» » » » Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе


Авторские права

Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе

Здесь можно купить и скачать "Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе
Рейтинг:
Название:
Изучение повседневной культуры России в музее и школе
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2429-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Изучение повседневной культуры России в музее и школе"

Описание и краткое содержание "Изучение повседневной культуры России в музее и школе" читать бесплатно онлайн.



Культура повседневности, проблематика которой стала неотъемлемой частью гуманитарного образования, сегодня вошла в широкий образовательный контекст. Ее изучают в музеях, школах и вузах. Ценность предлагаемого универсального пособия состоит в том, что оно написано на основе междисциплинарного подхода, включает знания по истории, истории культуры, методике преподавания истории и музейной педагогике. Оно ориентировано на студентов, учителей и музейных педагогов, имеющих практику работы с детьми. Структура пособия научно обоснованна и включает в себя учебный, методический и дополнительный блоки.

Книга содержит обширный фактический материал по истории российской повседневности и раскрывает различные стороны повседневной жизни общества. Книга состоит из пяти частей. Первая часть повествует о традиционной русской культуре и повседневности допетровского времени, которые целиком зависели от годового жизненного цикла и были подчинены традициям. Во второй части показаны переворот в повседневной культуре петровского времени и особенности культуры барокко и рококо периода правления Елизаветы Петровны. Третья часть посвящена повседневности классицизма и ампира. Европеизация русской повседневности осуществлялась комплексно, сразу во всех сферах: нравы и ассамблеи, усадьба и духовная культура, театр и литература, образование и семья. В четвертой части книги показано вторжение капитализма и урбанизации в повседневную и духовную жизнь людей в период эклектики. В последней, пятой, части показана авторская версия феномена модерна как нового этапа развития культуры серебряного века.

Безусловный интерес представляет список рекомендуемой для изучения литературы. Методика прописана в дидактических разработках тем, вопросах и заданиях учащимся. Применение их в совокупности позволит обыграть темы по истории повседневной культуры, что даст возможность студентам, учителям и музейным педагогам внедрять их в своей работе с детьми.






Музыкальным сопровождением были звуки громкой домры, гнусавой зурны, монотонной волынки, мелодичной лиры. В ХVII в. появилась балалайка. В 1636 г. патриарх, а в 1648 г. царь запретили игру на музыкальных инструментах.

1 сентября, в день Симеона Летопроводца, начинался Новый год. Именно в этот день мальчиков отправляли на учение к «мастерам грамоты». Для разучивания азбуки в ХVI в. использовали букварь Ивана Федорова, в 1634 г. появился букварь подъячего В. Бурцева, а в конце века – монаха К. Истомина. Теперь книг стало больше, их печатали на бумаге, переписывали скорописью или полууставом. По окончании школы ученик становился грамотеем, мог переписывать книги и составлять бумаги, а при продолжении учебы – служить в приказе или стать лекарем.

Врачи тогда ценились очень дорого, получали соболя, деньги и продукты. Медицинские обследования называли «докторские сказки», рецепты – приказы. В Москве в ХVII в. было всего две аптеки с аптекарскими огородами. Лечили людей по книге «Прохладный вертоград», умели делать кровопускание,

операции, вправление суставов. От остального спасала баня. Врачей почитали в народе за особый сорт колдунов, так как они практиковали языческие способы оздоровления, например «чудеса в решете». Решето считали небесным сводом, поэтому в лечебных целях поливали больного человека из решета. От эпидемий чумы и холеры практиковали окуривание помещений можжевельником и полынью. В 1656 г. в Москве появилась первая больница Ф. Ртищева.


Повседневная культура Древней Руси


Методическая интерпретация темы

Языческий макрокосм древних русичей был тесно связан с представлениями людей о всемогущих силах природы, способных влиять на их жизнь и благополучие. Многие народы – греки и римляне, германцы и викинги – противопоставляли землю небу, поклонялись солнцу и огню, обожествляли леса и водоемы. Духовный мир человека в Древней Руси был также связан с обожествлением явлений природы. В то же время в практике школьного обучения истории сегодня отсутствует комплексный подход к изучению языческого мира.

Во вводной части урока учителю истории необходимо остановиться на основных чертах языческого макрокосма, а затем организовать групповую работу учащихся по выявлению этих черт в повседневной жизни наших предков. Он отмечает их трехчастное представление о мире, когда Вселенную делили на небесный, земной и подземный мир. Люди представляли земное устройство в виде плавающего в водах океана огромного яйца. Посередине славянской Вселенной находилась Земля в виде желтка. Его верхняя часть составляла живой мир людей, а нижняя – мир мертвых. Вокруг Земли, подобно белку, яичным пленкам и скорлупе, располагались небеса. Верхнее небо было заполнено, по представлениям русичей, водой – это «хлябь небесная», хранилище запасов воды и источник дождей. Над Землей они видели прочный прозрачный купол – «твердь небесную», под сводами которого ходят небесные светила.

Учитель также обращает внимание детей на культы Земли, Солнца и Огня, так как без них нет жизни. Солнце и Огонь считали сыновьями Неба и Земли, поэтому «живой огонь» чтили повсеместно. Зажженный весной в ритуальных очистительных кострах, он должен был в течение года гореть в домашних очагах. Представления о создателе и властителе Небесного огня, Перуне и Свароге (от слова «варка»), были отчасти перенесены на Илью Пророка. От той далекой эпохи сегодня остались олимпийский факел и вечный огонь. Земля считалась святой, ее почитали в образе Мокоши – матушки-кормилицы. Слово «Мокошь» происходит от прилагательного «мокрый», потому что для занимающихся земледелием славян важен был дождь – «хляби небесные». По сей день сохранилось выражение «мать сыра земля». Впоследствии культ Мокоши переплетался с почитанием Параскевы Пятницы.

Далее учитель рассказывает ученикам о том, как в Древней Руси представляли стороны света. Древний русич верил в два начала – свет и тьму. Светлое начало олицетворяли с солнцем, с востоком (где оно появлялось) и c югом (откуда идет тепло) – источником весны и добра. Отсюда восточные страны и народы воспринимались славянами как праведные, которые ближе к свету, а позже – к раю. Запад считали местом пребывания угасшего солнца, заката, поэтому оттуда исходили мрак, зло и смерть. Именно поэтому правая сторона (восточная) считалась лучшей, а левая (западная) – худшей. Все западные народы славяне считали грешными и неправедными, которые ближе к тьме, а позднее – к аду. Север связывали с царством Конца Света. Неслучайно именно на севере было основано множество монастырей и скитов.

На уроке также подчеркивается, что в Древней Руси чтили культ Рода. Отсюда происходит слово «природа». Род, или Щур (от слова «пращур»), являлся охранителем родовых владений, дома и жизни человека от рождения до смерти. При угрозе злых сил русичи взывали: «Чур меня! Чур меня!» О выходящих за рамки родовых законов случаях говорили: «Чересчур!» Поклонение Роду у славян являлось основой крепости семейных отношений.

Древние русичи также верили в Мировое древо, похожее на громадный раскидистый дуб. На нем, по их мнению, зрели семена всех деревьев и трав, жили прародители всех птиц и зверей. Мир зверей, птиц и растений был полон для них тайн и загадок. Водяной и русалки владели реками и озерами, леший – хозяин и дух леса, с которым было связано все левое. «Встать с левой ноги» считалось неудачным, а «надеть на левую сторону» стало плохой приметой. Окружающий мир для язычников был полон магии, населен земными упырями и ведьмами, добрыми берегинями и домовыми, русалками и чурами. Надежной защитой от этого фантастического мира были заговоры, колдуны и магия.

Учитель поясняет ученикам, что смерть русичи не воспринимали как окончательную гибель и полное исчезновение человека. Для язычников мир мертвых был миром ушедших предков, где душа находила свое успокоение после земных тягот и оставалась бессмертной. На ад и рай славяне не разделяли мир иной, но оставляли на могилах еду и вещи. Языческая идея возрождения жизни каждой весной и увядания осенью стала созвучной христианскому пониманию воскрешения усопших. Велес – маг и прорицатель, покровитель загробного мира – представлялся славянам в образе змея, поэтому изображение змея символизировало подземное царство. Впоследствии представления о Велесе были перенесены на святых Власия и Георгия Победоносца. Русичи опасались враждебных человеку упырей, оборотней, кикмор и прочих существ, связанных со смертью. С образами подобных смертоносных злыдней соотносятся сказочные персонажи – Баба-яга, Лихо, Кащей Бессмертный, которые хорошо известны детям.

Переплетение языческого и христианского – так называемое двоеверие – стало основным жизненным принципом славян. Православная традиция предписывала жить в ладу с самим собой и в мире с другими людьми и обществом. Языческое мировоззрение отличалось контрастностью ценностных ориентаций: добро – зло, жизнь – смерть, правда – неправда. Поступки ценились добром и справедливостью, нужно было сторониться зла и лихих людей. Даже в обыкновенных числах видели магический смысл: 1 была связана с Богом, 3 – с триединством Бога, 4 – с четырьмя сторонами света, 7 – с самим человеком (7 грехов, 7 таинств, 7 дней недели).

Перед тем как школьники получают задания по группам, учитель на доске рисует так называемые «солярные знаки», в них русичи выражали свои воззрения и понятия о мире. Прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная превращалась в дождь. Земля также обозначалась ромбом – символом засеянного поля. Солярный круг с крестом в середине – колокрест – являлся символом солнца. Он напоминает колесо, так как солнце катится по небу, как огненное колесо. Знаком солнца также был конь, считавшийся важнейшим оберегом. Знаком огня была крада – решетка, а шестиконечный крест – знак грома и молнии. Огонь символизировал петушиный гребень, а сам петух являлся мощным оберегом.

Учитель на доске также изображает треугольник – знак человека – и ель – символ мироздания и Мирового древа. Женская фигура всегда была связана с символом плодородия: деревом, птицами, животными. Ее фигура часто напоминала дерево, из тела богини нередко прорастали ветви, а вместо головы было изображение ромба. Женская фигура с устремленными ввысь руками – Мокошь – символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. Женщина с опущенными руками – Лада. Эти фигуры чаще всего сопровождались оленями и лосями – знаками плодородия. Богини плодородия отождествлялись на

Руси с созвездиями Большой и Малой Медведицы. Они в древности назывались лосиными. Символами мудрости являлись спираль и змей, а символами плодородия, изобилия и хорошего урожая – коза и свинья. Славянские цвета также символичны. Белый цвет был связан с идеей света, чистоты и священности, что отразилось в выражении «белый свет». Красный цвет – знак солнца и огня, зеленый – плодородия и жизни, черный – земли, синий – воды и неба.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Изучение повседневной культуры России в музее и школе"

Книги похожие на "Изучение повседневной культуры России в музее и школе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Короткова

Марина Короткова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе"

Отзывы читателей о книге "Изучение повседневной культуры России в музее и школе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.