» » » » Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах


Авторские права

Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах

Здесь можно купить и скачать "Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Литагент «Индрик»4ee36d11-0909-11e5-8e0d-0025905a0812, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах
Рейтинг:
Название:
Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-85759-380-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"

Описание и краткое содержание "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" читать бесплатно онлайн.



В книге впервые печатаются два рукописных дневника путешествий в Иерусалим: первый, 1830–1831 гг., принадлежит некоему Стефану, принявшему постриг и имя Серапион в Иерусалиме, второй – племяннику А.С. Норова Николаю Петровичу Поливанову (1832–1909), сопровождавшему бывшего министра просвещения России в его втором путешествии в Палестину (1861). Издание включает в себя исторический очерк, исследование знаковых ситуаций русских паломничеств в Иерусалим и обширный комментарий, в котором эти дневники сопоставляются с текстами путешествий А.С. Норова, А.Н. Муравьева, инока Парфения и др.






156

Иоав – военачальник царя Давида, нарушивший повеления царя (2 Цар. 3, 26–31; 18:5, 9–15 и далее) и умерщвленный царем Соломоном (3 Цар. 2, 5, 28–34). Однако колодец (цистерна) назван именем не Иоава, а – Иова.

157

Юдоль плачевная (Юдоль плача) – название долины, идущей от начала русла ручья Кедрон к Мертвому морю, мимо лавры Св. Саввы. Ее часть, под названием долина Иосафата, считается местом сбора воскресших перед Страшным Судом (Пс. 83, 7; Иоиль. 3,2, 12).

158

Ксенофонт и его сыновья Аркадий и Иоанн – византийские христиане V–VI вв. Об их истории пишет Муравьев: «Оба сына, отплывшие вместе из Царьграда, были разнесены кораблекрушением по разным берегам Сирии; долго искал их безутешный отец, доколе случай нечаянно не возвратил их друг другу, уже облаченных в иноческий образ, и лавра чрез многие годы соединила в тихом своем пристанище разлученных житейскою бурею» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 155).

159

Савва Освященный (439–532) – родом каппадокиец, с восьми лет жил в монастыре, потом уединенно в пустыне близ Иордана, где в 484 г. основал монастырь (лавра Св. Саввы).

160

Ср. у Муравьева: «…показывают высокую и единственную пальму, посаженную, по преданию, руками св. Саввы, близ которой жены арабские приходят молиться о плодоносии своего брака…» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 154).

161

Муравьев указывает то же количество – 17 человек и прибавляет: «из коих половина русских. Все они преклонных лет» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 154). В 1840 г. побывавший здесь французский путешественник называет также «17 человек братии, из которых 5 человек русских» (Путешествие с детьми по Святой земле, ч. 2, с. 42). По свидетельству А. Уманца, побывавшего в Иерусалиме в июле 1843 г., в лавре Св. Саввы было два русских монаха – Кузьма и архимандрит Арсентий (Уманец А. Поездка на Синай, ч. 2, с. 269–270). Там же сказано, что, по словам митрополита Мелетия, монашествующих греческой веры в Иерусалиме находится «от митрополита до послушника, от 100 до 120, а во всей Святой Земле не более 200 человек» (там же, с. 252).

162

Продолжение написано «вторым» почерком.

163

Ср. у Муравьева: «…припасы часто останавливаются арабами Мар-Сабы при малейшем неудовольствии их на братию или за неуплату от патриархии иерусалимской положенной им дани. Таким образом нередко прекращается в лавре самая литургия по неимению вина, и несчастные иноки, несмотря не беспрестанно терпимый ими недостаток, обязаны бросать каждому из приходящих бедуинов по восьми малых хлебов, хотя бы собралась их целая толпа. Иначе сие жадное племя заставит голодом сдаться монастырь или забросает его камнями с гор, если не взберется на высокие стены. При каждом подвозе припасов или приходе поклонников несколько арабов, проникнув в монастырь, многие дни кормятся на его счет, берут поголовную дань с поклонников и, кроме того, ежегодно требуют даров и одежды своим шейхам. От их своевольного и наглого корыстолюбия обитель сия ныне в самом бедственном положении» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 154–155). Ср. также у Дашкова (Русские поклонники в Иерусалиме, с. 38). В 1849 г. в Письмах с Востока Муравьев пишет, что правитель Сирии и Палестины в 1833–1838 гг. Ибрагим-паша из Египта «угрозами заставил отказаться (бедуинов. – Е.Р.) от незаконных требований на ежедневную раздачу хлеба, которая первоначально была только милостынею в голодное время. С тех пор она прекратилась, потому что имени Ибрагима, победившего все горные племена, трепетала Сирия» (Письмо XXVII от 5 декабря 1849 г. – ч. 2, с. 100).

164

По преданию, св. Савва выгнал из пещеры львицу и поселился там (см. у Муравьева, Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 154 и у него же в Письмах с Востока в 1849–1850 годах, где речь идет уже о «царственном жильце пустыни, диком льве», ч. 2, с. 98).

165

Муравьев уточняет, что это произошло «во время крестоносцев. Ныне там показывают один опустевший гроб <…>. И поныне погребают иноков под каменною площадкою часовни…» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 154). В 1965 г. при папе римском Павле VI мощи св. Саввы возвращены в монастырь, но находятся теперь не в часовне, а в соборном храме.

166

События относятся к VII в., когда были убиты «преподобные Иоанн, Сергий, Патрикий и прочие»: «13 марта сарацины ворвались в монастырь и потребовали отдать им все ценности. Получив от монахов ответ, что в монастыре нет ничего, кроме скудных запасов пищи и ветхой одежды, сарацины стали стрелять в насельников из луков. Тринадцать человек было убито и многие ранены, пылали монашеские келии. Сарацины намеревались поджечь и монастырскую церковь, но, увидев вдали множество людей, решили, что это войска, посланные из Иерусалима <…>. 20 марта сарацины в еще большем количестве вновь напали на лавру и стали истреблять иноков. Оставшиеся в живых были согнаны в церковь, чтобы под пыткой узнать от них, где спрятаны сокровища <…> схватили святого Иоанна, совсем еще юного инока, бывшего попечителем странников. Его жестоко пытали, затем перерезали на руках и ногах сухожилия и стащили за ноги по камням с горы, содрав кожу со спины мученика. Хранитель церковных сосудов, преподобный Сергий, скрыл священную утварь и попытался бежать, но был схвачен и обезглавлен. Нескольким монахам все-таки удалось скрыться вне обители, в пещере, но это заметил находившийся на горе страж и приказал всем выйти. Внутри пещеры преподобный Патрикий шепотом сказал братиям, бывшим с ним в пещере: «Не бойтесь, я один за вас выйду и умру, вы же сидите и молчите». Сарацин спросил, есть ли еще кто-нибудь в пещере, и преподобный ответил, что он был один. Его отвели в лаврскую церковь, где оставшиеся в живых ожидали своей участи. Сарацины потребовали с них выкуп в 4000 златниц и священные сосуды. Монахи не могли дать такого выкупа. Тогда их перевели в пещеру преподобного Саввы, находившуюся в ограде монастыря, и перед входом в пещеру развели костер, в который подбрасывали навоз, чтобы заключенные задохнулись от ядовитого дыма. В пещере погибло восемнадцать человек…». Память отмечается 20 марта (Православный календарь).

Ср. у французского путешественника: в церкви святителя Николая «мы видели 42 черепа, хранящиеся за решеткою и почитаемые христианами за головы святых отшельников, умерщвленных воинами Хозроя, царя персидского, за несколько дней до взятия им Иерусалима, что было во время царствования императора Ираклия» (Путешествие с детьми по Святой земле, ч. 2, с. 42). Ираклий (575–641) правил с 610 г.

167

Относительно времени основания монастыря Св. Креста имеется несколько версий. По рассказам средневековых паломников, монастырь основала царица Елена, затем император Константин подарил его грузинскому царю Мириану (265–342), который в старости отправился в Святую Землю и поселился здесь в 316 г. Другая версия приписывает строительство монастыря на участке, приобретенном царем Мирианом, царю Вахтангу I Горг-Асалому (446–499), построившему много монастырей в Иерусалиме. Третья версия называет строителем монастыря императора Юстиниана; четвертая традиция, наименее вероятная, приписывает строительство монастыря императору Ираклию, спасителю Святого Креста от персидского царя Хосрова II (628 г.), но Ираклий, вероятно, только восстановил монастырь. Сейчас считается доказанным, что монастырь был основан в византийскую эпоху, первое упоминание о нем относится к VI в. Считался крупнейшим грузинским монастырем за пределами Грузии. В XII в. в монастыре находился в качестве инока Шота Руставели, умерший здесь же, сохранилась фреска с его изображением (в 2004 г. поврежденная). В конце XVII в. монастырь перешел во владение греческой церкви. По преданию, находится «на корне древа, срубленного для креста Спасителева, как будто бы оно могло быть известным», – пишет Муравьев, описывающий далее монастырь: «Обитель Креста обнесена высокими столбами с обширными террасами, которые соединяют все части здания и тянутся кругом стен несколько ниже их зубцов для прикрытия ратных. Келий и трапез довольно, но теперь все пусто; там обитают только два монаха, и монастырь оживляется изредка поклонниками, наипаче из армян и грузин. В алтаре, под престолом, показывают остаток корня от крестного древа, окованный серебром. Все иконы древней грузинской живописи <…>. Но всего достойнее внимания помост соборный: он весь испещрен мелкою мозаикой из круглых белых и желтых камней <…> нигде на Востоке не встречал я подобной мозаики. Монастырь сей был бы одним из самых великолепных в Палестине, если бы владеющие им ныне греки могли его поддерживать» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 213–214; Муравьев пишет об основании монастыря в XI в.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"

Книги похожие на "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Румановская

Елена Румановская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"

Отзывы читателей о книге "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.