогических проблем, возникающих в ходе деятельности. В качестве примера мы раскроем по одной проблеме, побуждающей ребенка и подростка к развитию личностных качеств, необходимых для ее решения.

Так, в разделе 3.2 профессиональная психолого-педагогическая ситуация представлена в контексте:

«Реализация требований ФГОС в системе среднего образования», тогда как личностная психолого-педагогическая проблема, с которой сталкивается выпускник начальной школы, заключается в проявлении и развитии таких разноплановых личностных качеств когнитивного, волевого, регулятивного характера, как «способность к самоорганизации, волевая активность, способность к взаимодействию в условиях физкультурно-оздоровительной деятельности (ФОД), умение классифицировать и группировать упражнения по их направленности» и другие. Насколько сможет справиться младший школьник с задачами, поставленными перед ним государством, зависит от ориентации профессиональной деятельности педагога и учащегося на решение заданных требований, но очевидно то, что образовательный процесс на структурно-функциональном уровне должен иметь в наличии данные виды развивающей деятельности.

На данном примере мы видим, что нормативно-правовой вопрос, в котором заложен совершенной иной путь организации образования личности учащегося, призван дифференцировать свои требования с учетом множества факторов, среди которых:

– возрастные и психологические особенности развития учащегося;

– особенности организации деятельности учащегося (соотношение стилей репродуктивной и продуктивной деятельности);

– логика формирования социально значимых личностных качеств и другие.

Проблемный характер построения образовательного процесса развивает рефлексивную культуру учащегося-спортсмена. Ребенок и подросток, мотивированный на достижение, постоянно отвечает на вопросы: «Насколько мои качества и способности позволяют мне быть успешным?»; «Те моменты деятельности, которые у меня не получаются, связаны с тем, что: “я сейчас не могу”, “недостаточно хочу” или “никогда не смогу?”». Высокий уровень проявления рефлексии на себя при низкой самооценке может затормозить развитие волевых способностей, способностей организационного плана. Низкий уровень проявления рефлексии на другого не позволяет ребенку идентифицировать и сопоставлять операционально-деятельностную готовность себя и соперника, увеличивая дистанцию между собой и им, между собственными достижениями и достижениями другого спортсмена, тем самым препятствуя развитию способности учиться анализировать, видеть погрешности и преимущества техники и другим.

Рефлексивные переживания непременно содержат в себе личностные смыслы данной деятельности, и если рефлексия как процесс переживания и повторного проживания себя в деятельности и взаимодействии не просматривается, если отсутствует анализ прожитых ситуаций, ролевое видение в них себя, то данная деятельность формализована в своей основе, не имеет смысла, не нужна ребенку как таковая – ребенок находится вне деятельности, он «проходит сквозь нее», не затрачивая интеллектуальный, волевой, регулятивный, духовно-нравственный ресурс. «Внутренняя позиция творческой личности, – как отмечает В. С. Мухина, – как раз и состоит в том, что она рефлексирует на свои интеллектуальные возможности и старается развить свой потенциал. Пристально исследующий самого себя творческий человек лучше понимает и все мироздание. Видя себя насквозь, творчески-ориентированная личность не сосредоточивается на своих достоинствах и недостатках – она занята творчеством»[39]. Таким образом, творчество и самосозидание себя как личности позволяют подростку обретать некую необходимую свободу деятельности, способствуют пластичному переходу от результативных критериев оценки к процессуальным. По мнению В. С. Мухиной, «пробуждение самосознания всегда будет содействовать пониманию того, что настала пора созидания себя как личности. Рефлексия на себя – безусловный духовный опыт, оказывающий ощутимое влияние на человека как на личность»[40].

В данном пособии мы постарались соотнести профессиональные психолого-педагогические ситуации, в которых преломляются требования государства к системе образования, требования к учителю и тренеру, которые, в свою очередь, требуют от учащегося-спортсмена эффективного осуществления деятельности за счет личностных качеств и способностей.

В группе данных требований важен итоговый результат рефлексивного анализа учащегося-спортсмена, позволяющий ответить на вопросы:

– что я сам требую от себя;

– насколько я готов принять внешние требования к качеству деятельности и к запрашиваемому личностному качеству;

– насколько я готов развивать заданное качество, преодолевая трудности деятельности, ориентированной на достижение?

А педагог призван найти ответы на вопросы:

– каковы условия успешности растущей личности при таком объеме несогласованных требований и как их систематизировать с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей развития;

– как развить личностные качества, позволяющие учащемуся-спортсмену быть органичным в различных жизненных и профессиональных ситуациях?

Вопросы и задания студенту

1. Постройте алгоритм деятельности, способствующий развитию избранного вами личностного качества у учащегося-спортсмена с учетом сфер ответственности субъектов образовательной деятельности (см. табл. 1).

2. Раскройте сущность и содержание:

а) компетенций педагога, обеспечивающих развитие заданного личностного качества;

б) организационных условий деятельности, обеспечивающих развитие заданного вами личностного качества.

3. Проведите психолого-педагогический анализ требований, предъявляемых к учащемуся-спортсмену со стороны учителя, тренера, руководителя образовательной организации, родителя. Выявите, насколько требования (как система запросов и контрольных мероприятий) органично сочетаются с самим процессом развития личностного качества в предметном поле учебной, спортивной и других видов деятельности в алгоритме «социальный запрос – развивающая деятельность – контроль соответствия требованию». Какой объем времени затрачивается на собственно развитие качества и на его контроль?

Рекомендуемые источники информации

1. Артамонова Е. И. Духовная культура учителя // Понятийный аппарат педагогики и образования. – 2010. – Вып. 6. – С. 257–267.

2. Вачков И. В. Типология учителей: от самого низкого до совершенно идеального // Директор школы. – 2008. – № 1. – С. 42–54.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности"

Книги похожие на "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности"

Отзывы читателей о книге "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.