Николай Рожков - Психоаналитическая педагогика: теория и технологии

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Психоаналитическая педагогика: теория и технологии"
Описание и краткое содержание "Психоаналитическая педагогика: теория и технологии" читать бесплатно онлайн.
Автор открывает нам новую страницу в педагогике. Он впервые решает проблему синтеза психоанализа и неопедагогики. Основы психоаналитической педагогики – результат его многолетней работы. Это мир новых знаний, идей, принципов, методов, которые обогатят педагогическую науку.
В этой книге автор доказывает, что альтернативы гуманной педагогике нет. Он показал, что идеи и принципы гуманизма в обучении и воспитании могут быть реализованы лишь в том случае, если педагоги овладеют знаниями основ психоаналитической педагогики.
Эта книга адресована научным работникам, педагогам всех типов школы, психологам, аспирантам, студентам, и всем тем, кто неравнодушен к судьбе будущих поколений.
С точки зрения З.Фрейда, принцип удовольствия еще долгое время господствует в сфере трудно «воспитываемых» сексуальных влечений, и часто бывает так, что он в сфере этих влечений берет верх над принципом реальности даже во вред всему организму5. В период полового созревания принцип удовольствия становится доминирующим, подчиняя себе первичные психические функции, потому что сексуальные влечения практически не поддаются воспитанию. В этот период возникает дисгармония в половом, психическом и социальном развитии личности. В определенной мере, этим можно объяснить подростковую агрессивность, непримиримость, неадекватное поведение.
Принцип удовольствия у З.Фрейда сводится к тому, чтобы избежать всего неприятного. Если на лицо избыток нервного напряжения какого-либо рода, то возникает неудовольствие, неудовлетворенность, стремление от него избавиться. Возникает проблема, которую необходимо решить. Наоборот, если имеется у данного лица относительное равновесие между всеми его влечениями, то тогда он удовлетворен и относится к действительности спокойно, сдержанно. Иначе говоря, принцип удовольствия связан с понижением возбуждения психического аппарата человека, а принцип неудовольствия – с повышением. С принципом удовольствия тесно связан принцип реальности. У каждого человека есть определенные влечения, которые необходимо удовлетворить для восстановления душевного равновесия, но возможность их удовлетворения в значительной степени зависит от внешней среды, окружающей человека. Поэтому принцип удовольствия неизбежно сталкивается с принципом реальности. Отсюда, динамика психической жизни и ее ненормальности объясняются тем, что принцип удовольствия, сам по себе не терпящий никаких ограничений, вынужден идти на компромисс с неумолимой, противостоящей ему реальностью.
Установив, что субъективными индикаторами органических влечений являются, с одной стороны, удовольствие, а с другой – неудовольствие, З.Фрейд стремился уяснить физиологические, точнее энергетические основы этих противоположных чувств. Он находит их во внутриорганическом энергетическом равновесии и в нарушении его. Нарушение энергетического равновесия возникает в процессе деятельности человека. Например, есть категория учащихся, которые не утруждают себя учебно-познавательной деятельностью, избегают физической работы, экономя при этом свои силы и энергию. Удовольствие, испытываемое такими учащимися, приоткрывает их глубинные влечения, являющиеся причинами негативного отношения к такой деятельности. В тоже время, есть учащиеся, для которых процесс познания и учения доставляет удовольствие. Эта деятельность наполняет их энергией, раскрывая их задатки и способности. Отсюда можно предположить, что и хорошие и плохие привычки укореняются в процессе получения удовольствия; в условиях низкого уровня эмоционального напряжения, потому что на таком уровне поведенческие реакции выполняются легко и непринужденно.
Итак, продуктом влечений у З.Фрейда становится принцип удовольствия. Он рассматривается Фрейдом как главная тенденция жизнедеятельности организма. Принцип удовольствия у него превращается в общий принцип биологической работы организма.
В отличие от принципа удовольствия, принцип реальности является вторичным образованием в развитии человеческой психики. В психической жизни нормального индивидуума он становится господствующим, но это происходит не сразу.
Принцип удовольствия постоянно сталкивается с принципом реальности. Поэтому динамику развития психической жизни человека, ее аномалии З.Фрейд пытался рассмотреть через призму взаимодействия этих двух принципов. Они превращаются у него не только в индикаторы влечений человека, но и в механизм развития его психики. Уровень развития этих принципов в конечном итоге отражается на общей культуре человека.
2.3 Понятие о психическом механизме вытеснения
В процессе жизни человека принцип удовольствия теряет свое господство в психике: начинает действовать и противостоять ему новый принцип реальности. Все душевные переживания с этого момента должны выдерживать двойное испытание. Казалось бы, неудовлетворенные желания должны быть подавлены и исчезнуть из психической жизни личности. В действительности, они никуда не исчезают, а входят в ассоциативные связи и остаются в подсознании. Происходит их психический отбор, и только то душевное состояние, которое выдержало двойное испытание с точки зрения обоих принципов, либо полностью входит в систему психического, в сознание либо получает возможность войти в нее, то есть становится предсознательным. И только те переживания, которые не выдержат испытания, – вытесняются в систему бессознательного.
Процесс вытеснения совершается на протяжении всей жизни человека без участия сознания. Управляет вытеснением особая психическая сила, которую З.Фрейд образно называет «цензурой». Цензура лежит на границе систем сознательного и бессознательного. Вся масса вытесненных представлений, чувств и желаний в бессознательное, никогда не умирает и не теряет своей силы. Ведь изжить какое-нибудь чувство или желание можно только через сознание и через управляемые им действия и поступки и, прежде всего через человеческую речь. Бессознательное же – бессловесно, оно боится слова1. В качестве примера, рассмотрим чувства любви и ненависти, когда они связаны с одним и тем же субъектом. Более слабое чувство, причем неудовлетворенное, должно уйти в бессознательное, арбитром же между ними выступает ответственность, долг, уважение к самому себе и т. д., то есть те чувства, которые связаны с самым мощным регулятором нашего поведения – совестью. Если в результате этой борьбы, доминирующим окажется чувство ненависти, которое мы питаем к субъекту, то говорить о том, что чувство любви куда-то совсем исчезло нельзя. Оно хранится в тайниках бессознательного и дает о себе знать в определенные моменты нашей жизни, придавая необычайную интенсивность и энергию нашим поведенческим реакциям.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психоаналитическая педагогика: теория и технологии"
Книги похожие на "Психоаналитическая педагогика: теория и технологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Рожков - Психоаналитическая педагогика: теория и технологии"
Отзывы читателей о книге "Психоаналитическая педагогика: теория и технологии", комментарии и мнения людей о произведении.