» » » » Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе


Авторские права

Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе

Здесь можно купить и скачать "Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе
Рейтинг:
Название:
Изучение повседневной культуры России в музее и школе
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2429-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Изучение повседневной культуры России в музее и школе"

Описание и краткое содержание "Изучение повседневной культуры России в музее и школе" читать бесплатно онлайн.



Культура повседневности, проблематика которой стала неотъемлемой частью гуманитарного образования, сегодня вошла в широкий образовательный контекст. Ее изучают в музеях, школах и вузах. Ценность предлагаемого универсального пособия состоит в том, что оно написано на основе междисциплинарного подхода, включает знания по истории, истории культуры, методике преподавания истории и музейной педагогике. Оно ориентировано на студентов, учителей и музейных педагогов, имеющих практику работы с детьми. Структура пособия научно обоснованна и включает в себя учебный, методический и дополнительный блоки.

Книга содержит обширный фактический материал по истории российской повседневности и раскрывает различные стороны повседневной жизни общества. Книга состоит из пяти частей. Первая часть повествует о традиционной русской культуре и повседневности допетровского времени, которые целиком зависели от годового жизненного цикла и были подчинены традициям. Во второй части показаны переворот в повседневной культуре петровского времени и особенности культуры барокко и рококо периода правления Елизаветы Петровны. Третья часть посвящена повседневности классицизма и ампира. Европеизация русской повседневности осуществлялась комплексно, сразу во всех сферах: нравы и ассамблеи, усадьба и духовная культура, театр и литература, образование и семья. В четвертой части книги показано вторжение капитализма и урбанизации в повседневную и духовную жизнь людей в период эклектики. В последней, пятой, части показана авторская версия феномена модерна как нового этапа развития культуры серебряного века.

Безусловный интерес представляет список рекомендуемой для изучения литературы. Методика прописана в дидактических разработках тем, вопросах и заданиях учащимся. Применение их в совокупности позволит обыграть темы по истории повседневной культуры, что даст возможность студентам, учителям и музейным педагогам внедрять их в своей работе с детьми.






По языческим представлениям, дом строили вдали от бани, дороги и кладбища, куда могли уйти достаток и здоровье. Для строительства не брали упавшие макушкой на север «буйные» деревья, «стоеросовые» – с перекрестков дорог, сухие и старые – повисшие на ветвях соседей. Дом считали живым существом, поэтому у него находили лицо, чело, ноги, задок. Фронтон дома называли очельем (чело – лоб), его сплошь покрывали солярными знаками. Торцы несущих кровлю бревен – слег, выходивших на фасад, прикрывали резными досками – причелинами – и вертикальной доской – полотенцем.

Дети отмечают, что в резьбе этих деталей дома нашли воплощение языческие представления. Их украшало изображение женщины с устремленными вверх руками – символ единства сил Земли и Неба, от которых зависела жизнь дома. Круг с ромбом внутри был символом Земли. Символами водной стихии были изображения русалок. Зигзаги и волнистая линия – вода или «хлябь небесная» – шли по причелинам в три ряда. Жилище всегда связывали с Солнцем – символом добра, знаком света, разгоняющего тьму. На доме обязательно делали «солярные знаки» в форме круга с крестом внутри, который обозначал огонь и предотвращал пожары. Круг с шестью лучами – громовой знак – предохранял жилище от молнии. На причелинах солнце было обычно показано трижды: восходящим в виде круга с тремя лучами на нижнем левом конце, заходящим на правом конце причелины в местах соприкосновения кровли со срубом и зенитном положении наверху на щипце крыши. На нем наверху находился конёк – изображение коня спереди на охлупне – верхнем бревне крыши. Говорили: «Конь на крыше – в избе тише». Коньком также был петух: нечистая сила исчезала при крике петухов. Изображения животных на крыше считали оберегами. Перед строительством приносили в жертву коня или петуха. Для обеспечения благополучия рода под угол дома закладывали череп конской головы, а между бревнами – клочки шерсти.

Ученики также отмечают, что окна являлись глазами дома. Сначала они были волоковыми: в прорубленное в двух бревнах стены отверстие вставляли раму с деревянной задвижкой, которая ходила по пазам и имела отверстие – гляделку. У богатых людей косящатые (от слова «косяк») окна закрывали решеткой со вставленными кусочками слюды в виде круглых розеток, символизирующих солнце, или растительных узоров. Позже появились наличники окон – обрамление окна со стороны улицы, то есть на лице дома. Наличники жилых помещений всегда украшали резьбой с солярными знаками. Солярные знаки помещали на фасадах всех строений дома – избы, клетей, сеней, повалуши и верхнего терема. Богатое жилище отличали галереи вокруг дома, которые предохраняли его от стекавшей с крыш воды. Для галерей, лестниц и гульбищ – настилов с перилами – вытачивали столбики – балясины. Вся резьба на перилах и столбах содержала солярные знаки. Открытая терраса – рундук – выходила в сад-вертоград с плодовыми деревьями, кустарниками, колодцем, погребом, ульями, качелями, купальней и навесом со скамьей. Сад в Древней Руси считался воплощением Мирового древа и моделью Вселенной. Кроны деревьев олицетворяли рай небесный с поющими птицами. Земной мир символизировал огород с овощами и плодовыми кустарниками. Подземным миром считали пруды. Сад называли «яблочным царством», яблони являлись символом Мирового древа, а яблоки – знаком плодородия. Ценилось все то, что приносило реальную пользу дому. Разведение цветов на Руси считали смешной забавой, поэтому садик с цветами называли потешным.

Четвертая группа школьников занимается выявлением языческих символов во внутреннем убранстве древнерусского дома.

Печь ставили в северной части, а окна прорубали в южной части избы. На печных изразцах можно было заметить солярные знаки, птицу Сирин, русалок и изображения животных и зверей. Около печи – в запечье – хранили утварь – рогатые ухваты, кочергу, чапельник, большую деревянную лопату, помело и печные горшки – чугуны. На них по языческой традиции наносили волнистые линии – символы плодородия и благополучия семьи, показывающие уровень сваренной пищи.

Все углы дома были четко обозначены от печки: печной, рядом – женский, или бабий кут, рядом со входом – мужской угол, коник, и по диагонали от печи – красный угол. Иногда женский угол называли «упечь», то есть у печи, впоследствии глагол «упечь» стал означать непосильную работу или кабалу, какой была женская доля. Здесь были шкаф для хранения посуды с языческими символами в резьбе и люлька, закрепленная по центру специальным железным кольцом. Сидя за работой на лавке, хозяйка вставляла ногу в прикрепленную снизу к люльке петлю и ее качала. Для спанья и работы хозяина служил сундук – лавка, украшенный изображением оберега – конской головы, поэтому весь угол называли коником. В красном углу стояли большой стол и лавки. Языческая резьба – опушка – покрывала края досок массивных дубовых столов и грани устойчивых ножек, а также традиционный предмет мебели – сундук с солярными знаками. Особенно плотной резьбой отличался подголовник – небольшой сундук с ценностями, который во время сна клали под голову.

Отношение к огню в доме было священное, его поддерживали и никогда не гасили. Дом освещался светцами с горящей лучиной, под них ставили ящик с песком или корыто с водой. В плошки – плоские чашечки с загнутым краем и ручкой – вставляли фитиль и наливали масло. Позже появились слюдяные фонари, круглые подсвечники – шенданы – и люстры-паникадила со свечами. Священное отношение было не только к огню, но и к воде. Ее приносили в деревянных ведрах на специально изогнутом коромысле, хранили в бочках, кадках, ушатах, шайках, грязную воду выливали в лохань. В доме обычно было два рукомойника: напоминавший птицу подвесной для ежедневного мытья рук и баран с двумя носиками для умывания ромашковой водой. Говорили: «Встану рано, пойду к барану, большому носу, глиняной голове!» Все полотенца украшали вышивкой с солярными знаками.

Полки обычно задергивали занавесками, на них ставили самые ценные предметы – серебряную посуду, часы с двигающимся циферблатом, петуха-оберег и крашеное яблоко из дерева – символ плодородия и Мирового древа. Зеркала в те времена были большой редкостью, они тщательно завешивались занавесками, ибо люди боялись своего изображения в зеркале. Красное атласное постельное белье украшали мехом, пухом и жемчугом, что, по мнению людей того времени, давало жизненную силу, энергию и плодородие. Весьма оригинальная древнерусская посуда вобрала в себя языческий макрокосм.

Здесь следует подчеркнуть, что, по представлениям предков, солнце на закате опускалось на подземный океан, плыло ночью по нему и всплывало на другом его конце утром. Ночное движение светила, по их понятиям, осуществлялось водоплавающими птицами или ящером, заглатывающим солнце вечером на западе и выпускавшим его утром на востоке. Днем солнце по небу (стол рассматривался славянами как небесный свод) влекли кони или мощные птицы, что отразилось в орнаментах бытовой посуды. Формы ендов, ковшей, чарок, скобкарей, солонок и другой посуды напоминали форму уточки или другой птицы. Хвост и голова представляли собой удобные рукояти. На ручках ложек всегда делали оберег – изображение конской головы.

В заключение урока учитель вместе с учениками делает вывод о влиянии языческого макрокосма на повседневный мир и материальную культуру Древней Руси.

На следующем уроке ученики получают новое познавательное задание: «Выявите черты языческого мировоззрения в различных обрядах духовной культуры допетровского времени».

Пока ученики выбирают себе группы, которые соответствуют зимнему, весеннему и летнему циклам праздничных обрядов, учитель заостряет их внимание на важности календаря в обрядовой стороне духовной жизни русичей. Он отмечает, что весь жизненный уклад определялся в первую очередь временем года. В течение долгого времени существовали церковный и народный (аграрный) календари. Год делили на две взаимосвязанные половины – зиму и лето. Ключевыми и критическими точками годичного круга были два солнцестояния и два равноденствия, с которыми связывались соответствующие ритуалы. Наиболее ответственным моментом считалось зимнее солнцестояние: день сокращен до минимума, а зимние морозы и тьма наглядно демонстрировали экспансию злых сил. Отсюда стояла задача сохранения своего мира и использование плодородящих сил хаоса для будущего благополучия. Летнее солнцестояние – кульминация года, расцвет всех жизненных сил природы – сопровождалось праздником, связанным с магией плодородия, водой и огнем.

Языческие праздники всегда сопровождались похоронами – потоплением или сжиганием – куклы (чучела) божества. В основе народного календаря, который отражал ритмичность годового аграрного цикла, лежала языческая модель мира, основанная на системе противопоставления, чередования праздников и будней, постов и обильной еды. Все праздники на Руси были связаны с Солнцем, которое согласно языческим представлениям обладало магической силой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Изучение повседневной культуры России в музее и школе"

Книги похожие на "Изучение повседневной культуры России в музее и школе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Короткова

Марина Короткова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Короткова - Изучение повседневной культуры России в музее и школе"

Отзывы читателей о книге "Изучение повседневной культуры России в музее и школе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.