Архимандрит Антонин Капустин - Дневник архимандрита Антонина (Капустина). 1850

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник архимандрита Антонина (Капустина). 1850"
Описание и краткое содержание "Дневник архимандрита Антонина (Капустина). 1850" читать бесплатно онлайн.
Дневник архимандрита Антонина (Капустина) за 1850 г. продолжает начатый ранее проект издания этого уникального исторического источника. Вместе с тем он открывает отдельный период в жизни Антонина – его назначение на должность настоятеля русской посольской церкви в Афинах, где он провел первые 10 лет своей жизни на Православном Востоке (1850–1860). Издание снабжено необходимым комментарием и указателем имен.
67
На полях рукописи рукой о. Антонина сделана помета карандашом: «Чудно…» (РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1122. Л. 116)
68
Воскресное чтение, 1850, Т. 1, С 103–107.
69
К северо-западу от Успенского собора, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая, основанный преподобным Николой Святошей в XII в. Ильинская церковь – возможно, является первым православным храмом Киевской Руси. Первые упоминания об этой церкви встречаются еще до Крещения Руси. Согласно преданию, церковь Святого Ильи построена киевскими князьями Аскольдом и Диром в память о чудесном потоплении русских кораблей у стен Константинополя. Существуют предположения, что крещение киевлян в 988 г. совершилось именно около церкви святого Ильи, расположенной на берегу рек Днепра и Почайны. В этой церкви молилась равноапостольная княгиня Ольга. Каменное здание храма было построено в 1692 г. и затем неоднократно перестраивалось. В XIX в. к Ильинской церкви было приписано всего 16 дворов.
70
Далматово – город в Среднем Зауралье на реке Исеть в 192 км к северо-западу от Кургана. В городе располагался Успенский монастырь и Далматовское духовное училище, которое окончил Андрей Капустин (1831).
71
Антонин описывает свой сон.
72
Академическая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1740 г. на втором этаже Старого академического корпуса и представляет собой прямоугольный зал в восточном конце академического корпуса. Снаружи она обозначена только куполом, барабан которого устроен по русскому принципу восьмерик на четверике. Конгрегационная церковь предназначалась для узкого круга преподавателей и студентов Академии. Здесь избирали ректоров, префектов и других должностных лиц Академии. Существовали и некоторые особые традиции, согласно которым служба иногда отправлялась на греческом или древнееврейском языке. Здание церкви сильно пострадало во время пожара в 1811 г. и было восстановлено только в 1824 г.
73
'Калугер' (от греч. καλόγερος) —'монах'.
74
Стояние Марии Египетской – чин Великого Поста, совершаемый в Пятую седьмицу, при котором во время утреней службы читается весь Великий Покаянный канон Андрея Критского и житие Марии Египетской и во множестве совершаются земные поклоны.
75
Имеется в виду появление из печати первой книги стихов о. Антонина: Седмица страстей Христовых. Стихи. Киев.: Тип. Ф. Гликсберга, 1850. [2] 33 с.
76
Должиков Павел Петрович, (1798 – 9.01.1884) – киевский книгоиздатель, поэт и библиофил. Хозяин книжного магазина-библиотеки на Подоле. Отставной капитан. Очень оригинальный и остроумный человек (его описал Н. С. Лесков в повести «Киевские антики»). В течение многих лет содействовал пополнению фондов Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге. В 1849 г. издал каталог библиотеки «Аптека для души, или Систематическая алфавитная роспись книг…». Печатался в «Киевских Губернских ведомостях» под псевдонимом П. Д. Сотрудничал с газетой «Русские ведомости» (1863).
77
Литов Степан Иванович – владелец книжного магазина в Киеве.
78
Литов Иван Иванович – брат СИ. Литова.
79
Троепольский Павел Никитич (в монашестве Пимен;?–1858) – иеромонах, младший кандидат Киевской духовной академии XI выпуска (1843), сокурсник архимандрита Антонина, смотритель Севских училищ.
80
'Михайловский притворник' – наместник Михайловского и Софийского монастыря иеромонах Макарий (Сорокин). О нем см. ранее прим. 53.
81
Муравьев Андрей Николаевич (1806–1874), русский духовный писатель, путешественник, церковный и общественный деятель, Обер-Секретарь Синода (1831–1842). Член общего присутствия Азиатского департамента МИД (1844), чиновник по особым поручениям МИД (1846–1866). Получил имя в честь апостола Андрея Первозванного. Дважды (1829–1830 и 1849–1850) совершил паломничество к христианским святыням Палестины. Из обеих поездок Муравьев привез в Россию большое количество православных реликвий. Пользуясь личным знакомством со многими восточными иерархами, он оказывал услуги для полуофициального церковно-дипломатического общения между российскими светскими и церковными властями и греческим духовенством. После возвращения с Востока Муравьев в начале 1850-х гг. поселился в Москве и переехал в Киев только после выхода в отставку в 1866 г. Антонин лично познакомился с Муравьевым только 1863 г. в Петербурге в доме А. С. Норова, во время последней поездки в Россию. См: Вах К. А. К истории знакомства архимандрита Антонина (Капустина) и Авраама Сергеевича Норова // Иерусалимский православный семинар. Вып. 4. М.: Индрик, 2013. С. 217.
82
Частица мощей апостола Андрея Первозванного, привезенная А. Н. Муравьевым, хранилась в Андреевской церкви в Киеве в серебряном ковчеге перед иконостасом по правую сторону Царских врат. Там же находилась икона Успения Божией Матери, привезенная из Иерусалима с частицею святого Животворящего Древа. (Титов Ф., священник. Историческое описание Киево-Андреевской церкви. Киев. 1897. С. 12.)
83
Иоанн Дамаскин. Пасхальный канон. Песнь 7.
84
Нектарий (в миру Николай Самуилович Надеждин; 1819–1874) – архиепископ Харьковский и Ахтырский. Окончил Тамбовскую духовную семинарию (1839) и Киевскую духовную академию (1843); сокурсник Антонина. Принял пострижение в Академии с именем Нектраий, а по окончании курса был рукоположен в иеромонахи. В продолжение 15 лет занимал различные должности в семинариях Киевской, Новгородской и Петербургской епархий. Ректор Софийских училищ в Киеве. В январе 1858 г. назначен редактором еженедельника «Духовная беседа», где печатал свои статьи богословского характера. В мае 1859 г. назначен ректором Петербургской духовной академии. Хиротонисан во епископа Выборгского (1859); епископа Нижегородского (1865). Руководил занятиями комитетов для составления новых уставов духовных семинарий, женских епархиальных училищ и духовных академий. 21 января 1869 г. хиротонисан во архиепископа Харьковского.
85
Обряд Умовение ног совершается в Великий Четверг в память умовения ног апостолов Спасителем. В этот день Иерусалимский Патриарх на площади перед входом в храм Воскресения публично умывает ноги 12 членам своего синода, в число которых могут быть допущены специально приглашенные почетные гости. Сам Патриарх уподобляется в этом действии Христу, а его гости – ученикам Христа. Подробное описание всего чина, сделано архимандритом Антонином: «Известие о последовании божественного и священного умовения, по вновь изложенному чину с некоторым пространнейшим комментарием» // ТКДА, 1867, Т. 1. С. 304–319.
86
В Великий Четверг вечером служится утреня Великой Пятницы. На этой службе читаются 12 частей из четырех Евангелий, в которых описываются страдания Иисуса Христа перед распятием, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и заканчивая Его погребением.
87
Иоанн Дамаскин. Пасхальный канон. Песнь 6.
88
Иван Михайлович Скворцов (1795–1863) – первый профессор философии в Киевской духовной академии, один из основателей Киевской религиозно-философской школы, многолетний профессор богословия в университете Св. Владимира. Его научная и преподавательская деятельность объединяла философские, богословские, естественные, математические и языковедческие знания. Активно печатался в академичеком издании «Воскресное чтение». Успешно боролся за сохранение в университете полноценного преподавания богословия, включая и медицинский факультет. С 1849 г. служил кафедральным протоиереем Киево-Софийского собора, привел в порядок библиотеку Собора, составил ее каталог и занимался изучением исторических материалов этой библиотеки. См. прим. 23.
89
'Оникий' – Иоанникий (Руднев) – о нем см. ранее прим. 16.
90
Горский Егор Семенович – священник в Киеве, выпускник Киевской духовной академии 1843 г., сокурсник архимандрита Антонина.
91
Антонин имеет в виду Ближние пещеры. Со стороны холма под одной кровлей, примыкая друг к другу, стоят Крестовоздвиженская церковь и церковь Всех преподобных Печерских (Теплый храм).
92
Павел Евграфович Комаровский (1812–1873), граф, его жена Мария Павловна, урожденная Галаган, его теща Екатерина Васильевна Галаган, урожденная Кочубей (1826–1897), вдова Григория Павловича Галагана (1819–1888), украинского общественного и политического деятеля (с 1883 г. члена Государственного Совета), исследователя украинской этнографии, основателя Коллегии Павла Галагана (1871).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник архимандрита Антонина (Капустина). 1850"
Книги похожие на "Дневник архимандрита Антонина (Капустина). 1850" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Архимандрит Антонин Капустин - Дневник архимандрита Антонина (Капустина). 1850"
Отзывы читателей о книге "Дневник архимандрита Антонина (Капустина). 1850", комментарии и мнения людей о произведении.