Парфений (Агеев) - Автобиография

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Автобиография"
Описание и краткое содержание "Автобиография" читать бесплатно онлайн.
«Автобиография» постриженика Святой Горы Афонской инока Парфения (Агеева) в полном своем объеме издается впервые и является дополнением и продолжением его знаменитого «Сказания о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле». Написанная значительно позднее «Сказания», она содержит уникальные сведения о семье и детских годах автора, а также о сибирском периоде жизни отца Парфения в 1847–1854 гг. Текст печатается в соответствии с правилами современной орфографии, с сохранением особенностей стиля и языка автора.
На обложке воспроизведен вид Старокафедрального Благовещенского собора на Старособорной площади города Томска с открытки начала XX века.
После опять всего лишились: имения и дому, даже последних своих птенцов, на которых была их надежда, что успокоят их старость, и родительница от слез совершено ослепла. Эти скорби были уже последние, предсмертные, уже в них и скончалась.
Ублажает Священное Писание Иова праведного за претерпенное им искушение без роптания; но хоть праведный Иов и притерпел великое искушение, но единожды, а после уже в благоденствии и в богатстве, которое еще усугубилось против прежнего, и в кругу родных, детей, внучат и правнучат окончил жизнь свою.
Но родители мои трижды были искушены, подобно Иову; наживали и лишались всего имения и дому, и детей; наконец, своей стороны – и в этих скорбях и искушениях, и не между родными, но между чужими людьми, окончили жизнь свою, и никогда на Бога не роптали; но от великих скорбей имели утешение – только слезы, даже от них и ослепли; не только чтобы пороптали на свою участь или на Бога, но один другого беспрестанно утешали и даже благодарили Господа Бога, что он так их возлюбил, даже и я им удивлялся: когда в последний раз стали прощаться с нами, то не только не плакали, но еще и нас утешали, когда мы о них сожалели и плакали. Они нам говорили: «Просим вас не плакать о нас, ибо мы так к скорбям привыкли, что они нас даже утешают; но и жить осталось нам немного, уже как-нибудь Господь нас подкрепит провести это время».
Прожили после нас одиннадцать месяцев и скончались на одном месяце: родитель – 28 апреля 1848 года, а родительница –23 мая того же года. Я в то время проживал в Томске; но кончины их самые минуты Господь мне открыл, хотя и был я от них на расстоянии пяти тысяч верст, еще слишком от Молдавии до Томска. Это будет сказано в своем месте; а здесь надобно мне опять возвратиться к началу моего странствия, как я вышел из града, из которого чуть не вернулся обратно в дом.
52. Вышел я из града, и Господь послал мне Свою помощь. Я отошел 30 верст, как на крыльях, пролетел. Пришел в село, где еще только благовестили к Литургии, – там было освящение храма. Это я принял за особенное милосердие Божие.
53. Наконец я достиг города Кишинева, где нужно было мне переменить паспорт и взять другой, чтобы мне было свободно странствовать по всей России. Для этого потребовалось мне довольное число денег, а у меня нет ни копейки, – вот и встретило меня первое искушение. Я нанялся у купца во служение. Быв сам хозяином с малых лет, сделался работником; ох, тяжко, да еще из доброй своей воли. Взял у купца денег нужное количество и получил паспорт. Хозяин взял его к себе. Вот начал я проходить послушание у мирских людей. Купец был старообрядец одной со мной секты и очень меня полюбил: сделал меня не работником, а сыном своим, нашил мне к Пасхе самой лучшей одежды и весь дом поручил мне в управление; всех приказчиков предали под мое смотрение; каждый день приглашали с собою кушать. У хозяев детей – одна дочь, невеста, и сын, который еще в пеленах. Вот со всех сторон приготовили для меня сети.
Наконец из старших приказчиков, наедине, говорит мне: «Ты знаешь, какое готовится тебе счастие? Хозяева велели тебе сказать, что они хотят за тебя дочь свою отдать и сделать тебя всему имению хозяином, ибо очень они тебя полюбили, а наипаче барышня, даже весь город будет тебе завидовать». Я ему ответил: «Скажи хозяевам, пусть они этого и не помышляют, ибо я положил намерение быть иноком и жить в монастыре, а о женитьбе я никогда и не подумаю». Потом сами хозяева призвали меня к себе и начали мне это предлагать и даже убеждать; каких они слов прелестных не наговорили, чего они не обещали, даже хозяин хотел весь дом мне передать по актам и на меня сделать все документы, а не на дочь, но я никак ни на что не соглашался. Потом начали меня посылать к разным людям, а там уже сказано, что мне говорить и как меня увещевать; вот беда, как бы сговорился весь город: женись, да и только; невеста мне проходу не дает – бросается на шею да ласкается. Вот беда! Вот искушение! Как Иосифу Прекрасному. Что буду делать; кровь кипит, а уже поддержать некому. Ежедневно на столе разные вина и закуски. Были все средства употреблены. Что только не было придумано; но я с Божиею помощью пребыл непреклонен, хотя немного было в помыслах и поколебался; но они со мной пять месяцев бились и ничего не сделали. Наконец употребили другие средства, уже возненавидели меня и каждую минуту начали меня бранить, и сделали меня самым последним из работников. Прошел я все послушания: был кучером и водовозом, свиней и птиц кормил, двор и нужные места чистил; был пастухом, коней и коров пас, да еще и босой, ибо не давали мне обуви. Потом паки начнут утешать и прельщать. В таком-то котле меня Господь искушал, а отойти было невозможно; то прельщают ласками, то опять горче прежнего тиранят. Все заставляли делать, что ни есть самое худшее: коров доил и молоко продавал на базаре; но нет хуже, как коней пасти – бегают, да и только, а коней было много, ибо хозяин держал почтовые станции.
54. Того же лета помер в Серковском раскольническом монастыре, в Бессарабии, начальник, как они называют, игумен, монах Симеон, то потребовалось сделать другого настоятеля. Для постановления нового игумена назначен был собор, на который приглашены и назначены членами из всей Бессарабии, Украины, из Херсонской и Каменец-Подольской губернии, изо всех городов и сел старообрядческих: часовенные дьяки, уставщики, попечители, почтенные старики, богатые купцы и наш хозяин, назначенный также членом собора; а я был за кучера. Мы из Кишенева отправились на трех тройках, ибо расстоянием монастырь от Кишенева 80 верст. Мы посадили к себе дьяка и попечителя; на каждой тройке сидело по три человека. Набрали ящики с винами, водкою и ромом и разных закусок. Я над ними всю дорогу смеялся, называя их вселенскими учителями и пастырями: кого патриархом, кого митрополитом, кого епископом и судиями вселенскими. Сначала из Кишенева ехали хорошо, все уговаривались, что говорить на соборе, и какие установить правила, и как защищать себя, ибо они боялись сельских и деревенских сочленов своих, потому что их будут отлучать, что послабже живут, одежду и волосы на головах носят не по обычаю раскольников и т. п.; когда приехали на станцию, как мои патриархи принялись за бутылки, потом как напились чуть еле живы, беда да и только – бесятся, того смотри, что головы сломят, либо кого задавят, – кричат, шумят, коней бьют; вот было наказание, уже лучше б нужники чистить, нежели с пьяными ехать. Кое-как приехали в Ургиев город ночевать и всю ночь прошумели с ургиевскими купцами – гуляй, да и только. По утру поехали еще горче вчерашнего, хотя они и боялись, но, по крайней мере, все было любовно.
Приехав в монастырь, прежде хорошенько проспались, а там уже не одна сотня народу. Вот в назначенный день собора сошлись все на средину монастыря; я пошел полюбопытствовать, о чем будут говорить и что рассуждать, так как я имел эту охоту с малых лет – быть на соборах и говорить о догматах веры; но там было не то, как я любил; тут было над чем посмеяться, кто охотник, ибо были все подвыпивши немного, и был великий шум, крик и брань, что ничего нельзя было разобрать: один – то, другой – другое; а человека четыре поумнее видят, что тут хотя бы неделю кричали, – толку не будет; пошли и вывели одного монаха из старших который, едва уже ходит пьяный[26]. Вышед к народу, закричали: «Полно шуметь – вот, поздравляйте нового игумена»; и все закричали: «Батюшка наш, поздравляем тебя с новым чином». Тут же выкатили две бочки: одну – с горелкой, а другую – с виноградным вином. С радости как загуляли наши соборные отцы, что двое суток пировали так, что в церкви и службы не было.
Потом кое-как я упросил, чтобы ехать домой. Стали на дороге опять пить, да уже всю дорогу бранились и несколько раз дрались до крови; мы, кучера, едва могли их растаскивать; однако до Кишенева всех не довезли, человек трех оставили на дороге, а то, того и смотри, что один другого убьют; вот было соборище, и соборище плачевное богобоязливому человеку, ибо ездили на собор только попить да погулять.
Вот здесь-то я еще повредился и поколебался в расколе: не такие ли соборы были на Ветке, которые утверждали нашу веру и которым мы последуем. Ежели так же, то явная наша погибель; не для ли этого Господь меня оставил на время пожить в Кишеневе, чтобы показать мне это соборище беззаконников.
55. И так, прожив у хозяина лето и заслужив все деньги, я взял паспорт. Попадается мне один монах из Стародубских слобод, был в Кишеневе для сбора и отправляется в Киев. Он взял меня с собой[27]. Приехав в Киев, сходил в Лавру и в пещеры, приложился ко всем святым мощам и просил угодников Божиих о помощи мне[28], дабы безвредно переплыть житейское море и получить бы чин иноческий. Потом мой спутник поехал еще в сторону для сбора вниз по Днепру, в город Черкасы; мне, хотя и не очень хотелось туда ехать, ибо все мое желание – в Стародубские слободы, но делать нечего, надо ехать. Приехав в Черкасы, въехали прямо в монастырь женский, который стоит на краю города; я остался в монастыре, а спутник пошел собирать милостыню и не являлся целую неделю. Вот и здесь было дьявол готовил мне сети, но Господь избавил меня от них. Потом еще стояли неделю и в мужском монастыре, и мне весьма в нем не понравилось за слабость жизни и за бесчиние. В женском монастыре еще начальствовала сама основательница монастыря, а в мужском – уже второй настоятель; а первый обратился к единоверию и скончался в Корсунском монастыре единоверческом, Таврической губернии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Автобиография"
Книги похожие на "Автобиография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Парфений (Агеев) - Автобиография"
Отзывы читателей о книге "Автобиография", комментарии и мнения людей о произведении.