» » » » Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе


Авторские права

Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе

Здесь можно купить и скачать "Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе
Рейтинг:
Название:
Изучение повседневной культуры России в музее и школе
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2429-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Изучение повседневной культуры России в музее и школе"

Описание и краткое содержание "Изучение повседневной культуры России в музее и школе" читать бесплатно онлайн.



Культура повседневности, проблематика которой стала неотъемлемой частью гуманитарного образования, сегодня вошла в широкий образовательный контекст. Ее изучают в музеях, школах и вузах. Ценность предлагаемого универсального пособия состоит в том, что оно написано на основе междисциплинарного подхода, включает знания по истории, истории культуры, методике преподавания истории и музейной педагогике. Оно ориентировано на студентов, учителей и музейных педагогов, имеющих практику работы с детьми. Структура пособия научно обоснованна и включает в себя учебный, методический и дополнительный блоки.

Книга содержит обширный фактический материал по истории российской повседневности и раскрывает различные стороны повседневной жизни общества. Книга состоит из пяти частей. Первая часть повествует о традиционной русской культуре и повседневности допетровского времени, которые целиком зависели от годового жизненного цикла и были подчинены традициям. Во второй части показаны переворот в повседневной культуре петровского времени и особенности культуры барокко и рококо периода правления Елизаветы Петровны. Третья часть посвящена повседневности классицизма и ампира. Европеизация русской повседневности осуществлялась комплексно, сразу во всех сферах: нравы и ассамблеи, усадьба и духовная культура, театр и литература, образование и семья. В четвертой части книги показано вторжение капитализма и урбанизации в повседневную и духовную жизнь людей в период эклектики. В последней, пятой, части показана авторская версия феномена модерна как нового этапа развития культуры серебряного века.

Безусловный интерес представляет список рекомендуемой для изучения литературы. Методика прописана в дидактических разработках тем, вопросах и заданиях учащимся. Применение их в совокупности позволит обыграть темы по истории повседневной культуры, что даст возможность студентам, учителям и музейным педагогам внедрять их в своей работе с детьми.






У богатых были расписные санки, отделанные мехом куницы, у бедных – лядунки – простые, деревянные, обмазанные снизу жидким навозом. Катались также на коньках из заточенной кости коровьей голени и широких и коротких дубовых лыжах. Лыжу или конек надевали на одну ногу, отталкиваясь при катании другой ногой. Еще в старину появилась игра в пышку, или хоккей с мячом, который катали кочергой. Всю неделю катались на запряженных в сани лошадях. Эти катания называли съездки. Они проходили по кругу, так как круг считали символом солнца. Мужские сани, покрытые медвежьей шкурой, предназначались только для одного седока, женские – каптаны – были просторнее, напоминали целые

дома на полозьях. В гриву белых лошадей вплетали цветы и ленты, а на спины клали золототканые попоны. В последний день Масленицы устраивали обрядовую игру «Взятие снежного городка». На площади возводили крепость из снежных блоков – олицетворение приюта чудища зимы, – которую необходимо было разрушить. Для этого играющие делились на две партии – осаждающих и осаждаемых, которые вели войну, заканчивающуюся разгромом городка. В этот же день сжигали чучело Масленицы, а пепел зарывали в поле, на огороде, сыпали в солому и давали домашним животным. Всю Масленицу ели блины, которые являлись символом солнца, весны, плодородной земли, хороших урожаев, счастливых браков и здоровых детей.

Третья группа школьников представляет весенне-летние праздники славян.

Они отмечают, что главным праздником на Руси была Пасха. Слово происходит от греческого слова «пасхейн» – страдание. Ученики демонстрируют крашеное яйцо – символ праздника, а также жизни, рождения и возрождения. В земледельческой модели мира яйцо кодировало не только рождение, но и воскресение. Как тогда полагали, из яйца появилось все живое. Оно считалось символом плодородия и обновления, довольства и полного благополучия в семье. Яйцом обносили скот перед выпасом и во время падежа; их несли в поле во время сева для лучшего урожая; ими тушили пожары и клали их на могилы умерших предков. Первое яйцо, полученное при христосовании, имело охранные свойства. Скорлупа не выбрасывалась, ее мелко толкли в ступе и клали в мешочек – она считалась целебной. В пост яйца не ели, хранили острым концом вниз в ящиках с овсом или золой. Выкрашенное с помощью луковой шелухи яйцо называли крашенкой, проваренное в ткани с пятнышками – крапанкой, раскрашенное от руки – писанкой. Пасхальный стол украшали ритуальной едой, головой барана из масла, яйца клали в ростки овса или пшеницы, которые специально проращивали к празднику. Катание яиц на Пасху означало следующий круг: путь семени вниз на землю, в гнездо, и вверх – в рост и в полет птицы. Впоследствии катание яиц послужило основой новой игры – в бабки, только вместо яиц стали использоваться круглые кости коровы – бабки.

В первое воскресенье после Пасхи отмечали Красную горку. Весна и лето именовались красными, погода была ясная, и все расцветало. В это время обыкновенно реки разливались от таявших снегов, заливая низменности, поэтому гуляния проводили на возвышенных и гористых местах. Красную горку также называли Ляльником, так как Ляля – дочь Лады, богиня возрождающейся природы, первых всходов, молодости и любви. Ученики отмечали родственные слова: лелеять, ляля, люлька. Одна девушка наряжалась в Лялю, надевала белый сарафан, венок из свежих цветов, вплетала зелень в косы. Праздник был девичьим, в эти дни происходили «зеленые смотрины». Парни обливали водой приглянувшихся им девушек, последние водили по кругу хороводы, так как главным символом праздника считали Солнце. Танцы (слово происходит от названия навеса – танок) плескали, то есть отбивали такт ладонями, отсюда происходит современное «рукоплескать». Для отбивания такта использовали различные музыкальные инструменты: гудки, домры, гусли, зурны, волынки. Играли в бирюльки (слово происходит от глагола «брать»): из общей массы мелких предметов вытаскивали один предмет тонкой палочкой. Играли в свайку: в середину круга кидали большой гвоздь.

Четвертая группа школьников выявляет языческие традиции в цикле летних праздников – «зеленых святок».

Праздник Вознесения – 40-й день после Пасхи – наполнялся аграрным смыслом: рост, подъем, восхождение. Именно поэтому пекли ритуальные пироги-лесенки со сладкой начинкой. В поле проходили обряды, связанные с кукушкой – тряпичной куклой в сарафане и в венке из травы «кукушкины слезы». Обряды крещения и похорон кукушки связаны с древними представлениями. Кукушку олицетворяли с человеческими страданиями, называли кукушками вдов и сирот. По древнему поверью, во время Вознесения Спасителя все птицы прославляли восставшего из мертвых, только кукушка опоздала и поэтому в наказание страдала и влачила одинокую жизнь. Обряд похорон кукушки – уничтожение человеческого горя и страданий.

Перед праздником Троицы отмечали русальную неделю, или «зеленые святки». По мнению русичей, русалки – речные богини, загадочные существа, недобрые и опасные, хотя и привлекательные создания, обладающие вечной молодостью и красотой. Слово происходит либо от слова «русло» (реки) – место их пребывания, либо от русых волос, которыми они прикрывали свое нагое тело. В образе русалок переплелись черты языческих духов плодородия, воды и «нечистых» покойников – некрещеных и утопленников. Русальные березы со свисающими до земли ветвями обходили: в них якобы вселялись души умерших девушек – русалок, которые могли замучить человека до смерти. По этой же причине на русальной неделе не купались в реках. Считалось, что русалки появляются в то время, когда полям нужна влага, а колосу – сила. Они помогают зреть хорошему урожаю: в местах веселия русалок хорошо колосится рожь. Вторник русальной недели являлся поминальным днем: несли на кладбище яйца, блины, венки и березовые ветки и справляли поминки.

Семик – седьмой четверг после Пасхи – знаменовал прощание с весной, встречу лета, прославлял растительность и плодородие. По древним поверьям, береза первая одевалась в нарядную зелень и обладала особой силой роста, что и использовали в обрядах. Наряженная в течение нескольких дней березка должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и, соответственно, благополучию людей. В Семик происходил обряд завивания березы. Завивали ветки в венок, сплетали их попарно, а затем кумились – целовались через венок и обменивались какими-либо вещами: платками, кольцами, лентами. Венок тогда считался знаком бессмертия. По языческим представлениям, завязывая ветки дерева, символизирующего живой мир, человек магически добавлял жизненную силу, активное начало из верхнего мира (крона) в нижний мир (земля). Тогда верили: с кем завили березовые ветви, с тем крепко-накрепко связали свои мечты и думы. Развязанные ветви давали жизненную силу будущему урожаю.

В клечальную субботу (в старину клечанами называли деревья) украшали дома и храмы березками, ветками и васильками. По старинной легенде некий юноша влюбился в русалку и погиб в ее объятиях. Его душа переселилась в цветок – синий, как цвет глубокой воды. В этот день особенно боялись русалок, делали чучела русалок, которые в конце дня разрывали и разбрасывали по полю.

Праздником русской березы являлась Троица, которую называли в народе именинами земли-матушки. Символизирующая женское начало береза украшалась лентами, бусами, платками, печеньем в форме круглых венков. По древним поверьям, именно в этот день ветки березы наливались целительной силой, поэтому они являлись оберегом. Троицкая зелень оберегала дом во время грозы. Ветки берез размещали у икон, в люльке ребенка, в хлеву, хлестали ими друг друга и скот. Действо обряда хлестания считалось магическим: так передавали силу здорового распустившегося дерева человеку. Цветами праздника были зеленый и желтый, а ритуальной едой были желтые крашеные яйца, яичница, мед.

Летом после Петрова дня отмечали Яриловки – праздничные дни в честь бога плодородия Ярилы – и Ивана Купалу – в честь Перуна в день летнего солнцестояния. Слово «Ярило» родственно словам «ярый», «буйный», «яровой». Когда все растущее приходит в яр, то есть покрывается зеленью, тогда животные начинают яриться. Ярило – праздник животворной силы весенней природы. Христианский праздник Рождества Иоанна Предтечи слился со временем с народным праздником в честь дня летнего солнцестояния – Ивана Купалы. Имя славянского божества Купалы связано с обрядом массового купания в реке или катания по росистой траве. В купальскую, самую короткую, ночь нельзя было спать, так как ведьмы, колдуны и оборотни вредят во всю мощь своей вредоносной силы. В купальную ночь, по поверьям, животные обретали речь, деревья беседовали между собой, а вода превращалась в вино. Для оберега от нечистой силы на подоконники клали жгучую крапиву, а у дверей ставили осиновый кол. Два обряда праздника – купание в воде и зажигание ритуальных костров, – по старинным представлениям, предохраняли человека и его богатство от всяческого зла, колдовства и недобрых глаз. Прыжки над огнем имели разные толкования: освобождение от колдовства, болезней – 40 недугов, изобилие урожая и долгую жизнь. Чем выше прыжок, тем обильнее будет урожай, тем больше будет счастья. В очистительный костер бросали рубашки, снятые с больных. В середину зажженного костра ставили шест с укрепленным огненным колесом – символом Солнца. Обрядом праздника было катание с горы огненного колеса, символизирующего солнце. Священные языческие костры горели повсеместно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Изучение повседневной культуры России в музее и школе"

Книги похожие на "Изучение повседневной культуры России в музее и школе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Короткова

Марина Короткова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе"

Отзывы читателей о книге "Изучение повседневной культуры России в музее и школе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.