Парфений (Агеев) - Автобиография

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Автобиография"
Описание и краткое содержание "Автобиография" читать бесплатно онлайн.
«Автобиография» постриженика Святой Горы Афонской инока Парфения (Агеева) в полном своем объеме издается впервые и является дополнением и продолжением его знаменитого «Сказания о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле». Написанная значительно позднее «Сказания», она содержит уникальные сведения о семье и детских годах автора, а также о сибирском периоде жизни отца Парфения в 1847–1854 гг. Текст печатается в соответствии с правилами современной орфографии, с сохранением особенностей стиля и языка автора.
На обложке воспроизведен вид Старокафедрального Благовещенского собора на Старособорной площади города Томска с открытки начала XX века.
Она ответила на это: «Как бы не согласиться?»
Я паки начал говорить: «То о чем же вам очень скорбеть и плакать; я вам ручаюсь, что ежели я уйду в монастырь, то вы за это получите Царствие Небесное, да еще радость к радости, ежели бы Господь привел и мне к вам попасть и быть вечно в радости и веселии. О, какое это утешение, пусть бы на малое время в жизни этой и разлучиться, а там бы вечно вместе радоваться.
Еще скажу, хотя бы и случилось это, что я вас оставлю, но я вас оставлю не престарелых и не одних, и не в нищете; Слава Богу, вы еще в самых силах, детей у вас еще останется и имения довольно, ежели Господь не отнимет, то до смерти его достанет; о чем же очень вам так скорбеть и сокрушаться. Но и то еще, Бог знает, уйду ли я в монастырь или нет. Вот уже десять лет собираюсь, а все еще дома живу, а хоть и совершу свое предприятие, то вы сами знаете, что я назначен на служение Богу еще прежде зачатия во чреве и еще ты не была замужем. Когда так, то зачем же очень о мне плакать, надобно вам радоваться, что сын ваш пошел не на худные дела, а на служение Богу. Вот мне воистину тяжко: оставить дом и имение и с вами, милыми родителями, на всю жизнь сию временную разлучиться, и не видеть вашего лица, также со всеми родными и друзьями, и идти неизвестно куда, странствовать по свету во всю свою жизнь. Проведя жизнь в богатстве и в нежном воспитании и быть самому последнему из нищих, но и то любовь Божия превозмогает, ибо знаю, что все на сем свете хорошо и приятно, а наипаче в кругу родных, а все тленно и скоро проходит. Все-таки скоро или нескоро, поздно или рано, а надобно разлучиться и все оставить. Который я предназначаю себе путь, хотя и кажется неудобоносимый и сверх естества человеческого, но зато по окончании этого пути какая ожидает награда, и награда вечная, которой весь мир сей недостоин единой вечной капли».
Мать: «Милое мое чадо, конечно, это я давно и сама знаю, что ты назначен на служение Богу еще прежде зачатия, и это знаю, что я тебя родила не так, как прочих детей, и это знаю, что за здешние труды и подвиги какая ожидает награда; но не о том мы сокрушаемся и плачем, что ты хочешь идти работать и служить Богу, об этом точно бы нам надо радоваться, но мы плачем; а о том, как мы можем с тобой разлучиться и не видеть твоего прекрасного лица, и не слышать твоих исполненных сладости словес, и не получать от тебя писем, и даже не иметь о тебе никакого слуха; вот для нас что очень скорбно и невыносимо. Видишь, какого тебя Бог нам дал: лицо твое ангельское, прекрасное и веселое, ум твой необыкновенный, слова твои сладкие, паче меда, ибо не только ты нас привлек к себе любовию, но и чужие, кто тебя только знает, все до бесконечности любят; по улицам нельзя пройти, всякой спрашивает, что от Пети давно ли получали письма – жив ли он, здоров ли он? Ежели чужие так о тебе сожалеют, а нам же, родным, как тебя не сожалеть и не любить. Да еще более этого о тебе мое соболезнование и печаль, что как ты пойдешь на чуждые страны странствовать и бедствовать; натерпишься холоду и голоду, воспитанный в самом нежном виде и в богатстве; мы будем жить в роскоши, а ты, может быть, не будешь иметь куска хлеба. Да и еще о том я очень соболезную, что как ты будешь препровождать свои молодые лета на чуждой стране, ибо к плотским страстям и похотям еще только приближаешься, а лицо твое прекрасное и привлекательное, очи твои веселые, слова твои сладкие, то тысячи на тебя будут устремлять взоры, которые будут соблазнять тебя; как же ты в таких летах можешь против всех соблазнов устоять; вот это больше меня беспокоит и оскорбляет мою душу».
Я: «Конечно, милая моя маминька, я и сам это знаю и чувствую, что весьма это трудно будет вынести, но уже, видно, для этого не раздумаю и не отложу своего предприятия; но, возвергнув всю свою надежду на Господа Бога, надобно начать этот трудный путь, хотя для вас это и скорбно, а для меня еще скорбнее, но необходимо».
Что же, все сидевшие в доме родные и до сего времени слушавшие наши разговоры вдруг вскочили и охватили меня со всех сторон, сделав великий плач и клич, так что обмочили всего меня слезами, что едва я мог их успокоить. Набежало полон дом народу, полагая, что кто-нибудь помер. Вот последний раз оплакали они меня и больше уже многие меня и не видали после до смерти. Мать положили замертво на постелю – едва очувствовалась.
44. На другой день, пообедав, начал я собираться на базар для принятия со склада товаров и расчета рабочих и один зашел в свою молитвенную храмину, помолившись Господу Богу и приложившись к иконе Божией Матери древней, препоручил Ей самого себя и омыл слезами лицо свое, ибо последний раз я помолился в своей моленной и полюбовался на свою библиотеку, которая составляла в жизни моей все утешение, ибо я уже больше не бывал в своей моленной и еще раз прошел по всему дому своему и простился с ним; но как было сердцу моему очень больно, то несколько раз от обморока садился я на стулья. Но от родных всячески старался это скрыть, хотя слезы по лицу и катились струями; родительница спросила: «Когда же придешь домой и когда нам тебя дожидаться?» Я в уме своем сказал, что никогда, а словами сказал, что дня через четыре буду, ежели с делами управлюсь, а то я больше не приду. Потом пошли меня провожать; хотя они со мной прощались на четыре дня, но я прощался навсегда. Я пошел один, а родные все остались. Я первый раз оглянулся, они все стояли и смотрели вслед меня. Потом вдруг послышался плач и крик. Я оглянулся – они все: которые лежат на земле, которые, ухватившись все, оплакивают меня; не знаю, что им пришло на ум; а я, давай Бог ноги, и прибавил шагу; уходя, боялся, дабы меня не догнали.
45. Придя на базар, я принялся за дело принимать товар и отпускать; рассчитывать рабочих, оканчивать все документы и векселя, контракты и сводить счеты, расчеты и отчеты, дабы себя вполне перед родителями очистить. Я прожил шесть дней. Что же? Приходят сестры ко мне. Я спросил: «Зачем пришли?» Они сказали, что прислала маминька, почему ты долго нейдешь домой, очень мы соскучились и проглядели все глаза, тебя дожидаясь, и узнать когда придешь домой. Я им сказал: «Вам там делать-то нечего, так и беспокоитесь, а у меня сотни дел и поесть времени нет. Когда управлюсь с делами, то приду дня на три погостить, а то опять надобно отправляться».
И они пошли домой.
46. Я, между тем, шедши увидел в одной лавке сидящего послушника. Я сейчас подошел к нему, спрося, из какого монастыря и чей он. Он сказал, что такого-то купца сын, а живу в таком-то монастыре.
Я узнал, что немного отец его мне знаком, а родной дядя его очень знаком, так что торговые имели дела. Я его спросил, когда он намерен ехать в монастырь. Он сказал, что он бы готов хотя сегодня, но отец его не хочет отпустить и хочет заставить торговать. Потом взял меня в дом свой. Мать его меня узнала, кто я таков, и сказала мне: «Ты не сказывайся, что ты кто еси, а то муж узнает и тебя остановит, а ежели он тебя в лицо не знает, то кольми паче». Я сказал, что его знаю, а он меня не знает. Она сказала: «Ты скажись, что ты из-под монастыря, и проси нашего сына ехать вместе». Так и сделали. Придя, он спросил меня, откуда я. Я сказал, что из-под монастыря, и начал его просить, чтобы отпустил он сына в монастырь! Он же прежде не очень соглашался, но, устыдившись меня, отпустил. Мы начали собираться в путь. Я еще все оканчивал свои дела и сводил счеты.
47. В субботу мне сказали, что мать моя ищет меня, и я увидел ее, она начала говорить мне со слезами, что ты нас позабыл, уже мы ждали, ждали тебя и не могли дождаться. Вот я сама приехала за тобой, теперь уже поедем домой. Я нарочно приехала на лошади.
Я сказал ей: «Я еще теперь не могу ехать, потому что дел у меня много; еще дня два здесь пробуду».
Она сказала и заплакала: «О, Боже мой! Что это такое деется, уже мы с тоски пропали, ждав тебя. Как ты хочешь, а я без тебя не поеду домой».
Я сказал: «Как хочете, маминька, а мне ехать теперь никак нельзя, ибо надобно все нужные дела покончить, с людьми учинить расчет и контракты все покончить, – тогда и приду домой».
Она спросила: «Когда же ты пойдешь, то я коня за тобой пришлю».
Я сказал: «Не знаю, в понедельник отправлюсь ли, а во вторник непременно, а коня не присылайте, я и пеший приду, здесь недалеко».
Она сказала: «Проводи же меня, хотя немного».
Я проводил ее; она стала прощаться со мной, ухватясь за шею, у нее руки так и обмерли около меня, а сама зарыдала, говоря: «О, что это такое; видно, уже мне тебя не видеть больше, я не могу тебя отпустить, потом, облобызав мои уста, очи, голову и щеки, отпустила меня. Я уже не мог ей от болезни сердца моего ничего говорить. Только последние тихие слова сказал: «Маминька, прости меня и благослови». Она сказала замирающим голосом: «Господь тебя простит и благословит, милое мое чадо, только поскорее приходи домой».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Автобиография"
Книги похожие на "Автобиография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Парфений (Агеев) - Автобиография"
Отзывы читателей о книге "Автобиография", комментарии и мнения людей о произведении.