Алексей Ерофеев - Путеводитель по улицам и истории Петербурга. Все достопримечательности в шаговой доступности от станций метро
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Путеводитель по улицам и истории Петербурга. Все достопримечательности в шаговой доступности от станций метро"
Описание и краткое содержание "Путеводитель по улицам и истории Петербурга. Все достопримечательности в шаговой доступности от станций метро" читать бесплатно онлайн.
Современный Петербург невозможно представить без метро. Именно вокруг его станций сосредоточена современная жизнь города. А само метро – это настоящее подземное царство со своими дворцами, памятниками, мозаиками, барельефами, порой привлекающее туристов не меньше, чем шедевры наземной архитектуры.
Эта книга посвящена не только самим станциям, но и тем городским достопримечательностям, что расположены вокруг них. Автор – известный краевед, член Топонимической комиссии Санкт-Петербурга.
Владимирская площадь. «Регент-холл» (Владимирский проспект, 23)
Первым под защиту взяли «дом Дельвига». На самом деле когда-то этот дом принадлежал купцу Анику Тычинкину, однако купеческое прошлое спасти его от сноса не могло. Защитить его смог друг Пушкина Антон Дельвиг, живший в нем, о чем когда-то свидетельствовала мемориальная доска, к тому моменту уже демонтированная. С балкона приговоренного к смерти дома молодые люди читали стихи Пушкина, Дельвига и других поэтов той поры, обращались к прохожим с воззваниями услышать голос разума, не давать власти рушить наше прошлое. И что удивительно – удалось.
Также удалось отстоять и дом № 19 – памятник эпохи модерна, построенный выборгским архитектором Аланом Шульманом в 1904 году. Не сохранили лишь соседний дом № 23.
Увы, в веке нынешнем некая фирма решила заполнить этот пробел – точнее, ликвидировать лакуну, построив новое здание, по замыслу воспроизводящее облик утраченного дома первой половины XIX столетия. Правда, зачем-то понадобилось возвести над ним деловой комплекс, и в реальности вышло то, что якобы исторический облик двухэтажного дома толком не проглядывается, а «Регент-холл», построенный Павлом Юшканцевым, Владимирскую площадь просто-напросто задавил.
Громким эхом разнеслось по городу известие о возможной утрате близнеца «дома Дельвига» – стоящего напротив него дома Рогова. Расселенный много лет назад, открытый всем ветрам и природным осадкам, он медленно разрушался. И тут нашлись желающие разобрать его, чтобы затем возвести новодел, а за ним построить еще одно чудище наподобие «Регент-холла». 26 августа 2011 года в воскресный день дом незаконно разрушили, несмотря на то что вскоре он был признан вновь выявленным объектом истории и культуры.
Дом Рогова вместе с домом Дельвига составлял неповторимый фрагмент непарадного Петербурга начала XIX века. Да, уголок этот, частично формировавший ансамбль Владимирской площади и дававший начало узкому Щербакову переулку, воспетому, кажется, только ленинградским поэтом Семёном Ботвинником, – на первый взгляд, далеко не самый поэтический. Но он весь был проникнут пушкинским временем – надо только мысленно стереть нависающую над тихим Щербаковым переулком стену современного монстра.
Щербаков переулок таков,
Что его вам покажет не каждый.
Глуховат он, старик двухэтажный,
Нынче мало таких уголков.
Не то что мало – этот уголок единственный и неповторимый, который необходимо беречь как зеницу ока. Есть надежда, что дом Рогова будет воссоздан в прежних архитектурных объемах.
В створе Большой Московской улицы 30 мая 1997 года был установлен памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому Его авторы – скульпторы Любовь Холина и Пётр Игнатьев, художник Павел Игнатьев, скульптор Вадим Спиридонов.
Памятник Ф. М. Достоевскому
Первоначально, по замыслу Любови Холиной, победившей в конкурсе на памятник писателю, фигура Достоевского, выполненная из глины, должна была быть переведена в гранит. Но после доработки памятник отлили в бронзе.
Писатель изображен глубоко задумавшимся, обхватившим руками колено.
Место под памятник выбрано очень удачно. Рядом, на углу Кузнечного переулка и улицы Достоевского, получившей это название в 1915 году, а до того именовавшейся Ямской, находится мемориальный музей-квартира писателя, в которой он провел последние годы жизни. А неподалеку, на углу Владимирского проспекта и Графского переулка, стоит трехэтажный дом – бывший дом купца Кувшинникова, в котором была написана первая повесть «Бедные люди», с которой и началась писательская слава Фёдора Михайловича. Из угловых окон квартир на Владимирском проспекте и в Кузнечном переулке – а Достоевский любил снимать угловые квартиры – он любовался Владимирской церковью.
С церковным сквером, расположенным на углу Владимирской площади и Кузнечного переулка, связана судьба литературного героя другого русского писателя – Александра Куприна. Сидя в этом скверике, он окончательно решил судьбу поручика Ромашова из повести «Поединок». Ромашов, по воле автора, должен был погибнуть.
Площадь Восстания
Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Архитекторы: В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин (1955 год, наземный и подземный павильоны); А. С. Гецкин, В. П. Шувалова (1961, наземный павильон на Московском вокзале)
Инженер: Е. А. Эрганов
Барельефы на пилонах центрального подземного зала:
«Выступление В. И. Ленина у Финляндского вокзала» – скульптор А. И. Долиенко;
«В. И. Ленин у шалаша в Разливе» – скульптор В. Б. Пинчук;
«Выстрел Авроры» – скульптор А. В. Разумовский;
«Штурм Зимнего дворца» – скульптор В. И. Татарович.
Переход на станцию «Маяковская» 2-й (Невско-Василеостровской) линии
Выход к Московскому вокзалу, на площадь Восстания, улицу Восстания, Невский проспект и Лиговский проспект
Рядом находятся:
Большой концертный зал «Октябрьский» (Лиговский проспект, 6);
Дворец культуры милиции имени Ф. Э. Дзержинского (Полтавская улица, 12);
Санкт-Петербургский музей хлеба (Лиговский проспект, 73)
Наземный вестибюль метро представляет собой здание круглой формы с пристроенными по сторонам ризалитами[3].
Композицию завершает большая ротонда со шпилем, на котором некогда красовалась буква «М» в лавровом венке. Ее убрали в связи с опасностью обрушения.
Станция, с которой 15 ноября 1955 года отправился первый поезд, украшена декоративными решетками в круглых вентиляционных отверстиях и рельефами круглой формы. Все они рассказывают о событиях 1917 года. Это «Выступление В. И. Ленина у Финляндского вокзала», «В. И. Ленин у шалаша в Разливе», «Выстрел Авроры», и «Штурм Зимнего дворца». На втором левом пилоне с обеих сторон сохранилось изображение Иосифа Сталина. Он стоит за Лениным, выступающим перед рабочими, собравшимися на площади перед Финляндским вокзалом. Это единственный в петербургском метро образ Сталина, оставленный после 1961 года.
«Площадь Восстания» стала первой станцией с двумя выходами. 14 августа 1960 года распахнулись двери «Площади Восстания-2» в новом крыле Московского вокзала со стороны Литовского проспекта. До этого в противоположном от эскалатора торце подземного зала находился барельеф, изображающий Владимира Ленина, выполненный скульпторами Ароном Плискиным и Владимиром Сычёвым.
3 ноября 1967 года была открыта Невско-Василеостровская линия. Тогда же «Площадь Восстания» стала станцией пересадок на «Маяковскую». На ней сделали два перехода: в противоположной стороне от выхода «Площадь Восстания-2» тоннель ведет в центр перрона «Маяковской», а над путями четыре эскалатора (до недавнего времени три) поднимаются к торцу станции «Маяковская».
Площадь Восстания, по которой получила название станция метро, была спроектирована в 1840-е годы архитектором Николаем Ефимовичем Ефимовым. Называлась она тогда Знаменской, по церкви Знамения Господня, стоявшей на месте павильона метро. И нынче нередко о наземном павильоне станции «Площадь Восстания» говорят, что советские архитекторы некоторым образом компенсировали снесенную в 1940 году Знаменскую церковь. Отчасти это так, поскольку площади нужна была архитектурная доминанта, которой долгое время служил храм.
Деревянная церковь во имя Входа Господня в Иерусалим была построена на этом месте в 1765–1768 годах. В 1794–1804 годах по проекту архитектора Фёдора Демерцова ее перестроили в камне. По храму назвали площадь, которая 17 ноября 1918 года была переименована в площадь Восстания в память о февральских (не октябрьских!) событиях 1917 года. Храм был уничтожен в 1938 году.
В 1851 году на Знаменской площади возникло первое грандиозное по тем временам здание. Николаевский вокзал был построен одним из самых любимых архитекторов императора Николая I Константином Тоном (сейчас на здании Московского вокзала установлена мемориальная доска архитектору).
Вокзал открылся 18 августа 1851 года. В четыре часа утра с него из столицы Российской империи в Первопрестольную отправился императорский поезд. Состоял он из девяти вагонов. Путь до Москвы занял девятнадцать часов. Возможно, поезд дошел бы до места назначения несколько быстрее, но Николай I опасался переездов через железнодорожные мосты и переходил их пешком, следуя за поездом, что, безусловно, замедляло движение. Интересно, что опасения вызывал и сам императорский рейс, поскольку для обеспечения безопасности движения вдоль всего пути были задействованы несколько тысяч солдат, охранявших железную дорогу на всем протяжении между Петербургом и Москвой.
Московский вокзал
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путеводитель по улицам и истории Петербурга. Все достопримечательности в шаговой доступности от станций метро"
Книги похожие на "Путеводитель по улицам и истории Петербурга. Все достопримечательности в шаговой доступности от станций метро" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Ерофеев - Путеводитель по улицам и истории Петербурга. Все достопримечательности в шаговой доступности от станций метро"
Отзывы читателей о книге "Путеводитель по улицам и истории Петербурга. Все достопримечательности в шаговой доступности от станций метро", комментарии и мнения людей о произведении.