» » » Николай Рожков - Психоаналитическая педагогика: теория и технологии


Авторские права

Николай Рожков - Психоаналитическая педагогика: теория и технологии

Здесь можно купить и скачать "Николай Рожков - Психоаналитическая педагогика: теория и технологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «МАБИВ»50b47336-5b4f-11e4-af45-002590591ed2, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Рожков - Психоаналитическая педагогика: теория и технологии
Рейтинг:
Название:
Психоаналитическая педагогика: теория и технологии
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-93932-105-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психоаналитическая педагогика: теория и технологии"

Описание и краткое содержание "Психоаналитическая педагогика: теория и технологии" читать бесплатно онлайн.



Автор открывает нам новую страницу в педагогике. Он впервые решает проблему синтеза психоанализа и неопедагогики. Основы психоаналитической педагогики – результат его многолетней работы. Это мир новых знаний, идей, принципов, методов, которые обогатят педагогическую науку.

В этой книге автор доказывает, что альтернативы гуманной педагогике нет. Он показал, что идеи и принципы гуманизма в обучении и воспитании могут быть реализованы лишь в том случае, если педагоги овладеют знаниями основ психоаналитической педагогики.

Эта книга адресована научным работникам, педагогам всех типов школы, психологам, аспирантам, студентам, и всем тем, кто неравнодушен к судьбе будущих поколений.






Образное и вербальное кодирование информации является повседневным феноменом жизнедеятельности человека. Этим можно объяснить способность человека видеть своего знакомого, с которым расстались несколько дней назад или образ деятельности (подготовка к экзамену, решение задачи, написание сочинения, прогулка перед сном и т. д.), которой были заняты в последнее время. С точки зрения А.Бандуры, зрительные образы играют решающую роль в тех формах поведения человека, которые не поддаются вербальному кодированию6.

Действительно, основными инструментами самопознания и саморегуляции личности являются образ и речь. От человека требуется внимательное наблюдение за сказанными словами и возникающими при этом образами и представлениями, потому что наиболее развитой знаковой системой является язык человека. Он, как вторая сигнальная система помогает контролировать свое поведение и направлять его. Это происходит автоматически, так как слова не говорятся вслух, а воспроизводятся на уровне внутренней речи, про себя. Слова придают своему поведению определенность и отчетливость, как для самого себя, так и для окружающих. Их нельзя оторвать от образа и связанных с ним представлений. В словах человек фиксирует свои состояния или причины душевного дискомфорта, психологического конфликта. Посредством речи осуществляется самокоммуникация личности, с помощью и в результате которой обсуждаются и осознаются пути выхода из кризисных ситуаций. Это можно объяснить тем, что в ходе диалога с самим собой, человек как бы отстраняется от своего привычного образа, от шаблонного видения конкретных трудных обстоятельств.

Вследствие того, что самооценка позволяет человеку критически относиться к самому себе, постоянно соотносить свои возможности и способности с требованиями предъявляемыми жизнью, вырабатывать умение ставить перед собой реальные цели, отказываться от необоснованных притязаний, предложений, гипотез, вовремя отказаться от каких-то поступков, если стало ясно, что они бесполезны, а тем более ошибочны, вредны. Она выступает одним из основных условий такого самоуправляемого компонента поведения личности как самосовершенствование.

Нужно сказать, что человек включается в процесс самосовершенствования, когда он испытывает в этом глубокую потребность, желание, стремление, то есть, предрасположен к активной работе над собой. Точнее говоря, механизмы самосовершенствования включаются в тот момент, когда личность овладевает способностью к саморазвитию и саморегулированию. Поскольку у учащихся недостаточный социальный опыт и низок уровень готовности к самосовершенствованию, то является очевидным, что задачами педагогов являются выработка у учащихся этой готовности и целенаправленное стимулирование (активизация процессов саморазвития и саморегуляции личности над собой).

Согласно Н.М.Таланчуку, самосовершенствование личности – это роль, которая интегративна по своей природе: к ней фактически сводятся все те связи и явления, которые мы обозначаем человековедением7. По его словам, процесс становления личности – это и есть овладение, освоение ею всеми лучшими человековедческими достоинствами в ходе активной работы по самосовершенствованию. Критерием оценки этого процесса и его результатом выступает степень готовности и способности личности полноценно выполнять систему социальных ролей8. В процессе того, как мы овладеваем наиболее значимыми для нас социальными ролями, на уровне сознания и подсознания происходит отбор, а затем удовлетворение самой глубинной нашей потребности в самоактуализации. Самоактуализация – это высшая ступень самосовершенствования личности. На этой ступени проявляются ее задатки и способности. Говоря словами А.Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самим собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе»9.

Итак, самосовершенствование личности – это овладение ею системой наиболее значимых для себя социальных ролей и удовлетворение потребности в самоактуализации.

Процесс саморегуляции и самосовершенствования начинается с момента овладения личностью способностью к самопознанию, а, следовательно, к самонаблюдению и самооценки. Самонаблюдение необходимо нам потому, что о другом мы судим только по аналогии, сравнивая себя с ним. В тоже время, самооценка позволяет нам оценить свое состояние и возможности, а также умение строить отношения с другими людьми. Иначе говоря, эти механизмы выполняют функцию сравнения и оценки. Эффективность деятельности данных механизмов зависит от умения индивидуума общаться с самим собой, т. е. от уровня развития у него образного мышления и словесных представлений. Эти особенности мыслительной деятельности включаются в тот момент, когда личность предрасположена к активной работе над собой, когда она испытывает в этом глубокую потребность.

Глава вторая

Классический психоанализ

1. Причины возникновения психоанализа

Историческое развитие человеческой мысли стало основой возникновения психоанализа в его классическом виде. Психоанализ возник на рубеже XIX и XX столетий благодаря творчеству швейцарского психолога и психиатра З.Фрейда.

С древних времен философы пытались понять внутренний мир человека, который скрыт от непосредственного наблюдения. В свое время Платон говорил о том, что в душе каждого человека незримо дремлет дикое, звероподобное начало, которое под влиянием сытости и хмеля, отбросив всякий стыд и разум, стремится к удовлетворению своих вожделений. Даже в тех, кто нам на первый взгляд кажется разумным, умеренным и добродетельным, таится «какой-то страшный, беззаконный и дикий вид желаний..»1.

Мыслители неоднозначно подходили к решению вопроса о взаимоотношении разума и чувств человека. Если Платон, Р.Декарт и другие философы считали, что только разум в состоянии выполнить задачу контроля над страстями посредством воли, то Д.Юм утверждал, что разум есть и должен быть лишь рабом аффектов и не может претендовать на какую-либо другую должность, кроме служения и послушания им2. Постепенно эта проблема перешла в плоскость взаимоотношения сознательного и бессознательного, изучения внутреннего мира человека.

На проблему бессознательного особое внимание обратил выдающийся немецкий философ Г.Гегель. В работе «Философия духа» он говорит о «бессознательном тайнике», в котором «сохраняется мир бесконечно многих образов и представлений без наличия их в сознании»3. Г.Гегель полагал, что сознательное и бессознательное – это две противоположные сферы деятельности человека, а познать «смутную деятельность души» можно раскрытием образов «бессознательной символики»4. Так же следует отметить другого немецкого философа И.Канта. Он утверждал, что сфера неосознанных представлений беспредельна и на великой карте нашей души освещены только некоторые пункты. Творчество И.Кант связывал с подсознанием; «рассудок, – говорил, – он, больше всего действует в темноте, а подсознание – это «акушерка мыслей»5.

Немецкий психолог В.Вундт сравнивал подсознание с неким существом, которое трудится на нас, а потом бросает зрелые плоды к нашим ногам. Б.Рассел рассказывал, что иногда он откладывал в сторону свои замыслы, чтобы дать им дозреть в подсознании. «Научные искания и намечающиеся мысли продолжают обогащаться, преобразовываться, расти и там, так что, возвратившись потом в сознание, они оказываются более содержательными, созревшими и обоснованными», – писал А.А.Ухтомский6.

Более определенно о взаимоотношении сознательного и бессознательного высказался другой немецкий философ А.Шопенгауэр в своем главном труде «Мир как воля и представление». По его словам, «бессознательное – это изначальное и естественное состояние всех вещей; следовательно, оно является той основой, из которой, в отдельных родах существ, как высший цвет ее, вырастает сознание: вот от чего бессознательное даже и на этой высокой ступени все еще преобладает»7. К аналогичным выводам приходят Ф.Ницше и Э.Гартман. Согласно Ф.Ницше, «бессознательность есть необходимое условие всякого совершенства»8. В своем труде «Философия бессознательного» Э.Гартман раскрывает многие элементы, которые в последствии вошли в психоаналитическое учение З.Фрейда. Прежде всего, признание важности бессознательного в жизни человека, убежденность в том, что нельзя психику сводить только к сознательным актам, подчеркивание роли бессознательного в творчестве личности, возможность осознания бессознательного и т. д.

Рассматривая содержание психической жизнедеятельности личности, ученые все больше убеждались в том, что этот мир нельзя познать, не воспользовавшись законом ассоциаций. Этот закон впервые ввел в психологию Аристотель, который в качестве объекта научного исследования взял простейший психический элемент представление. Он выдвинул предположение, что представления соединяются между собой по определенным правилам, названным в последствии законами ассоциаций (связи представлений по смежности, сходству, времени и т. д.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психоаналитическая педагогика: теория и технологии"

Книги похожие на "Психоаналитическая педагогика: теория и технологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Рожков

Николай Рожков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Рожков - Психоаналитическая педагогика: теория и технологии"

Отзывы читателей о книге "Психоаналитическая педагогика: теория и технологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.