Валентин Сорокин - Избранные труды

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Избранные труды"
Описание и краткое содержание "Избранные труды" читать бесплатно онлайн.
В сборник избранных трудов заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора В. Д. Сорокина по административно-процессуальному праву и общей теории права включены монографии и части монографий: «Проблемы административного процесса», «Административно-процессуальное право», «Метод правового регулирования: теоретические проблемы», «Административный процесс и административно-процессуальное право», «Правовое регулирование: предмет, метод, процесс». Самостоятельную часть сборника составляет комменарий избранных мест нового Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Публикуемые работы содержат оригинальные авторские исследования фундаментальных проблем отечественного правоведения, имеющих первостепенное научное и практическое значение.
Для преподавателей, аспирантов. студентов юридических вузов и всех интересующихся вопросами общей теории и административно-процессуального права.
Итак, существующие административно-процессуальные нормы, как нам представляется, вполне поддаются определенной систематизации. К ним применимы те же принципы, критерии, которые используются для классификации норм других, общепризнанных в теории отраслей советского права.
Понятно, что задачи классификации и исследования административно-процессуальных норм не могут быть ограничены лишь выявлением уже существующего нормативного материала. Научно обоснованная система этой отрасли права должна с необходимостью поставить вопрос о создании новых норм с целью охвата всех сторон общественных отношений, складывающихся в ходе реализации различных административных производств.
§ 3. Соотношение административно-процессуального права с другими отраслями советского права
Существование двух объективных показателей отрасли права – наличия предмета регулирования и определенной системы норм, – с нашей точки зрения, еще не всегда можно признать достаточным для того, чтобы данную группу норм можно было бы рассматривать в качестве отрасли советского социалистического права. Третьим показателем является способность этой группы норм взаимодействовать не только с нормами одноименной материальной отрасли права, но и с материальными нормами других отраслей права.
Не подлежит сомнению, что административно-процессуальные нормы наиболее тесно связаны с материальными административно-правовыми нормами. Однако сам по себе этот бесспорный факт еще не в состоянии дать полную картину истинного положения дел, ибо, как известно, и некоторые другие материальные отрасли имеют в своем составе известное число процессуальных норм. Обслуживая лишь нужды своей материальной отрасли, эти процессуальные нормы не могут претендовать на статут отрасли права. Отрасль начинается тогда, когда данная группа процессуальных норм, имея свой предмет и определенную степень организации своей системы, выходит за пределы одноименной материальной отрасли и участвует в реализации материальных норм других отраслей, т. е. устанавливает связи с иными отраслями советского права. Этот факт говорит о том, что данная группа норм, взаимодействуя с иными отраслями, сама приобрела такую степень своей организации, такую социальную значимость, что стала способной выступать в качестве элемента системы права в целом, аналогичного остальным элементам, с которыми она взаимодействует, т. е. отрасли. Конечно, характер связей административно-процессуального права с иными материальными отраслями социалистического права неодинаков как по масштабам, так и по содержанию. Но факт налицо: административно-процессуальное право обслуживает подавляющее большинство общепризнанных у нас материальных отраслей советского права.
Имея в виду сложный, многосторонний характер связей между отраслями, мы ограничиваем свою задачу, во-первых, рассмотрением лишь тех взаимодействий, которые существуют между административно-процессуальным правом, с одной стороны, и материальными отраслями – с другой. Во-вторых, здесь не анализируются связи, существующие между процессуальными отраслями, ибо, с нашей точки зрения, они не имеют решающего значения для утверждения административно-процессуального права в качестве самостоятельной отрасли.
1. Прежде всего административно-процессуальное право определенным образом связано с государственным правом. В юридической литературе общепризнанным является тот факт, что государственное право занимает ведущее положение в системе социалистического права, так как оно не только регулирует соответствующую группу общественных отношений, но и закрепляет исходные принципы всех иных отраслей социалистического права. Не составляет исключения и административно-процессуальное право, важнейшие положения которого находят свое закрепление в нормах Советской Конституции, например, в нормах, регламентирующих основные стороны деятельности органов советского государственного управления как субъектов административно-процессуального права.
Ведущее положение государственного права в системе советского социалистического права исключает возможность реализации его материальных норм процессуальными нормами других отраслей права, в том числе административно-процессуальными нормами. Мы полагаем, что потребности реализации материальных государственно-правовых норм полностью обеспечиваются процессуальными нормами советского государственного права, ибо эти нормы, как отмечают А. И. Ким и В. С. Основин, «имеются в каждом институте советского государственного права»[293].
2. Административно-процессуальные нормы участвуют в реализации определенной части отношений, регулируемых материальными нормами гражданского права. Вполне естественно, что при наличии специфической для этой отрасли материального права гражданско-процессуальной формы реализации большинства ее отношений административно-процессуальные нормы взаимодействуют сравнительно с небольшой частью гражданско-правовых норм. Так, ст. 6 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик указывает, что в случаях, особо предусмотренных законом, защита гражданских прав осуществляется в административном порядке[294].
Такие случаи предусмотрены, например, Положением об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 24 апреля 1959 г[295]. Так, ст. 41 этого Положения устанавливает, что если автор не согласен с мотивировкой отказа в выдаче авторского свидетельства или с формулой изобретения, то он может в месячный срок со дня вручения решения или копии противопоставленных патентных материалов подать в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР мотивированное возражение, которое должно быть рассмотрено в месячный срок. Решение по этим вопросам, принятое Председателем Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР или его заместителем, является окончательным. В соответствии со ст. 45 Положения споры по вопросу новизны изобретения, на которое выдано свидетельство, окончательно разрешаются Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР.
В административном порядке реализуется ряд отношений в области жилищного права. Это вопросы, связанные с осуществлением административного порядка выселения граждан. Статья 63 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик предусматривает, что административное выселение касается лиц, самоуправно занявших жилое помещение, а также выселения нанимателей из домов, грозящих обвалом. Законодательством союзных республик может быть установлен административный порядок выселения из служебных помещений, общежитий и гостиниц[296].
3. Административно-процессуальные нормы участвуют в реализации определенных отношений, возникающих в сфере действия норм материального трудового права. Так, административно-процессуальные нормы регулируют порядок установления должностей советских государственных служащих, порядок их замещения, правила оформления на работу и другие вопросы, в том числе правила применения мер поощрения, мер дисциплинарной и административной ответственности[297].
Административно-процессуальные нормы обеспечивают реализацию некоторых сторон отношений между администрацией предприятия и органами профсоюзов по вопросам организации планирования, производства, социалистического соревнования, назначения руководящих хозяйственных кадров предприятия и т. д.[298] «Нормы права, – отмечает Г. И. Петров, – регулирующие деятельность профсоюзов по привлечению рабочих и служащих к управлению производством, по организации общественного контроля за работой торговых и коммунальных предприятий, городского транспорта и т. д., составляют часть административного права»[299].
4. Административно-процессуальные нормы участвуют в реализации общественных отношений, складывающихся в сфере действия финансового права. Следует отметить, что более или менее четкое определение взаимодействия между этими отраслями связано со значительными трудностями, вызванными, на наш взгляд, слабой разработанностью вопросов о месте финансового права. С одной стороны, оно рассматривается как вполне самостоятельная отрасль, а с другой – подчеркивается его обусловленность нормами советского государственного и административного права. Поэтому общее принципиальное решение вопроса о связи административно-процессуального права и финансового права представляется в следующем виде: административно-процессуальное право действует в тех же пределах, что и материальное административное право. В сфере действия советского финансового права административно-процессуальные нормы регулируют, например, процедурные вопросы деятельности органов государственного управления по руководству финансами и кредитом в центре и на местах.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Избранные труды"
Книги похожие на "Избранные труды" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валентин Сорокин - Избранные труды"
Отзывы читателей о книге "Избранные труды", комментарии и мнения людей о произведении.